Сущностная характеристика УУД у младших школьников

NovaInfo 137, с.111-112, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 13, УДК 373. 7

Аннотация

Проанализировав источники литературы, автор определил, что овладение УУД приводит к развитию умения самостоятельно результативно усваивать новые знания, навыки и компетенции, в том числе к самостоятельной организации процесса обучения, то есть способности к познанию. Эта способность обеспечивается тем, что УУД представляют собой общие действия, открывающие возможность широкой ориентации учеников как в разных предметных аспектах, так и в структуре самой учебной деятельности. ФГОС НОО рассматривает четыре типа универсальных образовательных действий: личные УУД; познавательные УУД; коммуникативные УУД; регулирующие УУД. др.

Ключевые слова

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ЗНАНИЯ И ДР, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕДАГОГ

Текст научной работы

Как пишет А.А. Ершова, универсальные учебные действия в общем смысле слова выражают способность к обучению или способность личности к саморазвитию и совершенствованию через осознанное и активное усвоение нового общественного опыта.

В более узком значении УУД — это комплекс способов действий учеников, а также связанных с данным процессом навыков учебной деятельности, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, развитие навыков, в том числе организацию этой работы.

В соответствии с ФГОС УУД рассматриваются как обобщенные действия, формирующие у школьников глубокую ориентацию в разных предметных областях знаний и мотивирующие их к учению.

По мнению А.В. Фролова, УУД — общее действие, которое дает возможность ориентации учащихся не только в разных предметных областях, но и в структуре учебной деятельности, включая осознание школьниками ее главной направленности, ценностных и смысловых, а также операционных составляющих.

Концептуальная идея развития УУД у школьников, принятая в системе обучения Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные навыки учения формируются так же, как и все другие навыки.

Становление любого умения у школьника проходит следующие этапы:

  • знание о действии, первичный опыт и мотивация;
  • развитие знаний о способе совершения действия;
  • обучение использованию знаний, контролю и коррекции;
  • оценка способности совершать действие.

Процесс развития УУД основана на основе системно-деятельностного подхода рядом исследователей: А.Г. Агапкина, Г.В. Борисова, И.И. Ильина, О.А. Кракова, Н. И. Соломина, С.В. Молчанова.

«Способность к обучению» выступает главным фактором повышения результативности усвоения информации учащимися, навыков и развития компетенций, образа мира и ценностных основ нравственного выбора. Становление УУД в процессе обучения определяется тремя дополнительными факторами:

  • развитие УУД как цели образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • становление УУД происходит в процессе усвоения разных предметных дисциплин;
  • УУД, их свойства и характеристики определяют результативность учебного процесса, усвоение знаний и навыков, а также формирование образа окружающей действительности и основных типов компетенций, в том числе личностных.

Овладение УУД позволяет ученикам успешно усваивать материал на всех этапах обучения. ФГОС НОО рассматривает четыре типа универсальных образовательных действий:

1. Личные УУД:

  • личное самоопределение;
  • ценностная направленность учеников и морально-этическая оценка;
  • смысловое образование;
  • ориентация в социальных ролях и отношениях.

2. Познавательные УУД:

  • общие образовательные действия — умение ставить учебную задачу, выбирать методы и находить материал для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические обучающие действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинные связи, подтверждать свои суждения;
  • постановка и решение проблемы — умение формулировать проблему и находить способы ее решения.

3. Коммуникативные УУД:

  • умение вступать в диалог и поддерживать его, учитывая различия в особенностях общения с разными группами людей.

4. Регулирующие УУД:

  • постановка цели как образовательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще предстоит узнать;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом результата, составление плана, последовательности действий;
  • прогнозирование — прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временные характеристики;
  • контроль — сравнение метода действия и его результата с данным стандартом с целью выявления отклонений и отличий от стандарта;
  • корректировка — внесение необходимых дополнений и корректировок в план и способ действий;
  • оценка — осведомленность об уровне и качестве усвоения;
  • саморегуляция как способность мобилизовать силы и энергию, к волевым усилиям и преодолению трудностей.

Познавательные действия школьника содержат компоненты исследования, отбора, поиска важной информации, изменение его содержания. Данные действия всегда связаны с решением интеллектуальных и общих образовательных задач. К важным познавательным действиям относят умение решать проблемы.

Решать задачи ребенку помогает развитие логических операций, куда входит анализ объекта, сравнение его свойств, выделение общих признаков и характеристик, умножение, классификация, установление хронологических последовательностей и др. Познавательные действия ученика выражаются также и в структурировании знаний, подборе вариантов решения задач, умении разделять материал первичной и вторичной значимости.

Также сюда входит и формирование продуманных ответов на вопросы педагога, решение творческих заданий при помощи специальных алгоритмов, умение оперировать знаками и символами.

К логическим операциям учащихся принято относить анализ, синтез, серийность, обобщения, классификации, установление аналогий, формулирование выводов и др. Коммуникативные действия также очень важны в процессе обучения школьников, они отражаются в умении строить процесс общения с окружающими, умении слушать и слышать других, устанавливать сотруднические отношения с другими и др.

Все рассмотренные нами выше УУД направлены на научение ребенка решать не только конкретные задачи по типу математических заданий, а формирование и развитие навыков ученика в отношении устранения и качественного решения жизненных проблем и вопросов на практике.

Таким образом отметим, что в данной статье нами было изучено понятие и сущность УУД. Проанализировав источники литературы, мы определили, что овладение УУД приводит к развитию умения самостоятельно результативно усваивать новые знания, навыки и компетенции, в том числе к самостоятельной организации процесса обучения, то есть способности к познанию.

Эта способность обеспечивается тем, что УУД представляют собой общие действия, открывающие возможность широкой ориентации учеников как в разных предметных аспектах, так и в структуре самой учебной деятельности. ФГОС НОО рассматривает четыре типа универсальных образовательных действий: личные УУД; познавательные УУД; коммуникативные УУД; регулирующие УУД.

Читайте также

Список литературы

  1. Варина, С. И. Универсальные учебные действия учащихся / С.И. Варина // Образование и наука. — 2020. — №2. — С. 190.
  2. Воронино, А. М. Думаем, играем, себя развиваем / А. М. Воронино // Дошкольники и школьники. — 2020. — №5. — С. 19.
  3. Галич Т.Н. Развитие познавательных УУД младших школьников / Т. Н. Галич // Инновации в образовании. — 2020. — №3. — С. 111.
  4. Дубова, В.А. Познавательное развитие младшего школьника / В.А. Дубова. — Калуга: Сфера, 2019. — 224 с.
  5. Духов, М.С. Познавательные универсальные учебные действия младших школьников / М.С. Духов. — М.: Знамя, 2020. — 233 с.
  6. Егорка, Л.А. Поиск материала учащимися / Л.АВ. Егорка. — СПб.: Лань, 2021. — 123 с.

Цитировать

Гайфуллина, Д.Х. Сущностная характеристика УУД у младших школьников / Д.Х. Гайфуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 137. — С. 111-112. — URL: https://novainfo.ru/article/19899 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться