Билингвальное обучение как способ профилактики межэтнических конфликтов на примере Саха-французского лицея в С. Хамагатта Республики Саха (Якутия)

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье приведен пример профилактики межэтнических конфликтов

Ключевые слова

БИЛИНГВИЗМ, БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Текст научной работы

В связи с модернизацией школьного образования и, прежде всего, глобализацией, особое внимание уделяется созданию условий для развития личности учащихся и расширению возможностей современного углубленного языкового образования. Такие условия складываются в процессе обучения на билингвальной основе.

Термин «билингвальное обучение» стал широко применяться в мире с начала 90-х годов прошлого столетия. Билингвальное образование — это целенаправленный процесс, в котором используются два языка обучения.

Билингвальное образование позволяет учащемуся комфортно чувствовать себя в многоязычном мире, уважать и принять и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Обучение сразу на нескольких языках, также способствует развитию коммуникативных способностей, памяти, делает учащегося или студента более мобильным, толерантным,гибким и раскрепощённым, а значит и более приспособленным к трудностям в многогранном и непростом мире.

В образовании возникла потребность в билингвизме благодаря:

  1. Глобализации и укреплению «диалога культур»;
  2. Созданию единого образовательного пространства;
  3. Развитие дистанционной формы обучения;
  4. Развитию мирового информационного пространства;
  5. Необходимости знания языков для конкурентоспособности на рынке труда.

Сегодня по всей России уже более тысяче школ с билингвальным обучением. Список этих школ дополняет саха-французский лицей в с. Хамагатта Намского улуса в Республике Саха (Якутия).

Хамагаттинский саха-французский лицей начал свою деятельность с утверждения экспертным советом Министерства образования РС (Я) в 1994 г. Школа включена в сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО и в сеть президентских школ республики. Школа является филиалом кафедры французской филологии ФИЯ Якутского госуниверситета. Школе присвоен статус "Республиканская экспериментальная площадка", сотрудничает с НИИ гуманитарных исследований РС (Я). В 2003 г. школа вошла во Всероссийский проект Екатеринбургского Альянса, поддерживаемый Министерством внутренних дел Франции по созданию сети специализированных школ России. С октября 2009 года школа поменяла свой статус и стала лицеем.

Цель двуязычного образования в лицее — выходящее за принятые школьные образовательные рамки владение французским языком. Ученики школы учатся общаться на иностранном языке в различных жизненных ситуациях.

С 1 класса по авторской программе идет раннее обучение французскому языку, с 5 класса начинается углубленное изучение французского языка и вводится второй иностранный язык — английский. Таким образом, языковое образование в школе включает изучение 4 языков — якутского, русского, английского и французского — также в старших классах есть элективный курс «Латинский язык». Реализуется интегративный подход в преподавании языков, одним из средств является участие в Международном проекте «Европейский Языковой Портфель». Высокая мотивация учащихся на изучение французского языка достигается приглашением иностранных преподавателей из франкоязычных стран, организацией языковых стажировок в Бельгию, Францию, постоянными визитами в школу французских гостей.

Международные программы школы направлены на расширение кругозора, формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся, на развитие коммуникативных компетенций, чтобы учащиеся на практике познавали особенности функционирования языка в стране. По договору ежегодно приглашаются на 6 месяцев иностранные преподаватели. За 15 лет существования лицея в ней побывали 36 иностранных преподавателей из Франции, Бельгии, Марокко. Что говорит о постоянном контакте учащихся с носителем языка, развивая разговорную речь и улучшая произношение на иностранном языке. Также ежегодно группа учащихся проходит языковую стажировку в лицеях Франции и Бельгии, осуществляется переписка с французскими, бельгийскими сверстниками.

В целях реализации программы культурно-образовательного обмена установлено побратимство с образовательными учреждениями Франции, Бельгии:

  • начальной школой имени Виктора Гюго г.Фонтен Ла Аббэ Франции;
  • лицеем Монтельевр г. Морсан сюр Сэн Франции;
  • лицеем Сент-Шарль г. Перуэльс Бельгии.

Школа сотрудничает с Франсин Обри, президентом международной ассоциации «Objectif Monde» (Франция), целью которой является поддержка и содействие воспитанию и развитию детей мира. В рамках договора с «Objectif Monde» было предусмотрено культурно-языковая стажировка учащихся и выполнение проекта по поддержке молодежи села Хамагатта.

Школьники активно участвуют в международных конкурсах Посольства Франции и Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В рамках международного проекта Сильвен Реми (Франция), содержанием деятельности которой являются, пропаганда прав человека через творческие работы детей со всего мира создана школьная ассоциация «Constellation» («Созвездие искусств). Сотрудничество с международной гуманитарной ассоциацией способствует развитию правовой культуры, толерантных качеств личности, творческому самовыражению учащихся.

Чтобы получше узнать результаты такого билингвального обучения рассмотрим анализ поступаемости выпускников саха-французского лицея в учебные заведения за 15 лет:

  • ежегодно стабильно выбирают специальности, связанные с иностранными языками (22%), экономические (13%), медицинские (10%), юридические (8%).

То, что практически большинство выпускников выбирают в качестве будущей профессии специальности, связанные с иностранными языками, доказывает эффективность и качество образования школ с билингвальным обучением. Знание иностранного языка помогает человеку быть независимым от языковых барьеров, тем самым, расширяя его возможности уже на международном уровне.

Читайте также

Список литературы

  1. Филимонова М.С., Крылов Д.А. Билингвизм как тенденция языкового развития современного общества // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 1;

Цитировать

Пахомова, А.Т. Билингвальное обучение как способ профилактики межэтнических конфликтов на примере Саха-французского лицея в С. Хамагатта Республики Саха (Якутия) / А.Т. Пахомова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2103 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться