Анализ состояния и организации работ по ЦУР в РФ

№126-1,

экономические науки

В статье рассмотрена и проанализирована организация работ по целям устойчивого развития в РФ и её состояние. В исследование включена сводка покрытия задач ЦУР национальными проектами до 2024 года и рекомендации по достижению целей устойчивого развития органами государственной власти.

Похожие материалы

После принятия Повестки-2030 официальные представители России неоднократно подтверждали свою приверженность реализации ЦУР. В сентябре 2017 года в Китае президент РФ Владимир Путин отметил, что страна активно работает над задачами Повестки-2030, сотрудничает с международными организациями системы ООН, осуществляет совместные проекты, направленные в том числе на обеспечение продовольственной безопасности, модернизацию промышленной и транспортной инфраструктуры, решение экономических проблем.

В 2019 году на конгрессе Международной организации высших органов аудита президент также подчеркнул, что основной смысл государственного управления состоит в «обеспечении устойчивого развития общества и достижении достойного уровня жизни людей».

Тем не менее ЦУР не уделяется должное внимание ни в стратегическом планировании развития страны, ни в работе исполнительной власти на национальном, региональном и местном уровнях. Между тем Россия активно наращивает потенциал в области международной поддержки развития развивающихся стран, что является неотъемлемой частью Повестки-2030.

Политику России в области устойчивого развития до сих пор определяет документ, принятый 25 лет назад. Это Концепция перехода РФ к устойчивому развитию 1996 года.

Координирует работу в России Межведомственная рабочая группа при Администрации Президента РФ по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. Она же занимается продвижением интересов России по данным вопросам на международной арене.

Стратегия-2020, или Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [3], была принята в 2008 году и затрагивала некоторые задачи, которые впоследствии были отражены в ЦУР. Например, уже к 2012 году планировалось достичь роста реальных доходов населения на 53-54%, увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года, роста ВВП на 37-38%, роста производительности труда на 40-41% и т. д. За рамками Стратегии-2020 остались вопросы экологии, градостроительства, пространственного развития, возможные отрицательные внешние экономические эффекты.

Впрочем, Стратегия-2020 потеряла актуальность сразу после своего принятия в России наступил затяжной экономический кризис. Тем не менее ряд прописанных в Стратегии целей были достигнуты. За последние годы инфляция была снижена более чем на 5%. Удалось повысить стандарты качества государственных услуг. Были введены отчисления на ремонт многоквартирных домов. Не удалось реализовать главную задачу — переход к новой модели экономического роста, ориентированной на увеличение производительности труда и «длинные» внутренние источники инвестиций. Не были увеличены расходы на человеческий капитал (образование и здравоохранение) и инфраструктуру.

С апреля 2016 года рабочая группа Экономического совета при Президенте Российской Федерации разрабатывала предложения по Стратегии развития РФ на 2018-2024 гг. и на перспективу до 2035 года. Работа велась на базе Центра стратегических разработок совместно с министерствами и ведомствами, с привлечением региональных представителей и экспертов по тематическим направлениям. Однако в разработке этого стратегического плана ЦУР также не были учтены.

В мае 2018 года президент подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [4]. Это программный документ, определяющий стратегические задачи по научно-технологическому и социально-экономическому развитию страны. Он предусматривает вхождение России в топ-5 крупнейших экономик мира, увеличение численности населения страны и продолжительности жизни — с 72 до 78 лет (к 2030 г. — до 80 лет), рост реальных доходов россиян и двукратное снижение уровня бедности, ежегодное улучшение жилищных условий 5 млн семей, создание условий и возможностей для самореализации каждого гражданина. Документ включает 12 национальных проектов, в каждом из которых прописано достижение определенных целевых показателей.

Для наглядности на Рисунке 1 представлен процент покрытия ключевых ЦУР национальными проектами до 2024 года. Стоит обратить внимание на то, что только 7 из 17 задач покрываются национальными проектами более чем на 50%, еще 5 целей покрыты на более чем 20%, следующие 3 задачи покрыты на более чем 8%, а ЦУР-13 (борьба с изменением климата) и ЦУР-14 (сохранение морских экосистем) никак не были отражены в программном документе.

Процент покрытия задач ЦУР национальными проектами до 2024 года, в процентах (%)
Рисунок 1. Процент покрытия задач ЦУР национальными проектами до 2024 года, в процентах (%)

В конце 2019 года президент инициировал принятие изменений в Конституцию. Одна из поправок предусматривает возможность не исполнять решения межгосударственных органов, принятые на основании международных договоров, если их истолкование противоречит Конституции РФ. Таким образом, президент предлагает фактически денонсировать международные договоры России, так как предлагаемая норма противоречит и Уставу ООН, и Венской конвенции о праве международных договоров, и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Принятие этой и других предложенных поправок к Конституции ставит под сомнение возможность достижения Целей устойчивого развития. Таким образом, для реализации ЦУР в России сложились следующие проблемы:

  • Отсутствие документов, посвященных исключительно реализации ЦУР в том виде, в каком они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году, как и отдельной дорожной карты по их реализации, — большая часть задач устойчивого развития на национальном уровне реализуется через госпрограммы социально-экономического развития Российской Федерации, включающие подпрограммы и ведомственные целевые программы;
  • Отсутствие координирующей государственной структуры, отвечающей за реализацию ЦУР в стране, — на государственном уровне принято считать, что министерства отвечают за реализацию Целей, в то время как правительство отвечает за их согласованность. Также стоит отметить, что Федеральные министерства и ведомства плохо скоординированы друг с другом, и с региональными ведомствами при реализации уже принятых программ;
  • Отсутствие регулярной отчетности о реализации ЦУР, хотя ООН рекомендует проводить презентации ежегодного отчета о реализации Повестки-2030, дополненного субнациональными обзорами, в парламенте.

Для решения выше описанных проблем предлагаю следующие Рекомендации по достижению целей устойчивого развития органами государственной власти:

  1. Государственным органам России следует пересмотреть имеющиеся стратегические документы на предмет их соответствия задачам и индикаторам ЦУР, создать национальный план или дорожную карту достижения ЦУР на предстоящее десятилетие. Подход к созданию плана должен быть комплексным, всеобъемлющим, междисциплинарным и межсекторальным. План должен отражать главные принципы Повестки-2030: «Не оставить никого в стороне» и «Планетарные границы», — а также принимать во внимание взаимосвязь трех компонентов устойчивого развития.
  2. Для полноценной реализации ЦУР необходимо повышение осведомленности чиновников всех уровней о ЦУР, включая муниципальных служащих. Сотрудники государственного сектора должны разбираться в вопросах Повестки-2030 и понимать, как они могут способствовать ее достижению в сфере своего влияния.
  3. При реализации плана федеральным министерствам и ведомствам необходимо действовать согласованно друг с другом и с региональными ведомствами. Местный уровень играет ключевую роль в реализации ЦУР, поэтому голос местных властей должен учитываться и в планировании мероприятий по реализации ЦУР.
  4. Для достижения ЦУР важно, чтобы люди знали о Целях и о том, что они универсальны и применимы к России. Необходим комплексный план обучения и коммуникаций, чтобы максимально повысить осведомленность людей в России, их заинтересованность и готовность к действиям для достижения ЦУР.

Список литературы

  1. Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня, Аналитический доклад под редакцией: М. Э. Дмитриева [Электронный ресурс]: Сайт. Режим доступа: https://www.csr.ru/uploads/2016/12/Report-on-strategy.pdf
  2. Основные положения стратегии устойчивого развития России [Текст] Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. — 161 с.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
  4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Сайт. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425