Исследование сформированности представлений детей о нравственных качествах личности

№125-1,

педагогические науки

В статье раскрыты задачи, которые стоят перед педагогом при ознакомлении детей средней группы с художественной литературой. Проанализированы результаты констатирующего этапа эксперимента, сформирована цель формирующего этапа эксперимента и его описание. Описаны этапы формирующего эксперимента и подтверждены результаты контрольного эксперимента по формированию представлений о нравственных качествах личности.

Похожие материалы

В условиях внедрения новой модели образования в Республике Казахстан вновь возрос интерес к воспитанию как к процессу развития личности. Главной задачей казахстанской образовательной политики является обеспечение качества современного образования на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Поэтому важным представляется то, каким будет молодой человек, который покинет школу сегодня. В соответствии с Концепцией 12-летнего образования Республики Казахстан, выпускник школы должен обладать ключевыми компетенциями, позволяющими ему быть конкурентоспособной личностью, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни [1].

Определение стратегических приоритетов современного казахстанского воспитания вызывает необходимость изменения приоритетов в образовательном и воспитательном процессе, в частности, нового взгляда на социализирующую роль школы. Это меняет цели, подходы, понимание образовательных и воспитательных задач. В образование возвращаются идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности.

«Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия, неизбежно повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Развитие воспитания в системе образования Казахстана является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Решение задач социализации детей в современных условиях диктует необходимость перехода в новое качественное состояние всего процесс образования [2].

Духовность и нравственность способствуют восстановлению национальных традиций, национального опыта в формировании, становлении личности, создают условия для восприятия достояний национальной культуры.

Теоретическим проблемам воспитания посвящены труды отечественных ученых-педагогов Н.С. Алькожаевой, Ж.Р. Башировым [3], М.Е. Демеуовой [4], К.Ж. Кожахметовой [5] (духовно-нравственное воспитание.

Исходя из Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан содержание базового дошкольного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности. Социальная компетентность позволяет: стать социально — адаптивной, творческой личностью, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, испытывать любовь к Родине, уважение к старшим. Социальная компетентность ребенка в возрасте от года до 6-ти лет представлена следующим образом: ребенок от 5-ти до 6-ти лет умеет попросить о помощи, уважает желания других людей; осваивает взаимосвязи в социальном мире, демонстрирует высокий уровень коммуникативных умений; усваивает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность [6, с.24].

Требования к педагогическому процессу в образовательной области «Социум»: старший дошкольный возраст (от 5-ти до 6-ти лет): процесс предусматривает проведение социально–психологических тренингов, направленных на развитие успеха, овладение способами разрешения конфликтных ситуаций. Он построен на социально-игровых технологиях, направлен на создание ситуации гуманистической направленности, побуждающей детей к проявлению заботы, внимания, помощи, предусматривает интеграцию социального развития через другие образовательные области [6, с.14].

Рассмотрим более подробно программу «Зерек бала».

В соответствии с Государственного общеобязательного стандарта образования дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан программа включает пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» и направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Согласно программе цель образовательной области «Социум» в средней группе: формирование личности, обладающей социальной компетентностью, позволяющей строить общение и взаимодействие на основе знания общественных норм и правил [7, с.148].

Основная цель ознакомления детей средней группы с художественной литературой в образовательной области «Социум»: формирование социальных качеств личности через анализ произведений детской художественной литературы и устного народного творчества [7, с.150].

Задачи, которые стоят перед педагогом при ознакомлении детей средней группы с художественной литературой:

  1. Знакомить детей с миром человеческих чувств и взаимоотношений на примерах героев произведений художественной литературы.
  2. Воспитывать интерес к литературе, учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сочувствовать, сопереживать героям.
  3. Развивать умение строить взаимоотношения на основе положительных поступков, поведения и отношений героев литературных произведений.
  4. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения, рассказывать о простых взаимоотношениях героев, их поведении, использовать эпитеты, образные слова, сравнения при описании героев, их действий.

Таким образом, анализ программных документов дошкольного образования, нормирующих ее деятельность, показывает, что в них заложена система по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о нравственных качествах через художественную литературу, но это еще не гарантирует высокий уровень сформированности этих представлений у детей. Все зависит от того, какая практическая работа ведется в этом направлении.

В ходе констатирующего этапа с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа на предмет выяснения уровня сформированности представлений детей о нравственных качествах личности. За основу была применена методика Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. «Изучение осознания детьми нравственных норм»[8, 244].

Исходя из результатов беседы с детьми и наблюдения за их поведением, были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности представлений детей о нравственных качествах личности: ребенок, который знает, как правильно поступить в определенной ситуации и ведет себя в группе, согласно нравственной норме — 3балла; ребенок не знает как правильно поступить в определенной ситуации, но ведет себя в группе согласно нравственной норме — 2 балла; ребенок, знает как правильно поступить в определенной ситуации, но ведет себя противоположным образом-1 балл; ребенок не замечает неправильной ситуации в рассказе и в группе ведет себя, не соблюдая нравственные нормы — 0 баллов.

Баллы, набранные ребенком, суммировались, в результате мы могли судить об уровне сформированности представлений детей о нравственных качествах личности.

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило его уровень сформированности представлений о нравственных качествах личности. Сравнительные результаты констатирующего этапа эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты уровня сформированности представлений детей о нравственных качествах личности на констатирующем этапе эксперимента

Группы

Кол-во детей

Уровни сформированности представлений дошкольников о нравственных качествах

высокий

%

средний

%

низкий

%

экспериментальная группа

15

9

60

2

14

4

26

контрольная группа

15

9

60

5

33

1

7

Как видно из таблицы 1, уровень сформированности представлений детей о нравственных качествах личности в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Детей с высоким уровнем сформированности представлений о нравственных качествах личности одинаковое количество в обеих группах. В экспериментальной группе 4 ребенка с низким уровнем сформированности представлений о нравственных качествах личности, а в контрольной группе 1 ребенок.

Наглядно уровни сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности на констатирующем этапе отражены на рисунке 1.

Уровни сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности на констатирующем этапе
Рисунок 1. Уровни сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности на констатирующем этапе

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы сформировали цель формирующего этапа эксперимента: проверить влияние художественной литературы на формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности.

Это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для формирования у дошкольников представлений о нравственных качествах личности, основой которого могут стать произведения художественной литературы.

В контексте формирующего эксперимента, учитывая возраст детей, были отобраны и изучены сказки, содержание которых имеет нравственную направленность.

Особая роль была отведена организованной учебной деятельности, так как это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе проводилась организованная учебная деятельность ознакомительного характера, затем комплексного, которая заканчивалась продуктивной деятельностью.

Работа в данном направлении состояла из нескольких этапов:

  • содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
  • определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей — портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира);
  • обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
  • определение специфики сказки через особенности ее системы образов.

При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции.

Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.

Работа по изучению сюжета состояла из нескольких этапов:

  • уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними;
  • определение отдельных функций — действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;
  • выделение так называемых «сюжетных вех», или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки);
  • соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев.

На контрольном этапе использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. На основании прежних критериев оценки, с учетом результатов наблюдения и собеседования с детьми были подведены итоги контрольного этапа. Сравнительные результаты контрольного этапа эксперимента отражены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты уровня сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности на контрольном этапе эксперимента

Группы

Кол-во детей

Уровни сформированности представлений дошкольников о нравственных качествах

высокий

%

средний

%

низкий

%

экспериментальная группа

15

11

73

4

26

-

-

контрольная группа

15

9

60

5

33

1

7

Как видно из таблицы 2, после проведения формирующего этапа наблюдается значительный рост уровня сформированности представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности в экспериментальной группе в отличие от контрольной.

1. В экспериментальной группе детей:

  • с высоким уровнем сформированности представлений о нравственных качествах личности 11 человек (73%), что на 2 человека больше, чем на констатирующем этапе эксперимента;
  • со средним уровнем 4 (26%), что на 2 человека больше, чем на констатирующем этапе эксперимента;
  • с низким уровнем сформированности представлений о нравственных качествах личности нет детей, т.е эти дети перешли на средний уровень.

2. В контрольной группе

  • 9 детей (60%) с высоким уровнем сформированности представлений о нравственных качествах личности, 5 детей (33%)
  • со средним, 1 ребенок (7%)
  • с низким уровнем сформированности представлений о нравственных качествах личности.

Данные в контрольной группе остались такими же, как и вначале эксперимента.

Таким образом, можно сказать, что успешному формированию представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности способствовала работа по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы.

Список литературы

  1. Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан. — Астана, 2010.
  2. Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру». — Астана, 2019. — https://nao.kz/loader/fromorg/2.
  3. Баширов Ж.Р., Алькожаева Н. С. Иман — тәрбие негіздері// Педагогика. 2017. — № 5 — С. 82-86.
  4. Демеуова М.Е. Проблемы патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Білім-Образование. — 2016. — № 6. — С. 131-133.
  5. Кожахметова К.Ж. Тәрбие институтының ашылуы — заман талабы. (тәрбие құралы) // Қазақстан мұғалімі. — 2016. –№2 — С.3-6.
  6. ГОСО РК 1.001.- 2012 Дошкольное воспитание и обучение. Утвержден постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080
  7. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала». — Астана, 2013. — 162 с.
  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2018. — 304с.