Традиционно основной целью дошкольного образования считается подготовка ребенка к школе, т. е. подготовка к освоению нового вида ведущей деятельности — учения (учебной деятельности). Однако учителя начальной школы достаточно часто отмечали, что, хотя многие первоклассники, пришедшие в школу после детского сада, умеют читать (среди задач дошкольного образования нет такой задачи), владеют весьма разносторонними знаниями, порой превосходящими школьную программу, однако к условиям школьного обучения они подготовлены недостаточно, и потому имеют проблемы, которых, казалось бы, быть не должно, учитывая тщательность работы воспитателей.
Для исследования уровня преемственности дошкольного и начального общего образования нами было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №58 «Тополек». Всего было проанкетировано 25 родителей экспериментальной группы и 25 — контрольной группы. Целью анкетирования родителей было определение уровня их компетентности в вопросе взаимодействия дошкольного и начальной ступеней образования и подготовки детей к обучению в школе.
Были определены три уровня компетентности родителей в вопросе преемственности дошкольного и начального образования, основанные на таких критериях как:
- единство требований родителей и образовательной организации в вопросе подготовки детей к школе;
- компетентность родителей в вопросе подготовки детей к школе;
- приветствуют все многообразие форм преемственности дошкольной организации и школы.
Результаты анкетирования представлены в таблице 1:
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий уровень | 4 | 20% | 4 | 20% |
Средний уровень | 10 | 50% | 11 | 55% |
Низкий уровень | 6 | 30% | 5 | 25% |
Результаты исследования свидетельствуют о том, что высоким уровнем компетентности в вопросе преемственности дошкольного и начального образования и подготовки детей к обучению в школе обладают 20% родителей экспериментальной и контрольной групп. Средним уровнем обладает 50% родителей экспериментальной и 54% родителей контрольной групп.
Для полной картины была организована диагностика детей по вопросу подготовки к школе. Для этого использовали диагностику определения готовности обучения детей к школе «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Результаты диагностики были занесены в диагностическую карту и отражены в сводной таблице 2:
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий уровень | 3 | 15% | 3 | 15% |
Средний уровень | 10 | 50% | 10 | 50% |
Низкий уровень | 7 | 35% | 7 | 35% |
Анализ результатов диагностики детей показал, что высокий уровень подготовки детей к обучению в школе у 15% детей экспериментальной и контрольной группы. Данная группа детей полностью реализовывают объем предложенных заданий, точно следуют речевой инструкции, дети допускают одну-две ошибки, ориентируются в пространстве листа правильно. Задачами формирующего этапа были:
- Разработать план взаимодействия с включением в него активных форм и методов работы по премственности дошкольного и начального общего образования как фактора адаптации детей младшего школьного возраста (экскурсии в школу, совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, педагогические и психологические наблюдения, открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе, взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы, совместные родительские собрания с педагогами доо и учителями школы, семейные вечера, тематические досуги, консультации с педагогами ДОО и школы.);
- Реализовать его в ходе опытно-экспериментальной деятельности (использование активных форм взаимодействия включало в себя: взаимопосещения уроков и занятий; тренинги; деловые игры; совместные досуги; мастер-классы; совместные семинары-практикумы).
Целью контрольного этапа было провести диагностику и выяснить уровень адаптации анализ динамики сформированности нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста после проведенного формирующего этапа эксперимента. Контрольный этап исследования проводился по методикам констатирующего этапа. Результаты диагностики детей представлена в таблице 3
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий этап | Контрольный этап | Констатирующий этап | Контрольный этап | |
Высокий уровень | 3 (15%) | 12 (60%) | 3 (15%) | 3 (15%) |
Средний уровень | 10 (50%) | 8 (40%) | 10 (50%) | 10 (50%) |
Низкий уровень | 7 (35%) | 7 (35%) | 7 (35%) |
Целью контрольного этапа было провести диагностику и выяснить уровень адаптации анализ динамики сформированности нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста после проведенного формирующего этапа эксперимента.
Анализируя полученные результаты исследования, мы можем прийти к выводу, что цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания Школа и детский сад — два начальных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, их творческого развития.