Методические рекомендации по изучению неморфологизованных способов выражения подлежащего на уроках русского языка в VIII классе средней общеобразовательной школы

NovaInfo 128, с.35-37, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье предлагаются методические рекомендации по изучению неморфологизованных способов выражения подлежащего на уроках русского языка с опорой на художественный текст. Автором определяются цель, задачи изучения данной части речи на основе поисково-исследовательского метода, раскрывается содержание ведения урока с применением современных технологий, представлена методика его проведения, что способствует формированию филологической компетенции учащихся VIII классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова

ШКОЛА, ОПОРА НА ТЕКСТ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО, НЕМОРФОЛОГИЗОВАННЫЙ СПОСОБ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ИЗУЧЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Текст научной работы

В настоящее время деятельность современного педагога должна соответствовать определенным требованиям. При проведении урока учитель должен использовать воодушевляющую педагогическую манеру общения, применять в ходе урока методики различной вариативной направленности, которые способствуют развитию личности ученика. Педагог должен анализировать деятельность учащихся на уроках, уметь производить педагогический анализ учебных занятий. Все это способствует воплощению системно-деятельностного подхода в обучении. От качества подготовки учителя, атмосферы в классе в большой степени будет зависеть уровень знаний учащихся.

Как правило, на уроках дети активны. Им непременно хочется проявить себя, выступить, высказать свои соображения, догадки. Все это осуществляется без какого-либо принуждения. Дети становятся контактными, открытыми для нового, необъятного. Они учатся получать знания, уходит боязнь ошибиться — ведь теперь нет правильных или неправильных ответов, а есть разные версии.

Разнообразие учебного материала о способах выражения подлежащего, представленного в современных школьных учебниках для общеобразовательных школ, не характеризует их как морфологизованные и неморфологизованные. Такое деление ставит перед учителем острую необходимость привлечения дополнительных сведений о них и требует расширения методической базы. На наш взгляд, весьма продуктивным является использование в качестве дидактического материала текста, в ходе анализа которого будет выявлено структурно-семантическое разнообразие неморфологизованных способов выражения подлежащего.

С целью повышения эффективности работы учащихся над неморфологизованными способами выражения подлежащего, в том числе с использованием материала художественной литературы, нами разработаны методические рекомендации, которые предполагают:

Использование терминологической ясности в работе над неморфологизованными способами выражения подлежащего. В ходе анализа современных учебников по предмету, мы выявили, что практически в каждом из них используется единый термин: «способы выражения подлежащего», не разграничивая их на морфологизованные и неморфологизованные способы. Исходя из этого, дети не имеют представления о значении и существовании подобных делений. Мы считаем, что в курсе русского языка при изучении данной темы необходимо ввести подобные разграничения. Данные терминологические понятия способствует углубленному изучению подлежащего на уроках русского языка. В качестве дополнительного материала следует использовать художественный текст, именно он способствует подробному и качественному восприятию материала: «при изучении подлежащего основной задачей школьников является умение находить его в тексте, а так же научится определять способы выражения подлежащего» [3, с. 83].

Детальное теоретическое представление определения «неморфологизованных способов выражения подлежащего» с демонстрированием учащимся исчерпывающего материала о нем, например:

  1. О причинах появления разграничения способов выражения подлежащего в современном русском языке;
  2. Об основных отличиях морфологизованных и неморфологизованных способов выражения подлежащего;
  3. О том, какими частями речи будут являться морфологизованные и неморфологизованные способы выражения подлежащего в современном русском языке: подлежащие, представленные в тексте в качестве имени существительного и местоимения; подлежащие, представленные в тексте в качестве других частей речи; подлежащие, представленные в тексте в качестве словосочетаний, обозначенных в школьных учебниках русского языка;
  4. Некоторые особенности функционирования подлежащего в речи с целью выявления закономерностей, с ними связанных, обогащающих представления учащихся о морфологизированном или неморфологизированном способе выражения в целом [2, с. 43].

Обращение учителя к текстам той или иной жанровой разновидности, наделенных широким спектром типологических структурно-семантических характеристик поможет выявить особенности функционирования неморфологизованных способов выражения подлежащего в зависимости от их структурно-семантического своеобразия и общего назначения.

В подготовке теоретического материала, используемого учителем в дополнение к предложенному в учебниках, целесообразно использовать различные приемы, которые способствуют повышению его упорядоченности и структурированности, а именно:

  1. Использование опорных конспектов, информативных карточек, учебных модулей, с одной стороны, дающих качественные сведения об изучаемом явлении, а, с другой стороны, учитывающих возможность их деления на отдельные смысловые блоки, темы, что значительно облегчает восприятие, понимание, упрощает усвоение и запоминание их учащимися.
  2. Использование таблиц, микроблоков, а также целенаправленная работа школьников с ними, помогающими сравнить способы морфологизованных и неморфологизованных способов выражения подлежащего, выявить те части речи, которые характеризуют неморфологизованные способы выражения подлежащего, проанализировать их на конкретных упражнениях, художественной литературе, либо снабдить каждую их разновидность собственными примерами.
  3. Схематичное восприятие, в том числе произведенные и самими школьниками, в ходе выполнения заданий, к примеру, на составление кластеров, схем, которые в процессе обучения поспособствуют для изучения неморфологизованных способов выражения подлежащего.

При организации практической деятельности учащихся педагогу следует использовать интерактивные, поисково-исследовательские, аналитические, теоретические, эмпирические методы, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, повышают интерес к материалу, который предлагает учитель. Деятельность подобной направленности рекомендуемо использовать на этапе вторичного закрепления знаний способах выражения подлежащего, которые будут являться дополнением к тем упражнениям, что рекомендованы в учебниках. Примером может послужить индивидуальная работа школьников по конкретным исследовательским заданиям, предложенным учителем, или исследовательская деятельность в качестве проекта, направленного на групповой характер по заранее назначенному плану [1, с. 135].

Примерами исследовательских заданий, которые можно рекомендовать для персональной реализации учащимися, могут следующие:

  1. Проанализируйте особенности морфологизованных и неморфологизованных способов выражения подлежащего на примере произведений великих литературных классиков XIX–XX вв. Для анализа ученикам могут быть предложены следующие авторы: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, М. А. Булгаков, Н. В. Гоголь и др., т. к. эти великие писатели внесли огромный вклад в литературное творчество, а их произведения и по сей день считаются мировым достоянием.
  2. Определите, какие способы выражения подлежащего являются для автора приоритетными, доминирующими. Проанализируйте неморфологические способы выражения подлежащего: чем они представлены в тексте — одиночными частями речи или словосочетаниями. Какие предложения вам показались наиболее интересными и почему?
  3. Из художественного произведения выпишите все случаи, когда неморфологизованные способы выражения представлены словосочетаниями, и случаи, когда они представлены одиночными словами, выраженными различными частями речи.
  4. Докажите цельность, неделимость словосочетаний в процессе работы над художественным текстом.
  5. Выявите, какие разновидности неморфологизованных способов выражения подлежащего вам удалось обнаружить в текстах художественных произведений. Воспроизведите их разнообразие в сводной таблице или в качестве схемы. Какие из них, по вашему мнению, встречаются чаще? С чем это, по вашему мнению, связано?
  6. Проанализируйте взаимосвязь неморфологизованных подлежащих со сказуемым. В каком числе будут использоваться сказуемые при подлежащем, выраженными словосочетанием? Какие семантико-грамматические характеристики несут в себе неморфологизованные способы выражения подлежащего?
  7. Подведите итоги проделанной вами исследовательской работы, сформулируйте общие выводы в ходе анализа произведенной.

Задания подобного характера могут быть использованы и в качестве проектно-исследовательской деятельности групповой направленности, которая включает в себя традиционные этапы: вступительный, организационный этапы, а также этапы создания проекта, его оформления, презентации и обсуждения среди других групп учащихся.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что в школьном курсе русского языка при изучении темы «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» не существуют явного разграничения на разряды морфологизованных и неморфологизованных способов выражения. Следовательно, ограниченное и недостаточное раскрытие данного термина наталкивает учителя на острую необходимость привлечения дополнительных сведений к освоению данных единиц языка, расширения арсенала методов и приемов организации учебной деятельности, что позволило бы в крайне ограниченные сроки сформировать максимально полное представление о неморфологизованных способах выражения подлежащего. В ходе изучения данной темы перед педагогом стоит ряд задач:

  1. Усилить познавательный интерес школьников;
  2. Выявить их изобразительно-выразительные возможности в речи;
  3. Научить анализировать, сопоставлять, отбирать материал;
  4. Повысить коммуникативный уровень и коммуникативную грамотность учеников в целом.

В связи с этим в рамках данного параграфа нами был предложен и подробно рассмотрен комплекс методических рекомендаций в работе над темой «Неморфологизованные способы выражения подлежащего» в VIII классе, среди которых были обозначены следующие:

  1. Использование терминологической ясности в работе над неморфологизованными способами выражения подлежащего, позволяющей разделить и разграничить общее определение «способы выражения» на термины «морфологизованные» и «неморфологизованные» способы выражения подлежащего.
  2. Детальное теоретическое представление определения «неморфологизованных способов выражения подлежащего, учитывающее необходимость четкого определения неморфологизованных и морфологизованных способов выражения подлежащего, выделения основных типологических признаков и разновидностей в процессе работы над теоретической информацией. Информация может предлагаться в виде вспомогательных схем, кластеров, карточек, таблиц, что способствует дополнительной наглядности.

Целенаправленная совместная деятельность учителя и школьников может осуществляться в процессе реализации учениками персональной исследовательской работы по определенным заданиям, предложенным учителем в качестве дополнительного освещения тематики. Деятельность, направленная на групповую форму исследовательской работы, предусматривает упражнения с содержанием заданий и вопросов проблемного характера. Ученикам предстоит направить свою активную работу на поиск и анализ наиболее углубленного, исчерпывающего материала, которое предусматривает его структурирование по заданному образцу с последующей презентацией и обсуждением полученных результатов. Все это позволит не только углубить знания учащихся о неморфологизованных способах выражения подлежащего в грамматической подсистеме современного русского языка, но и привить интерес к их изучению на разнообразном языковом материале, мотивировать дальнейший самостоятельный поиск по этой теме в будущем.

Читайте также

Список литературы

  1. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. — М. : Просвещение, 1966. — 238 с. — Текст : непосредственный.
  2. Ильина, Т. В. К вопросу об изучении подлежащего с точки зрения семантико-функционального подхода / Т. В. Ильина, О. А. Швецова // Язык. Культура. Менталитет : сб. статей. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — С. 42–45.
  3. Киселева, Е. Н. Подлежащее в аспекте революции теории синтаксиса / Е. Н. Киселева. — 2011. — № 4 (35). — С. 82–86.

Цитировать

Абрамова, Т.Ю. Методические рекомендации по изучению неморфологизованных способов выражения подлежащего на уроках русского языка в VIII классе средней общеобразовательной школы / Т.Ю. Абрамова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 128. — С. 35-37. — URL: https://novainfo.ru/article/18792 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться