Разработка концептуальных основ формирования профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МЧС России в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

№90-1,

педагогические науки

Современные темпы развития диктуют образовательным организациям необходимость подготовки квалифицированных, конкурентоспособных и компетентных специалистов, обладающих способностью к саморазвитию и готовых к постоянному профессиональному росту, к поиску рациональных форм организации своей деятельности. Данная статья посвящена проблеме разработки концептуальных основ формирования профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МЧС России в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Похожие материалы

Сегодня, образовательный процесс образовательных организаций высшего образования МЧС России направлен и ориентирован на активное участие обучающихся в процесс профессионального становления [1, с. 294]. Быстрорастущие темпы развития всех отраслей деятельности человека диктуют образовательным организациям необходимость подготовки квалифицированных, конкурентоспособных и компетентных специалистов, обладающих способностью к саморазвитию и готовых к постоянному профессиональному росту, к поиску рациональных форм организации своей деятельности.

Стоит отметить, что особое место в данной палитре деятельности занимают специалисты, работа которых связана с ведением боевых действий по тушению пожара и проведения аварийно-спасательных работ [3, с. 123]. Специалисты этой области должны не только обладать современными научными знаниями, но и на высоком профессиональном уровне уметь применять эти знания в решении поставленных задач. Иными словами, профессионал обязан обладать рядом интегративных умений, которые позволят ему в кротчайшие сроки решить поставленную задачу. Данные интегративные умения получили название компетенций. В своей совокупности они характеризуют компетентность сотрудника в конкретном профессиональном поле, поэтому компетентностный подход, наряду с другими теоретическими подходами построения образовательной деятельности, является, на сегодняшний день, одним из ведущих.

Формировать — значит придавать чему-либо определенную форму, законченность, конечный вид. Термином «формирование» обозначается не любой процесс развития, а только тот, который призван к тому, чтобы достичь определенного и завершенного целостного облика [2].

Необходимо подчеркнуть, что процесс формирования профессиональных компетенций обучающихся является не только узкопрофессиональной задачей ведомственных образовательных организаций, но и гораздо более широкой задачей социального и воспитательного характера. Основываясь на актуализированных требованиях органов управления, подразделений и организаций МЧС России, осуществляющих практическую деятельность в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ возникает необходимость разработки концептуальных основ формирования профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МЧС России в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Важной целью образования является идея самореализации личности. Для выпускника высшего учебного заведения важно понимание, что стать ценным специалистом можно только получив высокую подготовку, владеть умениями и навыками, необходимыми в будущей профессии.

Необходимо четко понимать набор каких компетенций будет наиболее эффективным для решения задач по предназначению [4, с.70].

Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Согласно определению, компетентность, включающая в себя ряд компетенций, есть интегративное явление. При этом интегративность может быть рассмотрена с нескольких точек зрения:

  • интеграция знаний, умений, навыков в более сложные образования;
  • интеграция нескольких компетенций в устойчивую способность решать на высоком уровне и в кратчайшие сроки профессиональные задачи.

Компетенции обладают очевидными особенностями, которые, помогают структурировать цели подготовки специалиста того или иного профиля.

Компетенции, рассматриваемые как умения интегративного характера, должны содержать свойство мобильности и должны быть актуализированы тогда, когда это необходимо.

Целевой компонент процесса подготовки специалиста, представлен системой задач, комплексное решение которых будет обеспечивать формирование компетенций у выпускников образовательных организаций МЧС России в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Таким образом, процесс разработки концептуальных основ формирования профессиональных компетенций, технологическое и методическое обеспечение процесса не может рассматриваться как кратковременная задача.

В современных условиях управление образованием — это, прежде всего, управление процессом его развития; управление образованием в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат.

Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, повышение качества подготовки будущих специалистов с учетом актуализированных требований органов управления, подразделений и организаций МЧС России, осуществляющих практическую деятельность в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ состоит в организации профессионально-направленного образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить законодательные нормативно-правовые акты МЧС России и других министерств и ведомств на предмет соответствия профессиональных компетенций реализуемых федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования обязанностям ряда должностных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  2. Определить и изучить профессиональные компетенции и профессиональные модули для ряда должностных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  3. Разработать проект функциональной карты выпускника образовательных организаций МЧС России в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  4. Разработать проект компетентностной карта выпускника образовательных организаций МЧС России в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  5. Разработать проект модульной структуры образовательного процесса;
  6. Оценить возможность и эффективность внедрения в практику образовательной организации проекта модульной структуры образовательного процесса.

Решение данной задачи позволит повысить качество подготовки будущих специалистов МЧС России с учетом актуализированных требований органов управления, подразделений и организаций МЧС России, осуществляющих практическую деятельность в области организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [5, с. 108].

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А. Формирование компетентного специалиста для работы в экстремальных условиях. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 54. Т. 2. – С. 293-296.
  2. Кропотова, Н.А. Инновационный подход к процессу воспитания обучающихся при реализации когнитивного подхода образовательного процесса. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 53, Т.1. – С. 260-263.
  3. Суровегин А.В. Культурная осведомленность как условие формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Суровегин, Т.Н. Волкова // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. – С.120 – 125.
  4. Суровегин А.В. Формирование познавательной мотивации курсантов вузов МЧС России с использованием учебно-тренажерных комплексов // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. 20 (39) 2015. – ВлГУ, 2015. – С.69 – 75.
  5. Суровегин А.В. Моделирование процесса формирования познавательного интереса курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Суровегин, М.О. Баканов // Право и образование, 2017. № 9. – С.103-110.
  6. Ваганян, Г. А., Виртуальные технологии менеджмента [Текст] / Г. А. Ваганян, О. Г. Ваганян, Ереван, Нжар, 2005 – 368 с.