Формы и методы подготовки подростков к семейной жизни: возможности общего среднего образования в мировом опыте

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 32
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлен перечень методов подготовки к семейной жизни в условиях общеобразовательных учреждений. Сформулированы формы, способствующие формированию семенных ценностей, внутренней эмоциональной готовности к семейной жизни.

Ключевые слова

СЕМЬЯ, ЦЕННОСТИ, ВОСПИТАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Текст научной работы

Одной из актуальных проблем современной педагогики является интеграция социальных институтов и семьи по вопросам подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, воспитания семейных ценностей, которые закладывают основу гармоничных отношений в браке. В содержании общего среднего образования семейная педагогика не составляет отдельный самостоятельный учебный предмет или дисциплину, поэтому основная нагрузка в подготовке учащихся к будущей семейной жизни возлагается на систему классного руководства и межпредметные связи. Рассмотрим их воспитательный потенциал, возможные формы и методы организации обучения, применение которых в системе школьного образования способствует формированию готовности выпускника школы к роли семьянина, супруга (супруги), родителя.

В условиях практики классного руководства, в процессе изучения учебных предметов человековедческого содержания (литература, история, биология, иностранный язык, факультативы по психологии, мировой художественной культуре и др.), а также ознакомления с авторами научных открытий, возможна реализация следующих направлений подготовки детей к семейной жизни:

  1. раскрытие правовой стороны семейной жизни и знакомство с основами законодательства о браке и семейными ценностями;
  2. раскрытие изменений в гендерных ролях на современном этапе развития общества и их отражение в семейных ценностях, понятиях о сущности и функциях семьи, роли отца, мужа, матери, жены;
  3. раскрытие факторов, благоприятствующих сочетанию карьерного роста (самореализации человека в профессии) и семейного благополучия, а также факторов, препятствующих этому;
  4. обучение культуре межличностного взаимодействия в семье (с детьми, супругом, родителями);
  5. раскрытие сущности и принципов семейного воспитания.

В мировом опыте интеграции институтов образования и семьи сложились следующие формы и методы работы с учащимися средних школ, ориентированные на формирование готовности к семейной жизни.

  1. Родительско-ученическая конференция. На нее приглашаются в качестве докладчиков: родители детей, которые признаются сверстниками как всеми любимые в силу личностных качеств и таланта (их родители делятся опытом воспитания); родители детей-инвалидов с физическими нарушениями (их рассказы о семейных радостях, источников счастья несмотря на «несправедливость судьбы» обладают мощным педагогическим воздействием на слушателей); родители, которым удалось преодолеть сложную проблему в воспитании ребенка, вызвать положительные изменения в его мотивационной и ценностной сферах. Исследования доказали позитивное влияние таких конференций не только на родителей, но и присутствующих на ней детей, которым взрослые «доверили» свои проблемы.
  2. Педагогическая гостиная по проблемам семьи (для детей и взрослых). Гостиная проводится на базе колледжей и вузов. На ней выступают специалисты, изучающие проблемы семейного воспитания и супружеских отношений. Они делятся последними открытиями в этой сфере, раскрывают и демонстрируют на конкретных примерах наиболее эффективные модели межличностного семейного взаимодействия, проводят мастер-класс с участием детей и родителей по усвоению этих моделей. В гостиную также пригашаются выдающиеся и успешно реализовавшие себя в творчестве люди, которые рассказывают, как семья (родители и нынешняя) помогла и помогает им на творческом пути, как ими решается конфликт между приоритетами семьи и карьерными интересами и другие виды конфликтов. Рассказ сопровождается слайдами, фотографиями.
  3. Посещение детских домов с благотворительными мероприятиями. Старшеклассники принимают участие в организации досуга сирот и выявляют те необходимые составляющие воспитания, которые требуют усиленного внимания, чтобы компенсировать лишение родительской опеки. Выявление этих составляющих помогает им глубже осознать функции семьи.
  4. Эмпатический тренинг: попытка понять эмоциональное состояние и чувства члена семьи в недавно произошедшем событии (например, что чувствовала бабушка, перед тем как ложиться в больницу? Что волновало ее больше всего? Почему мама согласилась отправить сына в лагерь и остаться с переживаниями наедине?). В результате использования данного метода у учащихся формируется опыт проникновения в душевное состояние другого, прогнозирование чувства членов семьи.
  5. Демонстрация художественных фильмов, иллюстрирующих культуру семейного общения, искусство, быта, способы решения конфликтов в семье, элементы семейной поддержки человеку, испытывающему трудности на работе и т.д. Эпизоды фильма сопровождаются групповым анализом в классе.
  6. Аутосемейное интервью. Учителя или классный руководитель в качестве домашнего задания поручают детям узнать от родителей, что считали их родители (бабушка и дедушка) важным при их воспитании, какие у них были отношения друг с другом. По рассказу родителей ученик проводит сравнительный анализ между моделью общения его родителей с бабушкой и дедушкой и моделью общения между родителями и ими самими (чем стиль педагогического общения самого старшего поколения отличается от стиля педагогического общения их родителей), делает выводы, обосновывает свой выбор в стиле общения со своими будущими детьми.
  7. Ведение рефлексивного семейного дневника. В дневнике подросток дает характеристику отношений в семье, сравнение с другими семьями, выводы о семейных ценностях. Мониторинг данной формы работы с детьми является конфиденциальным и осуществляется уполномоченным специалистом в области семейной психологии при условии письменного согласия родителей и постоянной обратной связи с ними.

Стоит отметить, что не менее развивающим потенциалом в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни (и в особенности, старшеклассников) являются следующие методы работы, которые распространяются также на работу с первым курсом:

  1. работа с пословицами, запечатлевшими народную мудрость относительно проблем семейных отношения воспитания;
  2. творческие проекты по искусству семейного времяпровождения (семейные праздники; технологии создания семейного древа;
  3. кейс-технологии, посвященные семейным конфликтам, и ролевые игры (важно побыть в разных ролях, чтобы почувствовать мотивы каждого члена семьи, каждый эпизод, реплика анализируются учителем и сверстниками);
  4. симуляции речевой психотехники – моделирование речевого обращения к члену семьи в разных ситуациях (несовпадение мнений, необходимость обсудить плохое поведение ребенка, разговор с членом семьи, который зол или расстроен, убеждение его в справедливости выбора данного решения);
  5. экспертный совет (обучаемые дают свой совет на письмо, которое поступило в редакцию по рубрике «Семейные проблемы», затем сравнивают свой ответ с ответом профессионального психолога);
  6. аксиологические дискуссии о семейных ценностях, добродетелях, этике семейного общения («Какова разница между эмпатией и жалостью? Какое из этих чувств помогает сохранить достоинство другому человеку, в чем может проявляться эмпатия, а в чем жалость в одной и той же ситуации семейного общения?», «Можно ли не соглашаться с родным человеком и при этом оставаться преданным ему?», «В чем проявляется высота мужества отца, матери, жены, мужа?»);
  7. межкультурный анализ семейных ценностей, когда обучаемые сопоставляли ценности и традиции семейного воспитания в разных культурах, выделяли элементы общего (терпение, честность, сострадание и эмпатия, равноправие, благородство, ответственность за другого, трудолюбие ради другого, материальная и душевная щедрость, взаимное уважение, эмоциональная поддержка) и особенного, определялись в системе собственных семейных ценностей.

Таким образом, приведенные формы и методы работы с учащимися, сложившиеся в современных средних школах, ориентированы на воспитание навыков и умений нахождения компромиссов с членами семьи и на формирование готовности к будущей семейной жизни.

Читайте также

Цитировать

Гамаюнова, А.В. Формы и методы подготовки подростков к семейной жизни: возможности общего среднего образования в мировом опыте / А.В. Гамаюнова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2914 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться