Драматизация как эффективный способ повышения речевой активности младших школьников на уроках развития речи

NovaInfo 124, с.76-80, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC, УДК 37.02

Аннотация

Развитие речевой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако драматизации, как способу развития речевой активности младших школьников, уделяется недостаточно внимания.

Ключевые слова

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ДРАМАТИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЕТОДИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст научной работы

Речевое самораскрытие в драматических произведениях осуществляется в виде монологов и диалогов. Учителю надлежит обратить внимание детей на то, с чем они имеют дело. Диалог может быть гармоничным сочетанием реплик, разделенных вытекающими из содержания произведения, мимически выраженными паузами. Взаимодействуя с партнерами, учащиеся будут приобретать умение слушать и слышать друг друга и соответственно менять свое поведение [1].

Дети пытаются действовать каждый раз по-разному, это уже элемент творческой импровизации. Речь здесь идет о становлении ребенка как личности, обладающей индивидуальными выразительными средствами, умеющей применять их в складывающейся ситуации, понимающей других людей, умеющей адекватно оценить их внешние проявления [2, с.165]. Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Любая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к драматизации.

Драматизация — действительно эффективный вид работы на уроках литературного чтения, развития речи, так как разнообразит, углубляет и оживляет урок, призывая к творческой активности всех детей без исключения. Такая активность всегда зиждется на эмоциональном подъеме, искреннем чувствовании и полном понимании искусства, а раз эти моменты имеют место, то уместно говорить и о наличии способности воспринимать реальные жизненные явления через призму приобретенных и развившихся чувств ребенка, задействованного в процессе «живого» урока. В драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно — ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста [2, с.59].

Прежде всего, необходимо формировать интерес к драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Важным аспектом деятельности педагогаявляется постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. При определении драматизации О.В. Кубасова и Л.Д. Мали указывают на сущность данного вида деятельности. М.Р. Львов рассматривает понятие и с точки зрения его значения для развития речи школьников. Так, М.Р. Львов отмечает, что «драматизация — это методический приём развития речи учащихся, используемый на уроках литературного чтения в начальных классах, литературы в старших и средних классах, повышающий полноту, восприятия идейно — художественного содержания произведения способствующий эстетическому развитию». Данный приём предполагает «перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение» [4].

Трудности спонтанного развития игровой деятельности младших школьников обусловливают необходимость специального методического руководства. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за снижения слуха [5, с. 46].

В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи — методисты выдели несколько видов драматизации. Наиболее полно этот вопрос разработан Л.Д. Мали, вслед за которой мы рассмотрим следующие формы работы: чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; постановка «живых картин» к произведению; составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики; драматические импровизации; развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами. Указанный перечень видов драматизации можно дополнить ещё одной формой работы, упоминаемой О.В. Сосновской — пантомимой [4, с.156].

Значение каждого вида драматизации раскрывается через формируемые умения. Отразим эти умения в таблице 1.

Таблица 1. Умения, формируемые каждым из видов драматизации

Виды драматизации

Формируемые умения

1. Чтение по ролям с опорой на интонацию

— выбирать средства интонации для передачи настроения героев;

2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов героев, одежды, поз, мимики

— представлять (рисовать в воображении) образы героев;

3. Постановка «живых картин».

— выражать с помощью мимики и жестов настроение героев;

4.Составление сценария спектаклей,

устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики.

— структурировать текст, подробно пересказывать отрывки, представлять героев;

5. Драматические импровизации

— выражать чувства героев с помощью интонации, мимики, жестов;

6. Развёрнутые драматические представления

— работать в значительных по числу участников и продолжительности драматических представлениях;

7. Пантомима

— выражать состояние, чувства героев с помощью движений, языка тела

Итак, многообразие видов деятельности, характерное для драматизации, в полной мере обеспечивает учителю возможность использования данного приёма в соответствии с теми конкретными целями и задачами, которые будут стоять перед уроком. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом. Недостаточность общения речевого общения с детьми и взрослыми отрицательно сказывается на понимании детьми с нарушениями слуха отношений людей, некоторых норм поведения. Часть этого для них для них скрыта, а иногда понимается ими неверно. Подбор тематики, определение содержания драматизации расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий детьми более полно познаются роли, что помогает лучше усваивать их значение, свойства и отношения. В этом велика роль драматизации, которой уделяется значительное внимание в процессе обучения и воспитания детей с нарушенным слухом [6].

В драматизации младшими школьниками могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем в процессе систематического развития речи повысить уровень отработки значений. Особенности содержания и методики использования игры-драматизации во внеурочной деятельности младших школьников рассматриваются Е.Г. Речицкой [6, с.70].

Используя драматизацию, педагог достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний младших школьников с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в новой обстановке, одновременно непроизвольно активируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Такой способ игры создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку [7].

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и т.п. Дети непринужденно переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В процессе игры удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их могут не заинтересовать. Дети младшего школьного возраста непринужденно переживают чувство удовлетворения и радость от самого процесса игры, а значит, и от решения игровых задач. При организации и проведении драматизаций со школьниками необходимо учитывать определенные педагогические условия. Игры не должны быть длительными по времени (до 15 мин). Взрослые могут принимать непосредственное участие в игре (степень их участия определяется речевыми возможностями детей, сценарием игры). При планировании серии игр целесообразно использовать различные вариативные типы игр (с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся). Также драматизация применяются во внеклассной работе по развитию слухового восприятия [8].

Драматизации во внеурочное время содействуют закреплению ранее приобретенных умений по восприятию речи, неречевых звуков, формированию новых слуховых представлений, помогают в решении общих образовательно-коррекционных задач, включая воспитание у детей с нарушениями слуха навыков ориентировки в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия устной речи и неречевых звучаний, формирование произносительных навыков. Последовательность планируемых игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи, уровнем развития слухового восприятия. В соответствии с возрастом детей игры необходимо усложнять. Игры, направленные на развитие слухового восприятия во внеклассное время, следует проводить не менее одного раза в неделю со всеми учащимися, начиная с подготовительного класса [9, 54].

Сценарий игры должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное [9, 34].

Речевой материал, используемый в играх, должен быть обязательно связан с содержанием различных уроков, внеклассных занятий во внеурочной и внешкольной деятельности детей. Мнение классного руководителя и учителя по слуховой работе в этом случае является чрезвычайно важным. Таким образом, содержание игр должно планироваться совместно учителем класса, учителем начальной школе. Кроме того, на внеклассном занятии необходимо научить детей играть друг с другом самостоятельно, а также проводить игры с младшими товарищами. Игры предоставляют младшим школьникам почувствовать необходимость в нем при общении. Драматизация в работе с младшими школьниками, таким образом, выполняет ряд функций:

  • дидактическую — формирование соответствующих знаний и умений, навыков;
  • развивающую — формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;
  • коммуникативную — умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационную — игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка;
  • коррекционную — в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия.

Все перечисленные функции драматизации подчеркивают значимость ее использования во внеурочной и классной работе с младшими школьниками [10].

Большое значение в своей работе по организации драматизаций придавали диалогам для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой диалога. Детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным) [10, с.30].

Именно через роль в драматизации дети усваивали различные речевые клише. Основными специфическими методами работы по организации игр — драматизаций с целью развития речи детей являются: метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов); метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства драматизацией являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы. Наиболее важным условием формирования игры младших школьников является последовательное руководство ими со стороны педагога. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка [11, с.45].

Важно также помнить, что даже в тех случаях, когда обучение игре проводится на занятиях, это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой педагога, свободное, раскрепощенное состояние детей; к ним неприменимы мерки и требования других занятий. Проявления речевой активности зависят, прежде всего, от потребности в общении. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт [11, c.104].

Нами выделены уровни сформированности речевой активности младших школьников. На основании обобщения показателей речевой активности (быстрота речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи), которые приведены в таблице 2.

Таблица 2. Уровни речевой активности младших школьников

Уровни

Характеристика уровня

Низкий

Уровень речевых реакций в норме, перед ответом ребенок делает длительную паузу, неспособность без подсказок и пауз развивать свою мысль, темп речевых высказываний неправильный, ребенок не словоохотлив, неправильное развертывание синтаксических предложений, выбор игр и увлечений не связаны с речью, медлителен в выборе слова

Средний

Уровень речевых реакций в норме, редко делаются небольшие паузы перед ответом, способен без подсказок развивать свою мысль, но иногда совершает ошибки, темп речевых высказываний в норме, выбор игр и увлечений могут как быть связаны с речью так и нет слова выбирает быстро но с некоторыми ошибками

Высокий

Уровень речевых реакций в норме. Не испытывает затруднения с ответом., способен без подсказок развивать свою мысль, но иногда слишком тороплив и совершает ошибки, темп речевых высказываний в норме, выбор игр и увлечений в большей степени связаны с речью, словоохотлив, быстро и точно выбирает слова

Построение работы, при которой у глухих детей развивалась бы речевая активность, может быть достигнуто только в условиях организованного специального педагогического процесса. Реализация принципов государственной политики в области образования: принципа гуманизации образования, принципа адаптивности образования к уровню и особенностям развития ребенка, принципа дифференциации и индивидуализации обучения; личностно-деятельного, комплексного, интегрированного подходов образования. Важно соблюдение как общедидактических принципов, так и специфических принципов, учитывающих особенности учебно-воспитательного процесса в школе глухих. Реализация программных требований обеспечит необходимый уровень речевой активности.

Читайте также

Список литературы

  1. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 3. — С. 34-39.
  2. Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики: Монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. — 95 с.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2015. — 145 с.
  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М., 2015.- 401с.
  5. Игры: обучение, тренинг, досуг/ сборник. — М.: «Новая школа», 2019. — 333с.
  6. Речицкая Е.Г, Кулигина Т.Ю. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей с нарушением слуха. Монография . — М.. 20015. — 300 с.
  7. Бактыбаева Р.Е. Учимся красиво говорить // Ребенок в детском саду. — 2019. — №2.- С. 8-9.
  8. Усова А.П. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 9. — С. 22 — 32.
  9. Полякова Г.М., Жунусова А.Ж. Конспекты интегрированных занятий по развитию речи: учебно-методическое пособие. — Петропавловск: СКГУ им. М.Козыбаева, 2017. — 88 с.
  10. Бабина Г.А., Белобород С.В. Образные языковые средства // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 6. — С. 60-65.
  11. Санникова В.А. Активизирующее общение на русском языке // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 8. — С. 70-73.

Цитировать

Иманбекова, А.Б. Драматизация как эффективный способ повышения речевой активности младших школьников на уроках развития речи / А.Б. Иманбекова, О.В. Корягина, С.В. Власенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 124. — С. 76-80. — URL: https://novainfo.ru/article/18502 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться