Психокоррекционное воздействие в исправлении осужденных и профилактике рецидивной преступности

NovaInfo 137, с.176-177, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1, ГРНТИ 15.81.57, УДК 159.9

Аннотация

В статье поднимается проблема применения психокоррекционного воздействия в работе с осужденными. Названы требования к психокоррекционным методам работы с осужденными. Рассмотрена сложность выполнения данной работы и названы мероприятия по коррекции личностных установок осужденных.

Ключевые слова

МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПРОФИЛАКТИКА, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ, РЕЦИДИВ, ЛИЧНОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Текст научной работы

В последние годы криминальная обстановка в стране продолжает оставаться напряженной. Устойчивый характер приобретают тенденции роста тяжких преступлений, вооруженности, профессионализма и организованности преступников. По-прежнему высок удельный вес рецидивной преступности в общей структуре преступности. Несмотря на снижение числа зарегистрированных рецидивных преступлений в исправительных учреждениях за последние годы, актуальность предупреждения рецидивной преступности в них обусловливается особенностями, присущими рецидивным преступлениям и связанными главным образом с личностью осужденного, социально-психологические качества которого накладывают свой отпечаток не только на действия по подготовке к совершению преступлений, но и на поведение вообще и крайне отрицательно влияют на всех осужденных, отбывающих наказания, и в целом на уголовно-исполнительный процесс в исправительных учреждениях.

Важными задачами пенитенциарного психолога являются неразрывно связанные с психокоррекцией правонарушителей, что является трудным фактором, потому что необходимо брать во внимание специфику психологического статуса контингента, аспекты режима учреждений и труднодостижимые цели коррекции [3].

В ИУ России наиболее распространены проективные методы психокоррекционной работы, такие как арттерапия, фильмотерапия, психотерапия творчеством [1].

Положительным аспектом этой группы методов является субъективная безопасность осужденного: спокойствие правонарушителя, снижение настороженности и предвзятого отношения к психологу как сотруднику администрации. Данные методы являются эмоционально комфортными, так как сходны с детской игрой. Но в этом также отражаются и недостатки этой категории. В первую очередь — непрямое целеполагание, то есть задачи психокоррекции выполняются косвенно.

Проективные методы не могут решить главный запрос, стоящий перед пенитенциарным психологом: исправление и развитие личности осужденного. Достижение этой цели возможно только с помощью прямого психологического взаимодействия, включающий в себя как диалог, так и возможность осознания происходящего с человеком, оценки своих действий, поиска возможностей для изменений.

Можно предположить, что психокоррекционные методы работы с осужденными должны отвечать следующим требованиям:

  • быть доступными для психолога ИУ;
  • иметь возможность применения в условиях режима ИУ;
  • отвечать на основной запрос к психокоррекции осужденных — способствовать исправлению через осознание ответственности и раскаяние;
  • обладать культурным соответствием;
  • обладать методологической основой, сообразной традициям российской научной психологии;
  • воздействовать как на когнитивный, так и на эмоциональный и поведенческий аспекты личности осужденного.

Согласно В.Н. Мясищеву, в основе нарушений поведения лежит нарушенная система отношений, сюда же включается отношение к самому себе. В связи с этим, психокоррекция осужденных должна быть направлена конкретно на искаженные отношения, на утраченное либо вовсе неразвитое умение принять позицию другого человека, а также на способность сформировать иную точку зрения. Иными словами, на деструктивно измененную систему отношений [5].

Затрагивая тему групповой терапии и тренингов, которые получили достаточно широкое распространение в ИУ, важно отметить, что это полезный опыт зарубежных коллег. Однако следует понимать, что российский менталитет сильно отличается и отечественные клиенты достаточно долгое время чувствуют себя скованно в группе. Если речь идет о вине или стыде, то значительно легче довериться и открыться одному человеку [6].

Неоспоримый факт, что группа является мощным инструментом психокоррекции, однако необходимо учитывать границы его использования.

Опираясь на это, можно утверждать, что перспективы повышения эффективности психологической работы тесно связаны с разработкой методологической базы психотерапии — научно-теоретического обоснования программ и методов психологического воздействия. Методология является одним из главных инструментов научного познания, она также выступает гарантом соблюдения социальных, правовых, нравственных и иных норм воспитательных мероприятий психологической и психопедагогической направленности в процессе ресоциализации осужденных. Ее значимость обуславливается также крайней сложностью самого психологического воздействия на имеющееся многообразие форм личностных деформаций, психологической и социальной дезадаптации [7].

В процессе психокоррекции пенитенциарный психолог решает ряд педагогических, психологических и социально-адаптирующих задач. Сложность выполнения данной работы состоит в следующем:

  • лица, на которых рассчитана психокоррекция, как правило дезадаптированы как социально, так и психологически, возможно наличие ментальных и эмоциональных проблем на грани клинических проявлений;
  • регулярность взаимодействия осужденного с психологом зависит от особенностей режима ИУ, которые не всегда позволяют это;
  • влияние криминальной субкультуры на личность осужденного, которая может проявляться повышенной настороженностью к психологу и отсутствии достаточной мотивации к работе.

Коррекция личностных установок осужденных должна быть направлена на повышение профессиональной компетенции сотрудников в области правовой регламентации исполнения наказаний в виде лишения свободы; проведение мероприятий, направленных на снижение влияния негативных социально-психологических явлений в среде осужденных; проведение мероприятий, направленных на повышение культурно-образовательного уровня среди осужденных, а также направленных на более полную трудовую занятость осужденных; социальная работа по восстановлению утраченных социальных связей; работа, направленная на коррекцию личности осужденного, которая включает в себя мероприятия, направленные на снижение уровня агрессии и повышения уровня саморегуляции.

Опираясь на вышесказанное мероприятия по коррекции личностных установок должны проводиться на двух уровнях — организационном и личностном [4].

На организационном уровне должны быть активизирована профилактическую работа в карантине по соблюдению и выполнению режимных требований, о недопустимости принятия традиций тюрьмы в коллективе осужденных; задействовано наибольшее количество осужденных в трудовой и творческой деятельности; организованы мероприятия по восстановлению социальных связей с родными и близкими, а также проведение бесед о поведении осужденных с родными и близкими.

Индивидуальная работа должна состоять из консультаций и бесед с использованием методов внушения и убеждения. Данная работа должна включать проведение профилактических бесед, в процессе которых необходимо указывать на возможные жизненные цели, а также информировать о возможных способах их достижения; консультаций, ориентированных на формирование представлений о возможных ценностях жизни и стратегиях их достижения; проводить индивидуальную работу, направленную на поиск смысла жизни. При проведении вышеперечисленных мероприятий важно учитывать искажение личностных установок осужденных.

Подводя итог можно сказать, что рассмотренные особенности психокоррекции в исправлении и профилактике рецидивов осужденных должны быть учтены пенитенциарными психологами для наиболее высоких результатов проведения психотерапевтических мероприятий с правонарушителями.

Читайте также

Список литературы

  1. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. -2011. -№ 1. -С. 216-218.
  2. Деболъский М.Г., Чернышкова М.П. Влияние субъективной картины жизненного пути осужденных на их поведение в период отбывания наказания и риск совершения рецидива преступлений после освобождения // Юрид. психология. 2015. № 2. С. 17—19.
  3. Исправление осужденных : монография / под науч. ред. Ю.М. Антоняна, А.В. Быкова. Тверь: НИИ ФСИН России, 2014. С. 29-86.
  4. Истомин А.А. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 119-128.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. 356 с.
  6. Соболев Н.Г., Рогач В.Г. Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65-71.
  7. Чирков А.М. Полимодальная психотерапия ассоциации стрессовых и психических личностных расстройств // Вестн. Ин-та: преступление, наказание, исправление. 2017. №1 (37). С. 67-71.

Цитировать

Бутко, Ю.В. Психокоррекционное воздействие в исправлении осужденных и профилактике рецидивной преступности / Ю.В. Бутко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 137. — С. 176-177. — URL: https://novainfo.ru/article/19880 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться