Роль физической культуры в психосоциальной адаптации студентов

NovaInfo 134, с.116-117, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC, ГРНТИ 77.05.05, УДК 796.011.1, ББК 75.0

Аннотация

В данной работе рассмотрены социально-психологические аспекты физической культуры студенческой молодежи. Целью работы является теоретическое изучение аспекта физической культуры в студенческой среде и действие данного момента на качество жизни. Исходя из этого, поставлена задача: проанализировать влияние физической культуры на социально-психологическое состояние студентов с помощью проведения опроса в формате тестирования. Рассмотрены социальные основы, психологические аспекты здорового образа жизни, физической активности студенческой молодежи. Актуальность работы обусловлена проблемой повышения стрессоустойчивости студентов, умения управлять своим психоэмоциональным состоянием и повышением их социализации.

Ключевые слова

СТРЕСС, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Текст научной работы

Основная цель работы высших учебных заведений состоит в организации комплексной деятельности, которая включала бы все направления, включающие, помимо непосредственно профессиональной подготовки, также развитие личности вне профессиональной сферы.

Образование должно помогать формированию личности обучающегося с определенными потребностями, которые будут способствовать сохранению здоровья.

К основным причинам, которые вызывают необходимость создания у обучающихся соответствующего отношения к ЗОЖ, следует отнести одновременно несколько проблем, среди которых: отсутствие бережного отношения к состоянию своего организма в силу молодого возраста и пока еще крепкого здоровья; нехватка достаточного количества материальных и организационных ресурсов для того, чтобы придерживаться ЗОЖ; недостаточное количество информации о физическом здоровье, а также о понятии психического здоровья, ЗОЖ, правилах его ведения; отсутствие опыта применения полученных познаний в данной сфере; неумение разрешать вопросы, которые относятся к оздоровительным практикам; низкая позиция здоровья в иерархии ценностей в условиях экономических трудностей. К способам создания ценностного отношения следует отнести нацеленную работу с обучающимися над тем, чтобы исключить из своей жизни противоречия в понимании высокой важности здоровья для человека и тем поведением, которого они придерживаются.

Таким образом, вопросам состояния здоровья обучающихся требуется уделять достаточно много внимания.

Студенты в силу молодого возраста и экономической зависимости, переходного состояния в отношении социальной статусности относятся к социально незащищенной группе, вследствие чего в студенческой среде можно видеть увеличение числа курящих, употребляющих алкоголь, отмечается рост наркомании. что, в свою очередь, влечет за собой малоподвижный образ жизни. Пренебрежение физической активностью является причиной снижения трудоспособности, психологических расстройств, проблем в социуме, что является серьезной проблемой, поэтому вопросы сохранения и укрепления их здоровья являются актуальными.

Все это приводит к необходимости выбора эффективных форм и методов стимулирования ценностного отношения обучающихся к здоровому образу жизни, которые, в свою очередь, позволят хотя бы частично разрешить данную проблему.

Организация работы со студентами, направленная на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, будет успешной, если будет реализован целый комплекс дидактических и здоровье-сберегающих условий педагогического, гигиенического, физкультурно-оздоровительного плана. Соблюдение этих условий будет способствовать достижению качественного уровня здоровья обучающихся.

Пропаганда изменения физического здоровья, улучшения уровня интеллекта, совершенствования физико-психических характеристик имеет высокий отклик среди студенческой молодежи, и заставляет ее задуматься о своем будущем [1].

Физическая культура — это не только физические упражнения разной сложности, которые выполняются в определенном порядке (растяжка, статика, динамика). Физическая культура включает в себя также социально-психологические аспекты, которые отражают активное влияние урока физической культуры на развитие разных психических процессов у студенческой молодежи и связаны с созданием психологических основ двигательного развития и управления своим психофизическим состоянием, развитие командного духа, формирование социальных отношений, умение быстро адаптироваться в новой среде. Обычно это происходит в стрессовых ситуациях под воздействием различных нагрузок. Параллельно идет процесс подготовки психомоторной стороны к будущей профессиональной сфере. Поэтому эффективность развития физической культуры будет зависеть от психомоторного развития студенческой молодежи и в овладения ими умения управления психоэмоциональным своим состоянием.

Также нужно учитывать тот момент, что занятие физической культурой учит студента понятию «режим дня», что в итоге сказывается на жизненном тонусе (он становится стабильно высоким) и помогает обучающемуся избежать психологических зажимов из-за высокой умственной нагрузки.

Социализация представляет себя процесс усвоения лицом социального опыта и включение студента в компанию общественных отношений. На социально-психологические аспекты студента влияют как природные факторы (особенности нервной системы, возраст, состояние здоровья, способности, пол), так и социальные условия.

Психология физической культуры — это отрасль, изучающая закономерности прогресса и проявления психики в особенных условиях физического воспитания. В процессе изменения физической культуры студенческая молодежь регулирует свои влияние на основе мышечно-вестибулярных, зрительных, осязательных, ощущений и восприятий, у них развивается двигательная память, мышление, воля, способность к регулированию личным психическим состоянием [2].

В совершенствовании физической культуры студенческая молодежь направлена на совершенствование своих психических и физических качеств. Деятельность каждой личности полна различных препятствий. Их преодоление возможно только при участии воли. В отечественной психологии воля понимается как определенный класс психических процессов, действий, объединенный единой функциональной задачей — сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Значение воли в жизни и деятельности студенческой молодежи заключается в том, что она позволяет ему управлять собой [3].

Студенческий возраст имеет особо значимое значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой. Это ставит перед преподавателями физического воспитания важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребности физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость [4]

В настоящее время физическая культура является одним из самых быстроразвивающихся направлений современного мира. Одной из важных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи. Эту задачу планируется решить через построение новых спортивных сооружений, отвечающих требованиям международных стандартов и привлечением к физической культуре большего количества студенческой молодежи, при этом основное внимание, акцентируя на расширении влияния физической культуры к проблеме воспитания подрастающего поколения и здорового образа жизни.

Читайте также

Список литературы

  1. Афанасьева А.С., Уколова Г.Б. Физическая культура в системе высшего образования Сборник: Наука молодых — будущее России. сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах. 2019. С. 39-41.
  2. Иванова С.Ю., Н.Э. Касаткина, Т.Б. Игонина и др. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе. Журнал теоретических и прикладных исследований Вестник Кемеровского государственного университета. — №2 (58) Т.2. — 2014. — С. 92
  3. Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Физкультура и Спорт. — 2017. — № 3. — С. 12-17.
  4. Мифтахов Р.А. Этнопедагогические традиции как средство физического воспитания: Учебное пособие / Р.А. Мифтахов — институт истории им. Ш.Б. Марджани АН РТ, Казань, 2017. — 313 с.

Цитировать

Гандыбина, В.А. Роль физической культуры в психосоциальной адаптации студентов / В.А. Гандыбина, Н.В. Кокорева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 116-117. — URL: https://novainfo.ru/article/19409 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться