Исследование уровня преемственности дошкольного и начального общего образования

NovaInfo 137, с.108-110, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5

Аннотация

В данной статье раскрываются результаты исследования уровня преемственности дошкольного и начального общего образования. Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Ключевые слова

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ДИДАКТИКА, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Традиционно основной целью дошкольного образования считается подготовка ребенка к школе, т. е. подготовка к освоению нового вида ведущей деятельности — учения (учебной деятельности). Однако учителя начальной школы достаточно часто отмечали, что, хотя многие первоклассники, пришедшие в школу после детского сада, умеют читать (среди задач дошкольного образования нет такой задачи), владеют весьма разносторонними знаниями, порой превосходящими школьную программу, однако к условиям школьного обучения они подготовлены недостаточно, и потому имеют проблемы, которых, казалось бы, быть не должно, учитывая тщательность работы воспитателей.

Для исследования уровня преемственности дошкольного и начального общего образования нами было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №58 «Тополек». Всего было проанкетировано 25 родителей экспериментальной группы и 25 — контрольной группы. Целью анкетирования родителей было определение уровня их компетентности в вопросе взаимодействия дошкольного и начальной ступеней образования и подготовки детей к обучению в школе.

Были определены три уровня компетентности родителей в вопросе преемственности дошкольного и начального образования, основанные на таких критериях как:

  • единство требований родителей и образовательной организации в вопросе подготовки детей к школе;
  • компетентность родителей в вопросе подготовки детей к школе;
  • приветствуют все многообразие форм преемственности дошкольной организации и школы.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1:

Таблица 1. Уровни компетентности родителей в вопросе преемственности дошкольного и начального образования и подготовки детей к обучению в школе

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий уровень

4

20%

4

20%

Средний уровень

10

50%

11

55%

Низкий уровень

6

30%

5

25%

Результаты исследования свидетельствуют о том, что высоким уровнем компетентности в вопросе преемственности дошкольного и начального образования и подготовки детей к обучению в школе обладают 20% родителей экспериментальной и контрольной групп. Средним уровнем обладает 50% родителей экспериментальной и 54% родителей контрольной групп.

Для полной картины была организована диагностика детей по вопросу подготовки к школе. Для этого использовали диагностику определения готовности обучения детей к школе «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Результаты диагностики были занесены в диагностическую карту и отражены в сводной таблице 2:

Таблица 2. Уровни подготовки детей к обучению в школе по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (контрольный этап)

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий уровень

3

15%

3

15%

Средний уровень

10

50%

10

50%

Низкий уровень

7

35%

7

35%

Анализ результатов диагностики детей показал, что высокий уровень подготовки детей к обучению в школе у 15% детей экспериментальной и контрольной группы. Данная группа детей полностью реализовывают объем предложенных заданий, точно следуют речевой инструкции, дети допускают одну-две ошибки, ориентируются в пространстве листа правильно. Задачами формирующего этапа были:

  1. Разработать план взаимодействия с включением в него активных форм и методов работы по премственности дошкольного и начального общего образования как фактора адаптации детей младшего школьного возраста (экскурсии в школу, совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, педагогические и психологические наблюдения, открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе, взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы, совместные родительские собрания с педагогами доо и учителями школы, семейные вечера, тематические досуги, консультации с педагогами ДОО и школы.);
  2. Реализовать его в ходе опытно-экспериментальной деятельности (использование активных форм взаимодействия включало в себя: взаимопосещения уроков и занятий; тренинги; деловые игры; совместные досуги; мастер-классы; совместные семинары-практикумы).

Целью контрольного этапа было провести диагностику и выяснить уровень адаптации анализ динамики сформированности нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста после проведенного формирующего этапа эксперимента. Контрольный этап исследования проводился по методикам констатирующего этапа. Результаты диагностики детей представлена в таблице 3

Таблица 3. Уровни подготовки детей к обучению в школе по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

3 (15%)

12 (60%)

3 (15%)

3 (15%)

Средний уровень

10 (50%)

8 (40%)

10 (50%)

10 (50%)

Низкий уровень

7 (35%)

7 (35%)

7 (35%)

Целью контрольного этапа было провести диагностику и выяснить уровень адаптации анализ динамики сформированности нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста после проведенного формирующего этапа эксперимента.

Анализируя полученные результаты исследования, мы можем прийти к выводу, что цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания Школа и детский сад — два начальных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, их творческого развития.

Читайте также

Список литературы

  1. Буюклыу, Н. Н. Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС / Н. Н. Буюклыу, Е. А. Вершинина, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 442-444.
  2. Жирикова, Е. Н. Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования / Е. Н. Жирикова, Н. М. Коршикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 216-217.
  3. Макарова, Ю. В. Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 421-424.
  4. Слабко, Л. С. Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем начального общего образования / Л. С. Слабко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 32-36.
  5. Чащина, О. Ю. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС / О. Ю. Чащина, С. Н. Аллерборн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 842-844.

Цитировать

Исхакова, Р.С. Исследование уровня преемственности дошкольного и начального общего образования / Р.С. Исхакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 137. — С. 108-110. — URL: https://novainfo.ru/article/19860 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться