Особенности смысложизненных ориентаций лиц с разным статусом идентичности

NovaInfo 134, с.135-136, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

Цель данной работы заключается в изучении специфики смысложизненных ориентаций лиц с разным статусом идентичности. Измерялись: смысложизненные ориентации (тест СЖО Д.А.Леонтьева), статусы идентичности (Методика исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б.Шнайдер). Были выделены четыре группы испытуемых по параметру «статус личностной идентичности». Обнаружено, что в зависимости от статуса идентичности значимо отличаются показатели всех смысложизненных ориентаций, кроме «Локус контроля – жизнь».

Ключевые слова

ИДЕНТИЧНОСТЬ, СМЫСЛ ЖИЗНИ, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Текст научной работы

Актуальность исследования

Одним из наиболее актуальных и дискуссионных направлений в современной психологической науке является исследование феноменов, в той или иной степени концептуализирующих психологическое содержание личности. В частности, много исследований посвящено изучению феномена личностной идентичности. Исследователи анализируют структуру, видовую специфику, вопросы генеза и детерминации идентичности. Весьма дискуссионным является вопрос о видах и статусах идентичности. В нашем исследовании мы проанализируем проблему статуса идентичности личности в аксиологическом контексте, проанализировав особенности смысложизненных ориентаций лиц с различным статусом идентичности.

В практической деятельности психолога определение ценностей и смыслов, которыми руководствуется человек в своей деятельности, может помочь прогнозировать жизненный путь личности и более точно определять стратегии работы с типичными стрессорами.

Цель научной работы

Цель данной работы заключается в изучении специфики смысложизненных ориентаций лиц с разным статусом идентичности.

Методики исследования

Для изучения смысложизненных ориентаций (СЖО) была использована методика СЖО Д.А.Леонтьева. Статусы идентичности определялись с помощью методики исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б.Шнайдер. Методы обработки включали в себя качественный и количественный анализ данных, группировку испытуемых по статусу идентичности. Группы сравнивались по Н-критерию Крускала — Уоллеса. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 19 до 37 лет.

Результаты по методике исследования личностной идентичности были использованы в качестве группообразующего критерия. Было выделено 4 группы испытуемых: лица с диффузной идентичностью, с мораторием на достижение идентичности, достигнувшие позитивной идентичности и лица с псевдопозитивной идентичностью.

Результаты и их обсуждение

Обработав данные, полученные в нашем исследовании, мы пришли к выводу, что существует ряд особенностей смысложизненных ориентаций военнослужащих. Проанализируем их подробнее, представив результаты статистического анализа в виде таблицы.

Таблица 1. Статистическая значимость различий в показателях смысложизненных ориентаций лиц с различным статусом идентичности

Показатели

Среднее значение показателя

Значение критерия

Уровень значимости различий

Диффузная идентичность

Мораторий

Достигнутая позитивная идентичность

Псевдопозитивная идентичность

Цели в жизни

32,72

31,1

36,526

28,3

3,789

0,000

Процесс жизни

29,77

28,2

31,80

30,3

2,016

0,046

Результат жизни

25,58

22,3

27,95

24,2

2,935

0,004

Локус контроля-Я

21,10

20,4

24,01

19,0

4,307

0,000

Локус контроля-жизнь

31,11

30,2

31,98

27,7

0,875

0,383

Общий показатель осмысленности жизни

103,21

99,06

112,04

95,5

3,277

0,001

Проведенный нами статистический анализ позволяет утверждать, что по всем показателям смысложизненных ориентаций, кроме показателя «Локус-контроля-жизнь», существуют статистически значимые различия между группами испытуемых с различным статусом личностной идентичности

В целом, что ожидаемо, для лиц с достигнутой позитивной идентичностью характерна большая целеустремленность, более четкое понимание жизненных целей и временной перспективы. Лица с достигнутой позитивной идентичностью воспринимают процесс своей жизни как более насыщенный, интересный и наполненный смыслом, чем лица с «проблемной идентичностью». Они более удовлетворены самореализацией и уже пройденным отрезком жизненного пути, воспринимают свою жизнь как продуктивную и событийно наполненную.

У лиц с достигнутой позитивной идентичностью более развита способность управлять своей жизнью, им характерно представление о себе как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии с собственными целями и смыслами, уверенность в своей способности и возможности контролировать основные события своей жизни.

Люди с «проблемной идентичностью» живут сегодняшним или вчерашним днем, не проектируя жизненный путь, не ставя перед собой долгосрочных целей.

Интересным нам представляется тот факт, что по целому ряду смысложизненных ориентаций, лицам с псевдопозитивной идентичностью характерны меньшие средние значения, чем для лиц с диффузной идентичностью и мораторием идентичности. Например, лицам с «гиперидентичностью», амбициозно подчеркивающим сильные стороны своей личности характерна меньшая удовлетворенность результатом уже прожитого отрезка жизни, менее четкое понимание целей в жизни и временной перспективы, чем для лиц с нестабильным образом Я, слабо дифференцированной Я-концепций («диффузная идентичность») и лиц, еще не завершивших процесс самоинтеграции в социум («мораторий идентичности»). Полученные результаты мы склонны рассматривать как предварительные, нуждающиеся в дальнейшем исследовании. Тем не менее, проведенное исследование позволило выявить особенности смысложизненных ориентаций лиц с разным статусом личностной идентичности. Перспективным нам представляется дальнейшее изучение темы.

Читайте также

Список литературы

  1. Доржиева М.О., Гармаева Н.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №2 (82).
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 18 с.
  3. Никишина В. Б., Петраш Е. А. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2014. №6 (177).

Цитировать

Хомич, С.С. Особенности смысложизненных ориентаций лиц с разным статусом идентичности / С.С. Хомич. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 135-136. — URL: https://novainfo.ru/article/19465 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться