Авторское право в интернете: субъекты, объекты, способы защиты

№128-1,

Технические науки

В статье представлен обзор наиболее актуальных субъектов, объектов в сфере авторского права, в том числе, в сети интернет. Также рассмотрены международные правовые акты, и законодательные акты РФ, регламентирующие сферу авторского права, в том числе, в информационном поле Интернет. Также проанализированы основные методы и способы защиты основных объектов авторского права, и приведены предложения, практическое воплощение которых в жизнь, позволило бы поднять сферу законодательной базы в сфере защиты авторского права на существенно лучший качественный уровень.

Похожие материалы

Авторское право — старейший институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, демонстрацией и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в различных областях.

Программы для ЭВМ и базы данных, приравненные к литературным произведениям и сборникам соответственно, также охраняются авторским правом.

Перед авторским правом, в связи с глобализацией мировых процессов и расширением внедрения в жизнь Интернета — универсального информационного пространства, в котором всевозможные объекты авторского права постоянно могут пересекать информационные потоки одновременно нескольких государств, ставятся все более новые и сложные задачи, в связи с чем, особую актуальность приобретает нормативное регулирование сферы авторства и прав на произведения творческого труда.

Одним из первых важнейших международных документов в сфере регламентации авторского права стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works), действующая уже свыше ста лет и установившая, пожалуй, впервые, ряд принципов международного авторского права (рис. 1).

Утвержденные Бернской Конвенцией принципы международного авторского права
Рисунок 1. Утвержденные Бернской Конвенцией принципы международного авторского права

Важнейшим международным соглашением в области авторского права является также Всемирная конвенция об авторском праве, принятая на женевской конференции 06 сентября 1952г., в основные задачи которой вошло включение как можно большего количества государств в совокупность международной системы охраны авторского права. Данная конвенция установила специальные правила в отношении стран-участниц Бернской конвенции.

Что касается национальных актов Российской Федерации в сфере защиты авторского права, как таковых отдельно взятых нормативных актов по защите авторского права в Интернете нет, интернет, в качестве обособленной области его применения выделяют неохотно многие страны. Регулирование авторских прав в Интернете в Российской Федерации полностью подчинено нормативно-правовой базе, регламентирующей авторское право в целом, где, основное значение имеет Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ), в четвертой главе которого не имеется специальных определений для авторского права в Интернете, за исключением заимствованных из Международных конвенций. Таким образом, базовые понятия для Интернета — сайт, домен, веб-разработчик — никоим образом не закреплены в ГК РФ.

На настоящем этапе развития информационных технологий, в стадии всеобъемлющей цифровизации и глобализации, перед авторским правом и законодательными актами, регулирующими его, возникает все больше задач, вызванных появлением всевозможных объектов интеллектуальной собственности, которые были бы направлены на защиты авторов и их творческих и интеллектуальных трудов.

Наиглавнейшим субъектом авторского права, нуждающемся в современной адекватной нормативной и законодательной базе, является физическое лицо, в результате творческого труда которого были созданы произведения искусства, литературы, науки и прочая интеллектуальная собственность — автор — является в данном случае первоначальным субъектом авторского права, владеющим всем комплексом авторских прав.

Субъектный состав в сфере авторского права в интернете представляет собой объем лиц, наделенных авторскими правами, как то авторы — лица, порождающие своими творческими процессами объекты интеллектуальной собственности, правообладатели, исполнители, изготовители, дизайнеры — все те лица, наделенные специфическими функциями, и в той или иной мере, участвующими во взаимоотношениях, касательно распоряжения объектами авторского права.

Расширение сферы влияния на различные сферы деятельности жизни Интернета, породило возникновение таких субъектов авторского права, как технические специалисты — провайдеры, регистраторы, хостеры, веб-мастеры. Важными субъектами авторского права являются также и лица — правообладатели, обладающие исключительным правом на произведения, перешедшие к ним по различным основаниям от автора. В круг правообладателей могут входить (рис. 2).

Список наиболее значимых правообладателей
Рисунок 2. Список наиболее значимых правообладателей

Существует законодательно утвержденный способ оповещения правообладателем (автором или его правопреемником) оповещения о принадлежащем ему (им) исключительном праве на творческое, либо интеллектуальное произведение — применение знака охраны авторского права, который, как правило, помещается на каждом экземпляре произведения, и состоящий из следующих элементов:

  • ©, латинской буквы «C» в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

К примеру: © Кузьмин И. В., 2021

Что же касается основных объектов авторского права, то наиболее распространенными из них являются (рис. 3).

Основные объекты авторского права
Рисунок 3. Основные объекты авторского права

Веяния последних изменений в сфере Интернета привели к появлению объектов именно контента Интернета (рис. 4).

Основные объекты контента поля Интернета
Рисунок 4. Основные объекты контента поля Интернета

Наиболее важнейший и пожалуй, основной из объектов авторского права в среде информационного поля Интернет, являющийся его главнейшей составляющей — сайт — это, прежде всего, совокупность гипертекстовых информационных источников и документов, объединенных единой целью, факультативно — авторами, дизайнерами и дизайном, хостингом, доменом, сайтовыми скриптами и базами всевозможных данных.

По своей сути и природе сайт, являющийся сложным, составным объектом авторского права, — дуалистичен и включает в себя как объединенные обособленные произведения интеллектуального творчества: графические и знаки, товарные знаки, фирменные стили, веб-дизайн, верстку, серверные программные средства — движок сайта, site engine, контент и многое другое.

С одной стороны сайт — совокупность или набор отдельных объектов авторского права — творческих и программных произведений, с другой стороны — эти составляющие выше озвученного набора соединены в едином объекте, имеющем свою отдельную, уникальную ценность, и являющимся неделимым на элементы без существенной потери своих, в том числе, потребительских свойств и качеств, со своей, уникальной структурой, в соответствии со схемой:

поcещаемость (аудитория, тираж) → домен (URI, адрес сайта) → сайт:

  • контент (текстовые, графические, программные, возможно: фото-, видео-, аудио- объекты авторского права — творческие произведения);
  • средства индивидуализации отдельно взятого сайта (единая и неделимая совокупность доменного имени-названия-логотипа);
  • вёрстка (HTML/XML, CSS);
  • оформление и интерфейс, в том числе — эргономика, интерактивность, функциональность фронт-энда;
  • основа сайта — скриптовая, включающая основной + вспомогательные скрипты: Perl, PHP, JS, AJAX…;
  • творческие усилия, вложенные в привлечение посещаемости сайта: SEO, рекламные кампании, etc.;
  • базы данных;
  • дизайн;
  • пополнение новостного контента, повышающего рейтинговое место в сайте при работе с поисковиком и т.д.

Все элементы выше представленной структуры связаны между собой, изменение одного элемента повлечет за собой смену остальных, на пример, если сменить домен — снизится посещаемость сайта.

Поскольку сайт, несмотря на то, что он не обозначен в списке объектов авторского права — этот список открытый, а значит, может быть пересмотрен, тем более, что согласно Кодексу к объектам авторского права можно отнести объекты, соответствующие критерию творческой деятельности, он, также, как и прочие объекты авторского права подлежит защите. При этом, в отношении сайтов, в соответствии с их дуалистичностью, действуют две категории авторских прав: на сайт — как составное произведение, и на контент сайта — то есть его элементы. Поэтому и защита сайта может включать в себя в соответствии со ст. 4 ГК РФ несколько направлений — защита домена — как товарного знака и защита исходного кода — как программу для ЭВМ. Кроме того, с целью охраноспособности и получения дохода (пассивного) сайта, можно получить на него патент.

Защита домена (доменного имени) в Роспатенте — весьма спорного объекта в бизнес-цифровом-пространстве, может осуществляться различными способами:

  • регистрация домена как словесного товарного знака;
  • регистрация его в виде комбинированного товарного знака, в случае, если домен подлежал слиянию либо с логотипом компании, либо с прочим изображением.

По результатам собранного для проверки заявки пакета документов, Роспатент выдает Свидетельство о регистрации товарного знака на доменное имя, что в дальнейшем даст право владельцам использовать обозначение в необходимых, в том числе, коммерческих целях.

Код сайта — в отличие от домена, регистрируется в Роспатенте в качестве программы для ЭВМ, что, согласно ГК РФ является равнозначным по ценности с литературным произведением или произведением искусства. Регистрация кода имеет и практическую значимость — если приходится взаимодействовать с системой госконтрактов, участие в тендерах без патента на код сайта будет проблематичным.

На сегодняшний день, судебная практика защиты авторских прав в Российской Федерации в интернете достаточно слаба и не развита до уровня, требуемого уровнем глобализации и цифровизации.

Как правило, правовые конфликты и коллизии в данном поле регулируются в досудебном порядке, который выстраивается на признании права автора на результаты своего творческого труда и прекращении любого его использования третьими лицами по его первому требованию, как правообладателя.

Главной особенностью исков, касающихся авторского права в интернете, сегодня является правовая и техническая неграмотность и неосведомленность в правовых тонкостях данной сферы участников правоотношений, что, в первую очередь, вызвано недостаточной степенью разработанности норм права и проработки коллизий различных видов Законодательных актов в отношении информационного поля Интернет.

К тому же, слабо разработанная правовая база дает возможности злоупотреблением правом, когда правообладатель или автор множества объектов авторского права, зафиксировав (порой случайное) использование своего объекта, может подать иск к владельцам сайтов и их хостерам. В результате данные иски, как правило, удовлетворяются, и в результате этого автор, либо правообладатель, получают гарантированную Законодательством РФ сумму в размере до пяти миллионов рублей в виде компенсации. А ведь в данной ситуации ни владельцы сайтов, ни их хостер могут и не знать, или не иметь отношение к размещению оспариваемых объектов на своих технологических и информационных площадках, либо, просто заблуждаться или не знать правовой статус размещаемых объектов.

Резюмируя все выше сказанное, в целях устранения лазеек в законодательстве, позволяющих злоупотреблять законом, необходимо в ближайшей перспективе, закрепить такой порядок судебной защиты, в ходе которой существовала бы возможность снятия с потенциальных ответчиков мотивы умышленного нарушения чужих авторских прав на творческую и интеллектуальную собственность. Тогда, в случае, если судом будет доказано, что помимо сайта ответчиков спорные материалы были также размещены на других, не аффилированных (связанных) с ним никоим образом ресурсах интернета в свободном доступе ранее, будет сложнее доказать, что существовал плагиат, либо воровство чужого контента и авторских материалов.

И, таким образом, будет отсутствовать деликт (неправомерное поведение, частный или гражданско-правовой проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба, взыскиваемые по частному праву в пользу потерпевших лиц), и выяснится, что выбранный истцом ответчик не вводил объект в оборот противозаконно, а использовал его добросовестно, как уже введённый (по презумпции, законно) в свободный оборот.

Кроме того, с целью встречной защиты прав истца, желательно законодательно закрепить порядок рассмотрения досудебных претензий, случаи применения которых присутствуют в мировой юридической практике (например — рецепция из англо-саксонского права, при которой суд может обязать истца приводить доказательства своего права на отзыв опубликованного произведения; и тогда отказ удовлетворить подобную, заявленную судом претензию будет правомерно рассматриваться им, как деликт (умышленное нарушение законных интересов иного лица)).

Таким образом, замена в юридических нормативных документах положений, позволяющих правообладателям предъявлять требования от разместивших пользователей Интернета в его информационном поле материалы (небольшие по объёму, разработка которых стоила незначительно; не продающиеся, что существенно; за распространение которых разместивший не пытается получить с пользователей плату) материальные компенсации, несоразмерные нанесённому таким размещением вреду (как правило, вовсе отсутствующему в указанных случаях) на предписания о прекращении правонарушения в случае инициирования правообладателем процесса защиты своих прав, и вводить санкции лишь в случае невыполнения подобных предписаний.

Также, возможно, в скором времени, возникнет необходимость в формировании единого реестра, целью создания которого — будет предоставление авторам и исполнителям гарантию фиксации их авторских прав, а также фиксации смежных прав и закрепления порядка распоряжения ими посредством единого универсального механизма регистрации объектов интеллектуальной собственности.

Существенно повысило бы уровень защиты авторских прав в Интернете и создание системы депонирования объектов авторского права в Интернете, предоставляющей авторам и прочим субъектам авторского права механизм беззатратного объявления произведений в свободном доступе; запрещённую к любому использованию вне соблюдения формы письменного лицензирования; либо спектра промежуточных лицензий, с теми или иными условиями использования — по усмотрению правообладателей.

Предоставление лицам, добросовестно использующим объекты авторского права правовых гарантий защиты их от злоупотреблений со стороны авторов и правообладателей.

Возрождение библиотечного дела, но с применением цифровых и программных технологий и формирование информационных каталогов, четко организованная и логично выстроенная система охраны товарных знаков, с их регистрацией в Российских и международных лицензируемых специальных реестрах, также будут способствовать систематизации объектов авторского права.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (IV часть) от 18.12.2006 №230-ФЗ
  3. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. №1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)»
  4. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций».
  5. Официальный сайт WIPO. // http://wipo.int/
  6. Wikipedia // http://wikipedia.org/
  7. Encyclopædia Britannica // http://britannica.com/