Развитие управленческих компетенций учителя начальных классов

NovaInfo 134, с.107-108, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются понятие управленческой компетенции учителя начальных классов, приводятся проблемы развития управленческой компетенции, характеристика управленческой компетенции, а также описание ее основных свойств.

Ключевые слова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Текст научной работы

В современной научно-педагогической литературе существует множество подходов к описанию управленческой компетенции учителя, однако неоднозначная трактовка данного, весьма важного, понятия ведет к неточному восприятию ряда процессов, непосредственно относящихся к учебно-воспитательной деятельности.

Педагогическая деятельность учителя начальных классов имеет специфические особенности: он вынужден сочетать большое количество функций, в числе которых не только учебно-воспитательная деятельность, но и организаторская работа, активный процесс общения со всеми участниками образовательной деятельности (ученики, родители, школьная администрация). Работа учителя начальных классов охватывает и классное руководство, и обеспечение большого количества разнопрофильных дисциплин, что требует от учителя реализации управленческих компетенций.

Изучение ряда литературных источников позволило сделать вывод о том, что профессиональная компетенция учителя начальных классов предполагает возможность применять на практике теоретические знания и умения, наличие индивидуальных личностных особенностей, которые способствуют реализации социально-педагогических задач на высоком уровне.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что управленческие компетенции являются частью профессиональных компетенций учителя начальных классов. Управленческие компетенции позволяют учителю проявлять необходимые в работе навыки: использовать современные педагогические технологии, в том числе в процессе управления; вести деятельность, связанную с планированием, моделированием, управлением и прогнозированием профессиональной деятельности; руководить учебно-воспитательной работой.

Управленческая компетенция учителя начальных классов включает два основных этапа развития:

  • оценку (измерение и выявление) знаний школьников;
  • воздействие на учеников через использование в практике обучения педагогических технологий.

Изучение теоретических исследований, касающихся вопросов управленческой компетенции учителя начальных классов позволили обозначить ряд проблем и противоречий, связанных с реализацией управленческой функции: недостаточное внимание со стороны учителя к проблемам учеников, неэффективное планирование совместной деятельности участников образовательного процесса, невозможность быстро реагировать на ситуативные изменения в учебно-воспитательной деятельности, монологический тип общения.

В качестве возможных направлений решений обозначенных проблем можно предложить: освоение и использование педагогами технологий модульного планирования, индивидуализация учебного процесса, изучение и использование в профессиональной деятельности проектирования целей, использование приемов рефлексивного анализа, освоение приемов активного общения: диалога и полилога.

Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что процесс развития управленческих компетенций учителя начальных классов является достаточно сложной системой, он предполагает проведение активной работы, направленной на их развитие со стороны педагога, имеет множество различных проблем, а также возможные пути решения. Наличие управленческих компетенций у учителей начальных классов даст возможность обеспечить реализацию запланированных целей в процессе обучения, а также необходимый уровень образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http:// upr.1sept.ru/article.php?ID=200702011 (дата обращения:12.10.2022).
  2. Гнатышина Е.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: моногр. сПб.: книжный дом, 2008. 424 с.
  3. Полищук Н. О. Формирование управленческих компетенций в условиях смены парадигм управления и образования / Материалы Всероссийской научной конференции, Челябинск, 1 июня 2012 г. / ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» — Челябинск: ООО «Печатный двор», 2012. — С.108 -112.
  4. Уиддет, С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет, С. Холлифорд; пер. с англ. — М.: HIPPO, 2008. — 228 с.

Цитировать

Кладинова, И.А. Развитие управленческих компетенций учителя начальных классов / И.А. Кладинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 107-108. — URL: https://novainfo.ru/article/19464 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться