В последние годы криминальная обстановка в стране продолжает оставаться напряженной. Устойчивый характер приобретают тенденции роста тяжких преступлений, вооруженности, профессионализма и организованности преступников. По-прежнему высок удельный вес рецидивной преступности в общей структуре преступности. Несмотря на снижение числа зарегистрированных рецидивных преступлений в исправительных учреждениях за последние годы, актуальность предупреждения рецидивной преступности в них обусловливается особенностями, присущими рецидивным преступлениям и связанными главным образом с личностью осужденного, социально-психологические качества которого накладывают свой отпечаток не только на действия по подготовке к совершению преступлений, но и на поведение вообще и крайне отрицательно влияют на всех осужденных, отбывающих наказания, и в целом на уголовно-исполнительный процесс в исправительных учреждениях.
Важными задачами пенитенциарного психолога являются неразрывно связанные с психокоррекцией правонарушителей, что является трудным фактором, потому что необходимо брать во внимание специфику психологического статуса контингента, аспекты режима учреждений и труднодостижимые цели коррекции [3].
В ИУ России наиболее распространены проективные методы психокоррекционной работы, такие как арттерапия, фильмотерапия, психотерапия творчеством [1].
Положительным аспектом этой группы методов является субъективная безопасность осужденного: спокойствие правонарушителя, снижение настороженности и предвзятого отношения к психологу как сотруднику администрации. Данные методы являются эмоционально комфортными, так как сходны с детской игрой. Но в этом также отражаются и недостатки этой категории. В первую очередь — непрямое целеполагание, то есть задачи психокоррекции выполняются косвенно.
Проективные методы не могут решить главный запрос, стоящий перед пенитенциарным психологом: исправление и развитие личности осужденного. Достижение этой цели возможно только с помощью прямого психологического взаимодействия, включающий в себя как диалог, так и возможность осознания происходящего с человеком, оценки своих действий, поиска возможностей для изменений.
Можно предположить, что психокоррекционные методы работы с осужденными должны отвечать следующим требованиям:
- быть доступными для психолога ИУ;
- иметь возможность применения в условиях режима ИУ;
- отвечать на основной запрос к психокоррекции осужденных — способствовать исправлению через осознание ответственности и раскаяние;
- обладать культурным соответствием;
- обладать методологической основой, сообразной традициям российской научной психологии;
- воздействовать как на когнитивный, так и на эмоциональный и поведенческий аспекты личности осужденного.
Согласно В.Н. Мясищеву, в основе нарушений поведения лежит нарушенная система отношений, сюда же включается отношение к самому себе. В связи с этим, психокоррекция осужденных должна быть направлена конкретно на искаженные отношения, на утраченное либо вовсе неразвитое умение принять позицию другого человека, а также на способность сформировать иную точку зрения. Иными словами, на деструктивно измененную систему отношений [5].
Затрагивая тему групповой терапии и тренингов, которые получили достаточно широкое распространение в ИУ, важно отметить, что это полезный опыт зарубежных коллег. Однако следует понимать, что российский менталитет сильно отличается и отечественные клиенты достаточно долгое время чувствуют себя скованно в группе. Если речь идет о вине или стыде, то значительно легче довериться и открыться одному человеку [6].
Неоспоримый факт, что группа является мощным инструментом психокоррекции, однако необходимо учитывать границы его использования.
Опираясь на это, можно утверждать, что перспективы повышения эффективности психологической работы тесно связаны с разработкой методологической базы психотерапии — научно-теоретического обоснования программ и методов психологического воздействия. Методология является одним из главных инструментов научного познания, она также выступает гарантом соблюдения социальных, правовых, нравственных и иных норм воспитательных мероприятий психологической и психопедагогической направленности в процессе ресоциализации осужденных. Ее значимость обуславливается также крайней сложностью самого психологического воздействия на имеющееся многообразие форм личностных деформаций, психологической и социальной дезадаптации [7].
В процессе психокоррекции пенитенциарный психолог решает ряд педагогических, психологических и социально-адаптирующих задач. Сложность выполнения данной работы состоит в следующем:
- лица, на которых рассчитана психокоррекция, как правило дезадаптированы как социально, так и психологически, возможно наличие ментальных и эмоциональных проблем на грани клинических проявлений;
- регулярность взаимодействия осужденного с психологом зависит от особенностей режима ИУ, которые не всегда позволяют это;
- влияние криминальной субкультуры на личность осужденного, которая может проявляться повышенной настороженностью к психологу и отсутствии достаточной мотивации к работе.
Коррекция личностных установок осужденных должна быть направлена на повышение профессиональной компетенции сотрудников в области правовой регламентации исполнения наказаний в виде лишения свободы; проведение мероприятий, направленных на снижение влияния негативных социально-психологических явлений в среде осужденных; проведение мероприятий, направленных на повышение культурно-образовательного уровня среди осужденных, а также направленных на более полную трудовую занятость осужденных; социальная работа по восстановлению утраченных социальных связей; работа, направленная на коррекцию личности осужденного, которая включает в себя мероприятия, направленные на снижение уровня агрессии и повышения уровня саморегуляции.
Опираясь на вышесказанное мероприятия по коррекции личностных установок должны проводиться на двух уровнях — организационном и личностном [4].
На организационном уровне должны быть активизирована профилактическую работа в карантине по соблюдению и выполнению режимных требований, о недопустимости принятия традиций тюрьмы в коллективе осужденных; задействовано наибольшее количество осужденных в трудовой и творческой деятельности; организованы мероприятия по восстановлению социальных связей с родными и близкими, а также проведение бесед о поведении осужденных с родными и близкими.
Индивидуальная работа должна состоять из консультаций и бесед с использованием методов внушения и убеждения. Данная работа должна включать проведение профилактических бесед, в процессе которых необходимо указывать на возможные жизненные цели, а также информировать о возможных способах их достижения; консультаций, ориентированных на формирование представлений о возможных ценностях жизни и стратегиях их достижения; проводить индивидуальную работу, направленную на поиск смысла жизни. При проведении вышеперечисленных мероприятий важно учитывать искажение личностных установок осужденных.
Подводя итог можно сказать, что рассмотренные особенности психокоррекции в исправлении и профилактике рецидивов осужденных должны быть учтены пенитенциарными психологами для наиболее высоких результатов проведения психотерапевтических мероприятий с правонарушителями.