Проблемы функционирования и ответственности правительства Российской Федерации: фактическая реализация полномочий и пути решения

NovaInfo 17, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 46
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье раскрываются и конкретизируются основные моменты, служащие элементами аргументации проблемы фактической несамостоятельности высшего федерального исполнительного органа государственной власти и его полной зависимости от главы государства, а также автором предусматриваются пути разрешения сложившегося проблемного правового положения кабинета министров в целях выделения Правительства в качестве фактически обособленного от главы государства и в полной мере самостоятельного органа власти в пределах своей компетенции.

Ключевые слова

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ, ПРЕЗИДЕНТ РФ, КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАБИНЕТА, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Текст научной работы

В соответствии с частью 1 статьи 12 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Статья 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» гласит, что Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

Исходя из конституционных положений, а также положений федерального конституционного закона, регулирующего порядок образования и деятельности федерального правительства, можно сделать вывод о том, что в системе федеральных органов государственной власти преобладают черты президентской республиканской модели, нежели признаки смешанной республиканской формы правления. Основным из критериев «относимости» российской модели организации высших органов государственной власти к президентской республиканской или смешанной форме правления выступает контроль за деятельностью кабинета министров. Именно способы контроля за деятельностью правительства, разновидность субъектов этого контроля и их место в системе государственных органов оказывают существенное влияние на определение разновидности порядка организации высших органов государства.

В настоящий момент Правительство России, в фактическом смысле этого слова, предстает перед нами не как полноценный кабинет и относительно самостоятельный субъект, имеющий в пределах своей компетенции право принимать важные решения, а лишь как своеобразный «исполнитель и стимулятор исполнения решений главы государства». В соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Несмотря на то, что формирование правительства находится во «всевластии» главы государства, кабинет теоретически и практически может иметь самостоятельность принятия решений в пределах своей компетенции. Действующей Конституцией предусмотрен целый ряд вопросов, отнесенных к ведению Правительства, но Правительство Российской Федерации за счет «зоркого» наблюдения Президента за его деятельностью предпочитает осуществлять свои функции во исполнение указов Президента.

Напомню, что Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года №1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» предусмотрел для Президента широкую законодательную инициативу: по данному указу глава государства вправе вносить законопроекты в Государственную Думу, затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства. Также настоящий нормативный акт предусматривает практику издания указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации.

Таким образом, основываясь на статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», устанавливающей, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение в том числе и нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, Президент имеет огромную возможность «навязывания» своих проектов кабинету министров, который, в свою очередь, опасаясь поплатиться отставкой, воплощает все его «идеи» не только добровольным образом, но и в силу обязанности на основании вышеупомянутой правовой нормы. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства указам Президента на основании статьи 33 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» они могут быть отменены главой государства. Получается, что глава государства имеет возможность откровенного вмешательства в компетенцию Правительства России. Подобные прецеденты происходили значительное количество раз, что лишним образом подтверждает наличие такой практики во взаимодействии Президента и Правительства.

Давайте рассмотрим механизм контроля за деятельностью кабинета, в котором глава государства играет огромнейшую, если не абсолютно полную, роль. Формирование Правительства является исключительной прерогативой Президента, причем абсолютно все должности в кабинете занимаются его назначенцами, о чем свидетельствуют соответствующие статьи Основного Закона. Президент России своим указом определяет количество заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, систему федеральных органов исполнительной власти; имеет право председательствовать как на заседаниях Правительства, так и на заседаниях его Президиума. Глава государства принимает или отклоняет отставку кабинета, имеет также исключительное право отправить Правительство в отставку по собственной инициативе и усмотрению. Краткое обозначение пакета полномочий Президента по отношению к Правительству выстраивает картину, определяющую последнего в качестве абсолютно подотчетного и во всем подконтрольного главе государства органа государственной власти.

«Сегодня наиболее острым аспектом реформирования взаимоотношений различных ветвей государственной власти является решение вопроса о степени влияния Федерального Собрания на Правительство». Парламентский контроль за деятельностью кабинета министров осуществляет Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которая фактически не обладает достаточной возможностью влияния на Правительство, поскольку глава государства, как правило, поддерживает деятельность кабинета. Согласно действующей Конституции Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ей отчет об исполнении федерального бюджета, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Мы видим, что отчетность кабинета перед парламентом предусмотрена, но это не является достаточно сдерживающим рычагом, потому что повторно выраженный в течение трех месяцев вотум недоверия Государственной Думы Правительству может обернуться для нижней палаты роспуском, что также характерно при постановке премьер-министром перед нижней палатой парламента вопроса о доверии кабинету. Государственная Дума лишена права участвовать в назначении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, поскольку это относится к компетенции всевластного Президента. Нижняя палата в случае «упертости» главы государства не в силах даже повлиять на кандидатуру Председателя Правительства, так как часть 4 статьи 111 Конституции предусматривает возможность роспуска палаты в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, причем в качестве кандидатуры Президент может предлагать очередной раз как разные, так и одно и то же лицо. Таким образом мы имеем ту самую ситуацию, когда высший исполнительный орган государственной власти фактически является своеобразным абсолютно подконтрольным и не имеющим самостоятельности в решении вопросов своей компетенции ведомством. От «перекрываемых» указами и волей Президента Российской Федерации предоставленных Правительству Российской Федерации Конституцией и профильным федеральным конституционным законом полномочий остаются лишь незначительные управленческие рычаги воздействия, совокупность которых в целом даже не сможет эффективно повлиять на политический и социально-экономический курс. В целях ликвидации действующего абсолютно зависимого «правового положения» кабинета министров от «всесильного» главы государства, по моему мнению, необходимо предпринять следующие меры.

Первоначальной задачей является внесение в действующую Конституцию Российской Федерации изменений посредством принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, исключающего положения части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации и заменяющего их закреплением в этой части иных положений, указывающих на возможность широкого применения практики согласительной комиссии, сформированной главой государства и нижней палатой на паритетных началах в целях нахождения компромиссного и взаимоудовлетворяющего варианта кандидатуры. Данная мера обеспечит объективную гарантию Государственной Думе в реализации возможности выражения недоверия кабинету министров, что серьезным образом усилит парламентский контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Вторым шагом следовало бы искоренить сложившуюся на протяжении последних 23 лет практику всестороннего вмешательства и «латентного навязывания» идей Президента кабинету министров, ликвидировав или изменив при этом положения Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года №1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», предусматривающего возможность главы российского государства издавать нормативные акты, прямо относящиеся к компетенции Правительства Российской Федерации. Также неплохо бы было исключить пункт «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации, дающий право Президенту председательствовать на заседаниях Правительства, что позволит лишний раз обеспечить невмешательство главы государства во внутреннюю деятельность кабинета. В настоящий момент времени действует Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», полностью определяющий систему федеральных исполнительных органов, а также количество вице-премьеров. В целях предоставления возможности парламенту влиять на организацию системы исполнительной власти и избежания чрезмерно частого проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти следовало бы изменить положения части 1 статьи 112 Конституции, изложив их в редакции, предусматривающей внесение Председателем Правительства предложений по организации структуры федеральных органов исполнительной власти в профильный комитет Государственной Думы для последующей разработки одноименного законопроекта с целью утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти в форме федерального закона, а не нормативного акта главы государства. Развернутая выше идея позволит «оторвать» Президента от деятельности кабинета, обеспечить Правительству относительную самостоятельность в решении вопросов своей компетенции и определении правительственного курса, не дать главе государства в фактическом смысле превратить Правительство в орган, подобный его Администрации. Следующим шагом решения ситуации необходимо дать возможность нижней палате российского парламента участвовать в формировании Правительства: отдать ей прерогативу назначения и освобождения половины числа заместителей Председателя Правительства и половины числа федеральных министров, что позволит парламенту существенно повлиять на осуществление государственного управления и персональный состав Правительства. Распределение постов членов кабинета для формирования между нижней палатой и Президентом следовало бы предусмотреть тщательнейшим образом в целях обеспечения паритетного соотношения влияния этих должностей на работу всего Правительства. Дополнительной мерой по усилению парламентского контроля за деятельностью кабинета может послужить введение института «вотума недоверия» отдельным федеральным министрам, назначение и освобождение которых осуществляется главой государства.

Читайте также

Цитировать

Сарсембаев, А.С. Проблемы функционирования и ответственности правительства Российской Федерации: фактическая реализация полномочий и пути решения / А.С. Сарсембаев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 17. — URL: https://novainfo.ru/article/1853 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться