Анализ системы стратегических планов на ОАО «ЕПК Волжский»

NovaInfo 18, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрено понятие стратегических планов и произведен краткий анализ системы стратегических планов на ОАО «ЕПК Волжский

Ключевые слова

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА, ВНЕШНЯЯ СРЕДА, ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА, ПОКУПАТЕЛИ, СБЫТ

Текст научной работы

Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное — свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического планирования на предприятии — не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации предприятия к новым реалиям уже недостаточно. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что разработка стратегического плана предприятия — это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена исследовательская работа [1].

В зарубежной и отечественной научной литературе подходы к изучению проблем стратегического управления достаточно разнообразны, не существует единой теоретической концепции, раскрывающей вопросы разработки стратегического плана предприятия [2].

Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:

Анализ окружающей среды:

  1. Внешняя среда;
  2. Внутренние возможности.

Определение политики предприятия (целеполагание).

Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

  1. Стратегия маркетинга;
  2. Финансовая стратегия;
  3. Стратегия НИОКР;
  4. Стратегия производства;
  5. Социальная стратегия;
  6. Стратегия организационных изменений;
  7. Экологическая стратегия.

Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов

Анализ отечественной литературы показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный способ оценки цели и направления развития предприятия. Основная функция стратегического планирования — обеспечивать основу для управления организацией.

Проведем анализ стратегической деятельности ОАО "ЕПК Волжский.

В качестве объекта исследования было выбрано ОАО " ЕПК Волжский". Строительство Волжского подшипникового завода (ВПЗ) было связано с интенсивным развитием машиностроительной отрасли в СССР.

Руководство ООО ОАО «ЕПК» " в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:

  • совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
  • планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия);
  • производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор и коммерческий директор, обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции).

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.

Далее рассмотрим анализ факторов внешней среды.

Любое предприятие находится и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только, если среда допускает его осуществления. Но условия нахождения предприятия постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношении и составляет понятие внешней среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятия. Для того чтобы определить стратегию поведения предприятия и провести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о внешней среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.

Для результативного изучения состояния компонент макроокружения к организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как поведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и поведение регулярных (обычно раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдений являются:

  • анализ материалов опубликованных в периодической печати;
  • анализ опыта деятельности предприятия;
  • изучение мнения сотрудников организации;
  • проведение собраний и обсуждений внутри организации.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали или пребывают сейчас.

Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект: если она поддерживается макроокружения, тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

Изучение непосредственного окружения организации направленно на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находиться в непосредственном взаимодействии.

Далее проведём анализ покупателей.

Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения предприятия в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый предприятием. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и много другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

  • географическое местоположение;
  • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
  • социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
  • отношения покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

Изучая покупателя, предприятие также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объем закупок, осуществляемых покупателем;
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

Сбыт товаров ОАО "ЕПК Волжский" не осуществляет, они оправляют свою продукцию в Москву.

Читайте также

Список литературы

  1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006 г. - 369 с.
  2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2007 г. - 211 с.

Цитировать

Жаркова, Е.И. Анализ системы стратегических планов на ОАО «ЕПК Волжский» / Е.И. Жаркова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 18. — URL: https://novainfo.ru/article/1878 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться