Новая философская энциклопедия определяет проблему как объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. [3]
Один из крупнейших советских математиков ХХ века А.Н. Колмогоров в своём докладе «Автоматы и жизнь», подготовленного для семинара научных работников механико-математического факультета МГУ показал как формулируется и развивается проблема в человеке.
«Попробуем проследить этапы этого процесса на примере работы математика над какой-нибудь проблемой. Сначала, по-видимому, возникает желание исследовать тот или иной вопрос, затем какое-то приблизительное, неведомо откуда возникшее представление о том, что мы надеемся получить в результате наших поисков и какими путями нам, может быть, удастся этого достичь, и уже на следующем этапе мы пускаем в ход свой внутренний "арифмометр" формально-логического рассуждения. Таков, по-видимому, путь формирования логической мысли, такова схема процесса творчества.»[2]
И это действительно так, находясь в постоянном творческом поиске ответов и желая найти истину, мы самосовершенствуемся, получая ценный опыт, как награду за наши труды. Позже, мы переходим к постановке и решению следующей проблемы, можно сказать, что именно так происходит развитие человеческого познания.
Своеобразным способом решения проблемы может служить доказательство её неразрешимости или же переход проблемы в форму парадокса, для разрешения которого требуется взглянуть на ситуацию иначе, под другим углом, перейти на новый уровень. Очень часто решение парадокса даёт весомый толчок в развитии науки, приводит к появлению новых дисциплин и разрушению устарелых форм знания.
Так, благодаря парадоксу Б. Рассела (Пусть K — множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента?
Если да, то, по определению K, оно не должно быть элементом K — противоречие.
Если нет — то, по определению K, оно должно быть элементом K — вновь противоречие.) была сформулированна аксиоматическая теория множеств, а в математике появилось новое течение — интуиционизм.
Однако, следует уметь отличать проблему от псевдопроблем, т.е объективных, но виртуальных и мнимых проблем, о которых утверждается как о реальных. Эти события, на самом деле, несущественны и отвлекают человека от осмысления более актуальных вопросов. Псевдопроблема не может привести к получению истинного знания, к какому-либо позитивному исходу.
Примером может служить так называемый эффект «повестки дня", используемый в PR — компаниях. Когда СМИ обращаются к освещению тех или иных событий и проблем у аудитории формируется соответствующая «повестка дня», т.е. представление о том, что в данный момент является важным и чему следует уделять особое внимание. [1]
Следует заметить, что эта тема несомненно актуальна не только в науке, но и в обыденной жизни, так как в зависимости от того, что мы считаем или не считаем проблемой зависит и наше отношение к сложившейся ситуации.
Если считать, что проблема — это вопрос для которого отсутствуют методы решения, то их следует разработать самим. Однако для большинства проблем в повседневной жизни эти методы решения уже изобретены, остаётся только воспользоваться. В наше время общество всё более нацелены на потребление и развлечение, люди мало читают, не стремятся к знаниям, и, как правило, называют проблему тем, чем она на самом деле не является. Нужно помнить, что наибольшей свободой обладает человек с наибольшими знаниями.