Специфика санации полости рта у ребенка со стоматофобией

№126-1,

медицинские науки

Актуальность выбранной темы обуславливается возможностью оказания стоматологической помощи детям раннего возраста с различным уровнем стоматофобии. Высокая интенсивность распространения заболеваний ротовой полости приводит к увеличению числа пациентов младшего возраста. Целью данной статьи является выявление уровня эффективности санации полости рта детям с дентофобией в условиях терапевтической седации с нахождением пациента в сознании.

Похожие материалы

Одной из важных проблем в современной стоматологии является высокий процент заболеваемости полости рта у детей.

За последние несколько лет статистика распространения и выраженности такого заболевания как кариес в раннем возрасте в каких-то странах уменьшилась, а в каких-то — увеличилась. Однако, процентное соотношение детей младшего возраста остается достаточно высоким. Часто в этом возрасте у пациента развитие кариеса отмечается воспалительными процессами, в связи с чем необходимость санации полости рта постепенно увеличивается.

Учитывая психологическое состояние пациента, потребность в создании условий качественного лечения является одним из немаловажных факторов стоматологической помощи. Для этого врач-стоматолог прибегает к безопасной и эффективной анальгезии и к коррекции тревожности и психоэмоционального напряжения у детей. (Стош В.И., Рабинович С.А. 2008, Небольсина Е.В. с соавт. 2010, Токарева A.B. 2012)

Благодаря развитию современных средств местной анестезии, появилась возможность наименее безболезненного способа лечения заболеваний полости рта. Однако, такой путь терапии влияет не только на психическое состояние взрослого пациента, но и на ребенка.

Большое количество детей избегает профилактики и лечения зубов, по причине страха стоматологического вмешательства, в связи с владением негативного опыта взаимодействия с врачом-стоматологом. Зачастую детей со стоматофобией сложно сподвигнуть на прохождение стоматологического лечения, поэтому приходится прибегать к удержанию детей против их воли. При дентофобии человек испытывает панику перед посещением стоматолога и находит всевозможные причины, чтобы отложить визит. Иногда это означает, что даже при резкой боли, больной будет терпеть. Однако, такая практика пагубно влияет на взаимоотношения между ребенком и родителем.

Наличие страха у ребенка — это вполне нормально, но избыток страха свидетельствует о повышенной тревожности ребенка. Особенно часто такие дети чувствуют дискомфорт в кресле у врача-стоматолога. Чтобы устранить панику, перед визитом к стоматологу следует поговорить с ребенком и замотивировать его на посещение специалиста. Важно установить зрительный контакт между врачом и маленьким пациентом еще в приемной, поговорить с ним и дать понять, что профилактика болезней полости рта — это необходимый процесс, требующий терпения со стороны больного. Благодаря данным методам, ребёнок может почувствовать, что он является самым важным человеком в этом учреждении. Именно это ощущение может подавить его страхи и настроить на благоприятную работу со специалистом. Чтобы завоевать доверие маленького пациента, медперсоналу следует применить ряд необходимых действий:

  • быть дружелюбным и открытым;
  • передавать с помощью интонации теплоту и заботу;
  • не стоит быть излишне сдержанным и строгим.

Диалог должен быть эмоционально окрашен, так как монотонная речь опасна для взаимодействия с ребенком; необходимо доступно изъясняться и не перебивать малыша. Чувство юмора врача может поспособствовать лёгкому и непринуждённому общению, а также заставить пациента чувствовать себя в безопасности. Именно юмор спасает в моменты напряжённых ситуаций и помогает проявить интерес ребёнка к стоматологу и его действиям. Однако не следует пренебрегать этим качеством, так как случайно можно посмеяться над ребёнком, тем самым задеть его чувства, что существенно повлияет на его отношение к доктору. Необходимо просчитать свои действия, дабы не причинить ребенку боль, но также не стоит хвалить ребенка слишком часто и повторять стандартные фразы. Излишнее волнение врача может не соответствовать волнению ребенка, и он может перестать доверять врачу.

Существуют методы лечения, которые обеспечивают улучшение здоровья человека и не сопровождаются неприятными ощущениями.

Данное лечение без стресса, на фоне седации с сохраненным сознанием у детей со стоматофобией, с защитой от патологических рефлексов обеспечивает использование комбинированного обезболивания.

Но такой способ лечения в нашей стране применяется довольно редко у взрослых пациентов, тем более у детей.

Показания к седации с сохраненным сознанием у детей и особенности ее применения в разном возрасте практически не изучены, так как не установлен возможный объем лечения в данных условиях, а также оправданность экономических затрат и влияние на качество жизни семьи.

Выводы

  1. Способы седации с сохраненным сознанием помогают создать условия для санации полости рта пациентам детского возраста, имеющим стоматофобию.
  2. Седация способствует распространенному внедрению методов лечения пульпитов под местной анальгизией за одно посещение врача-стоматолога.
  3. Седация позволяет расширить объем лечения за один сеанс и даже при многочисленном поражении зубов завершить санацию полости рта за два приема.

Список литературы

  1. Шаковец, Н.В. Кариес зубов у детей раннего возраста: монография /Н.В. Шаковец, Т.Н. Терехова. — Минск: Изд. Центр БГУ, 2013. — с.211
  2. Гончарик И.Н., Кленовская М.И. Анализ факторов риска развития раннего детского кариеса // Актуальные вопросы и перспективы современной стоматологии и челюстнолицевой хирургии: Сб.тр. III стоматологического конгресса Республики Беларусь (Минск, 21-23октября 2015г.) / под общ. ред. проф. И.О.Походенько-Чудаковой, проф. И.В.Токаревича, проф.С.А.Наумовича; редкол.: Л.А.Казеко [и др.] — Минск, 2015. — С.91-93
  3. Гулько Е.М., Боровая М.Л. Динамика уровня гигиены полости рта детей, обученных гигиеническому уходу с учетом типа их темперамента // Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний: Материалы IV Российско-Европейского конгресса по детской стоматологии 28-30 сентября 2015 Москва, посвященные 25-летию кафедры детской стоматологии МГМСУ им.А.И.Евдокимова / под ред.проф.Л.П.Кисельниковой, доц.Л.Н.Дроботько. — С.32-34