Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками

NovaInfo 3, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 63
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена социальному положению безнадзорных и беспризорных детей и подростков РФ. В статье предметно рассмотрены разнообразные аспекты психолого-педагогической и психосоциальной работы с безнадзорными детьми и подростками.

Ключевые слова

БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ, БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА, ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ, КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Текст научной работы

Положение безнадзорных детей и подростков в Российской Федерации

Термин «безнадзорность» стал часто встречаться в научной литературе и практической деятельности при изучении детской и подростковой преступности и её причин. Он получил признание в правовых актах и юридической литературе.

Федеральный закон Российской Федерации № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 предлагает следующую трактовку: «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Безнадзорность — это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. Здесь важно обратить внимание на поведение лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, на положение ребёнка в семье и обществе, важно курировать социальный статус ребёнка. Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живёт под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него ещё есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой разрушения. Предоставленные сами себе, дети «забрасывают» учёбу, отдают всё своё время улице, бесцельному, «свободному» времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребёнка.

В Федеральной Целевой Программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на период с 1997 года, а затем и в Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», принятом в 1999 году, обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это: дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; дети, убежавшие из интернатных учреждений, оказавшиеся без средств к существованию; дети, занимающиеся бродяжничеством; дети, занимающиеся попрошайничеством; дети, совершающие мелкое воровство; дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; дети, являющиеся жертвами сексуальных преступлений; дети, вовлечённые в противоправную деятельность, и другие категории.

Проблема современной безнадзорности пока слабо осознаётся обществом как гуманитарная катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тысяч детей, а из дома — около 50 тысяч, примерно 10% из общего количества погибает.

Ежегодно, органами милиции принимаются меры по розыску 28-30 тысяч без вести пропавших несовершеннолетних. В 2002 году в центры временной изоляции для несовершеннолетних были доставлены более 78 тысяч детей, что на 7,8% больше, чем в 1999 году.

Резко снижается образовательный уровень подростков, состоящих на учёте в ОВД. Увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, совсем не посещающих, по разным причинам, образовательные учреждения и не занимающихся никаким трудом в рамках каких-либо профессий. Их число составляет более двух миллионов человек. Из них многие имеют лишь начальное законченное образование.

Ослабленные психические функции, серьёзные нарушения физического здоровья, — детерминируют неспособность детей и подростков к оказанию сопротивления негативному влиянию со стороны криминогенного окружения. Большинство «уличных» детей становятся жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки. Реально просматривается тенденция повышения криминальной активности детей младшего возраста.

Безнадзорные дети и подростки имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Анализ проблемы безнадзорности привёл к пониманию того, что условия, в которых жили и живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие.

Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи, регулярного питания, — подрывает состояние здоровья детей, ведет их к социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, резко негативно влияет на успешность социализации. В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощённого целым рядом серьезных заболеваний. Социальное и психическое развитие безнадзорных детей существенно деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искажённость ценностных ориентаций, отсутствие социальных мотивов поведения, низкий уровень знаний.

Медицинское обследование безнадзорных детей и подростков показывает, что почти все они имеют соматические заболевания, которые у большинства из них носят хронический характер. А так как сами эти дети по нескольку лет не бывают на приемах у врача, не подконтрольны органам образования и воспитания, то у них могут быть серьезные отклонения как в физическом, так и в психическом развитии, повсеместно наблюдается педагогическая запущенность. К великому сожалению, у данных детей нередко выявляется задержка умственного развития и/или ЗПР, наблюдаются серьёзные искажения развития личности.

Специалисты отмечают, что безнадзорный ребёнок — это не обычный здоровый ребенок, растущий в психологически комфортных условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. У безнадзорных детей очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста. Условия безнадзорной среды очень рано ставят ребёнка в положение реальной ответственности за свою жизнь, что ведёт и к избыточному формированию ряда социально-биологических качеств. Тем не менее, часто выделяют следующие позитивные свойства безнадзорных детей: хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость и активность.

Из-за своих физиологических и психологических склонностей и привычек, безнадзорные дети и подростки особенно уязвимы при столкновении с любой опасностью, которая подстерегает их на улице: место ночлега, поиск средств к существованию, стремление к табакокурению, пивной алкоголизм и т.д. Убежав из дома от притеснений и жестокости родителей, ребёнок часто подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления, унижения и т.д.

Таким образом, можно отметить, что в числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение несовершеннолетних, относящихся «к группе повышенного риска» и дающих наибольшее число безнадзорных детей, — имеются виктимогенные (виктимные) обстоятельства жизнедеятельности, «рекрутирующие» свои жертвы в наиболее уязвимых группах людей и, прежде всего, среди несовершеннолетних. Россия, вступив на социально-экономическое поле рыночной экономики, неизбежно должна воспринять не только определенные положительные, но и отрицательные последствия такой коренной перестройки функционировавшей десятилетиями государственной экономики и объективно «идеологизированной» системы социальных ценностей. И в числе главных негативных результатов новой российской жизни следует указать на резкое падение экономической, социальной и правовой защищённости детей и подростков.

Причины распространения безнадзорности в детской и подростковой среде

Многие считают, что сегодняшние беспризорники — это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот образ маленьких существ, потерявших человеческий облик. На самом деле, в интернат или на улицу может попасть ребенок из любого социального слоя. Сегодня в обществе насаждается мысль о том, что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни. Однако это не так. И, чтобы помочь этим детям успешно социализироваться, необходимо знать, что приводит их к психологическим сдвигам и девиациям в поведении, что, в свою очередь, является одним из главных факторов безнадзорности.

Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономические, социально-психологические и психологические.

К социально-экономическим причинам безнадзорности относятся факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это: экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных детей. Совместная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.

Во время перестройки («горбачёвский период»), так же и в дальнейшем (хаотичные 90-е годы), по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса, — число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало существенно расти. Среди них все больше и больше хронических больных вследствие врожденной генетической патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребёнка в детском учреждении. Большое количество безнадзорных детей «образуется» вследствие плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители «пьют горькую», ведут аморальный образ жизни и т.д.

Причиной увеличения числа безнадзорных детей является и рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свёртывания производства, и отсутствие должного финансирования социальных программ, и почти полное отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.

Определённое отрицательное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание государственной и ведомственной инфраструктуры обслуживающей летний и зимний отдых детей и подростков, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и т.п.

Социально-психологические причины безнадзорности глубочайшим образом переплетены с социально-психологическими причинами безнадзорности, поэтому, их надо рассматривать совместно. Социально-психологические причины (факторы) безнадзорности детей и подростков связаны с кризисом института семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями детей, применяемыми в семьях, сексуальным, физическим и эмоциональным (морально-нравственным) насилием со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжёлое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, культурно-социальная маргинализация общества, — создают серьёзные психологические перегрузки для социального института семьи. Растёт число неблагополучных семей, из которых дети социально-психологически и экономически вытесняются на улицу. Эти дети зачастую становятся бомжами, попрошайками, — ведь каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимается попрошайничеством.

Рождаясь в психологически неблагополучной семье, ребёнок изначально не получает возможности удовлетворения основных жизненных психологических потребностей: в любви, в заботе, принятии, внимании и участии со стороны родителей, окружающих взрослых.

Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от психологической нормы. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем сплочённости, авторитета, лидерства и т.д. Тематика общения их с окружающими обычно ограничена, а тональность общения излишне эмоциональна. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности несовершеннолетних.

Ухудшается психологический климат и в так называемых устойчивых семьях. Главная причина этого — отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, постоянный рост т.н. потребительских цен. Резкое увеличение объёма разного рода стрессовых ситуаций однозначно негативно сказывается на детях. У достаточно большой части детей один из родителей или оба — безработные. Таким образом, большинство безнадзорных детей проживало в бедности и нищете. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и нравственное насилие толкают детей к побегам из дома.

Часто решаются на побег дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74%. Более 80% бездомных детей — жители городов.

Семейное неблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся: безработица родителей и миграционные процессы, обострившиеся национальные конфликты, нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Отрицательную роль сыграло также и ослабление воспитательной работы с детьми как по месту жительства, так и в образовательных учреждениях. На смену ранее существовавшей воспитательной системе так и не создано новой, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.

Бедность, имеющая место в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы, — закрыла детям и подросткам из необеспеченных семей доступ к спорту и оздоровлению, дополнительному образованию, художественной культуре, развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Имеет место необходимость поиска дополнительного заработка, значительное усложнение экономико-социальных условий жизни, усиливающаяся маргинализация, алкоголизация и наркотизация многих семей. Все эти отрицательные аспекты сократили возможности общения родителей с детьми, нивелировали возможности совместной деятельности, совместных занятий, совместного досуга, — увеличивая тем самым опасность попадания детей и подростков в уличные компании с асоциальным поведением.

По данным МВД РФ за 2000/2001 годы, в России на учете в органах милиции состоят свыше 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на своих детей.

По данным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ в 2002-2003 годах, каждое пятое преступление в России совершается подростком; 85% преступных группировок и банд включают в себя детей; каждый четвёртый безнадзорный подросток уже совершил уголовно наказуемое преступление.

По данным Государственной Думы Российской Федерации за 2003-2004 годы, 18 из 37 миллионов российских детей находятся в зоне социального риска. 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в детских колониях.

Психологические причины безнадзорности исследователи связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные личностные аномалии, проявления асоциального и антисоциального поведения.

В нашей реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности наших детей тесно связаны между собой и, к сожалению, «активно дополняют» друг друга.

Итак, в нашем обществе и в мире в целом на безнадзорность детей и подростков влияют и кризисные трансформационные процессы в семье, и социальная напряжённость в обществе, и изменение функций и возможностей образовательных и воспитательных учреждений, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребёнка фактически выталкивают на улицу неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает; школа, «освободившаяся» от воспитания не занимается психолого-педагогической обеспеченностью жизнедеятельности детей; внешкольные учреждения, которых остается всё меньше и которые оказывают услуги на коммерческой основе, закрывают двери перед детьми. И, как следствие, волна детской безнадзорности в России и в мире нарастает с каждым годом.

Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, они оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают под влияние криминогенных элементов, которые их используют в своих преступных целях. Все это деформирует психическое, физическое, личностное, социальное развитие детей и подростков, зачастую необратимо искажает процесс их социализации в обществе.

Все эти тенденции свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического решения проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних, законодательной защиты их прав, их социальной реабилитации и адаптации.

Нормативно-правовая база социальной работы с безнадзорными детьми и подростками

В последние годы в нашей стране к социальному положению детей приковано пристальное внимание со стороны государства и общества, например, недавно прошёл «год ребёнка». Происходят определенные позитивные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в РФ требований Конвенции о правах ребёнка.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года Конвенция о правах ребёнка, признает ребёнком каждого человека до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считая необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом права. Конвенция о правах ребёнка не только подчёркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, социальных сиротах, инвалидах, детях-беженцах, беспризорных детях, детях-правонарушителях.

В Российской Федерации, в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, принят ряд законодательных актов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Указом Президента РФ № 942 от 14.08.1996 года был утвержден по 2000 год включительно Национальный план действий в интересах детей и, тем самым, в новейшей истории России положено реальное начало формированию государственной социальной политики в этой области.

24.06.1999 года был принят Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе «О социальном обслуживании населения в РФ».

3 октября 2002 года Правительством РФ было принято новое Постановление № 732 «О Федеральной Целевой Программе «Дети России»» на 2003-2006 годы, которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одарённые дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

Основными мероприятиями, предлагаемыми в рамках данной программы в этой связи, являлось: создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учёта детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы детских учреждений.

Целью подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являлось укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В результате исполнения данной подпрограммы предполагалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, а так же несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алкоголь, и сокращение числа правонарушений несовершеннолетних.

В результате проведения в жизнь всей указанной программы «Дети России», — в Российской Федерации произошло укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации — до 1225 единиц, и учреждений помощи детям и семьям — до 2026 единиц. Данные учреждения смогли оказать помощь на треть большему по сравнению с 2000-2001 годом количеству несовершеннолетних, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Постановление № 154 от 13 марта 2002 года «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» уточнило диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на оптимизацию жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям принят Приказ Минздрава РФ № 47 от 7 февраля 2002 года «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям».

Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления и утверждения правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков и социальной опеки над ними, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить доступный им перечень различных социальных и медицинских услуг.

Следует учесть то, что нормативно-правовую базу социальной работы с безнадзорными детьми и подростками данной должны составлять и законы, прямо не относящиеся к данной категории населения, но призванные устранять причины безнадзорности. Эти законы должны быть направлены на то, чтобы предупредить разрушение социальной микросреды (семьи, ближайшего окружения, включая социальные отношения в школе) несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию. Данные законы должны препятствовать превращению этой микросреды в микросреду, способствующую безнадзорности и риску для безнадзорных детей и подростков стать правонарушителями или жертвами правонарушений. Поэтому, эти законы должны быть отнесены к нормативно-правовой базе профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков

Как сказано в государственном докладе Правительства РФ от 2003 года «О положении детей в России», создано основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности — сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2004 года в РФ действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В течение 2003 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тысячам несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности подобных учреждений остаётся работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в семью ребёнка по окончании социально-медицинской реабилитации. Из 129,3 тыс. детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. Всё это было сделано после серьёзной критики данной сферы государственной социальной деятельности, высказанной в СМИ, в то время Президентом РФ, а в текущий период Председателем Правительства РФ — В.В. Путиным.

В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2003 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,6 миллиона несовершеннолетних (в 2000 году — 3,2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Истощение массы тела и нарушение психики отмечено у 70% безнадзорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее подвержены ВИЧ-инфекции. Социальное и психическое развитие безнадзорных детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной нормативности, искажённость ценностных ориентаций, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают уметь хорошо читать на русском языке, только попав в социально-реабилитационные учреждения.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Их можно классифицировать следующим образом: государственные, общественные (некоммерческие), коммерческие и разнообразные смешанные службы.

Итак, в систему социальной работы с безнадзорными несовершеннолетними входят следующие учреждения.

Органы управления социальной защитой населения

Данные учреждения как одну из своих ведущих функций осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми и подростками, их родителями или законными представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющими на них. Эти учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и деятельность иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним. Указанные учреждения внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми и подростками, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Учреждения социального обслуживания населения

К учреждениям социального обслуживания населения относятся территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи. Эти центры предоставляют бесплатно социально-медицинские и психолого-педагогические услуги несовершеннолетним, находящимся в опасном жизненном положении. Данные учреждения выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально рискованном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе, осуществляют педагогическую заботу, психологическую поддержку и социальную защиту несовершеннолетних.

Специализированные социальные учреждения для несовершеннолетних

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные центры, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Социальные приюты — это учреждения временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет. В социальный приют попадают по направлению соответствующих органов, например, Комитета Государственной Думы РФ по социальной защите, дети из семей, которые нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей. Направляются дети также и по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы «риска», занимающиеся бродяжничеством или стоящие на учёте в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют даже самостоятельно, когда жить в семье им уже невозможно, или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей или знакомых. В социальных приютах к каждому ребёнку осуществляется дифференцированный подход. Режим дня в них щадящий, но строго соблюдается. Сотрудники приютов стараются, чтобы все дети обучались, гармонично развивались, посещали различные кружки и спортивные секции. Но главной своей задачей специалисты данного учреждения считают возвращение ребенка в семью, хотя если это не удается, то ребенка переводят в детский дом. Социальные приюты финансируются из государственного бюджета, но также им оказывается и значительная спонсорская помощь.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру социально-реабилитационного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. К основным задачам такого центра относятся: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и её устранение, работа с семьёй ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача ребенка установленным порядком в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей), избирают формы жизнеустройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить об этом в социальные органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Работники органов опеки и попечительства в течении трёх дней после такого сигнала должны провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту прав и жизненных интересов ребенка до судебного решения вопроса об его устройстве. Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, то с ними проводится психолого-педагогическая работа (и/или, при необходимости, медицинское лечение) и в случае положительного результата — дети возвращаются обратно в семью. Если дети остались без попечения родителей, они могут подлежать передаче на воспитание в приёмную семью на основании опеки, попечительства или усыновления, или могут быть направлены в детские воспитательно-образовательные заведения для сирот и социальных сирот.

Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав

Эти комиссии обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Они организует контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также контроль за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности. Комиссия оказывает помощь в бытовом и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений, содействует в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних применяет различные меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов. Они участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних, ведут учёт несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В рамках этих учреждений создаются психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних с отклонениями в развитии и поведении, оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, таких как безнадзорные дети и подростки, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего среднего образования, выявляют и семьи, находящиеся в социально затруднительном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций. Они активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости не совершеннолетних, курируют молодежные биржи труда. В систему органов по делам молодёжи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др. Все эти организации предоставляют бесплатно социальные, медицинские, правовые и иные услуги несовершеннолетним, организуют досуг и занятость так называемым «трудным» подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодёжью.

В подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних входят:

  1. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  2. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
  3. Подразделения криминальной милиции.

Эти учреждения осуществляют:

  • профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей;
  • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия в отношении несовершеннолетних;
  • участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних, совершивших значимые правонарушения, в центры изоляции или специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности.

В органы управления здравоохранением направляются несовершеннолетние, нуждающиеся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением: пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данный учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся «трудным» детям и подросткам.

Все вышеперечисленные социальные органы тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения и выявления фактов безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т.д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально и финансово уязвимом положении.

Итак, общество и семья должны решить главную задачу — воспитать из каждого ребенка семьянина, гражданина и специалиста. Пока все задействованные государственные, общественные и частные структуры не осознают свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и отрочество, описанную общую ситуацию в корне изменить невозможно. Хотя общество и государство серьёзно обеспокоено кризисом в данном направлении, все же пока нет в нашей стране глубокого и объективного анализа причин увеличения неблагополучных семей; не разработана пока перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, приостановить распространение безнадзорности детей и подростков, на что и необходимо направить усилия, всех структур государственной и муниципальной власти, общественных и других организаций.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеева Л.С. Состояние, технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. – М.: РАО, Гос. науч. исслед. институт семьи и воспитания. 2001.
  2. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  3. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  4. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестник МГПУ № 3, 2008.
  5. Донцов Д.А., Москвитина О.А., Ерёмина Л.Ю. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе // Школа здоровья № 4, 2008.
  6. Донцов Д.А., Донцова М.В. Модели семейного психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2. – М., 2009.
  7. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. – М., 2009.
  8. Думинова Л.Т. Организация социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков. – М., 2002.
  9. Думинова Л.Т., Маршак А.Л, Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. – М., 2002.
  10. Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. – Хабаровск, 2003.
  11. Мельникова Э.Л. Профилактика безнадзорности детей и подростков. – М., 2002.
  12. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  13. Основы социальной работы. Учебник. Изд. 3-е, исправл. и дополн. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2001.
  14. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. Под ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. – М.: Инфра-М, 2009.
  15. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2004.
  16. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006.
  17. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Учебное пособие. – Ростов на Дону: Март, 2005.
  18. Социальная психология в современном мире. Уч. пособ. для вузов. Под ред.: Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  19. Социальная работа: теория и практика. Отв. ред.: Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: Инфра-М, 2004.

Цитировать

Донцов, А.И. Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками / А.И. Донцов, Д.А. Донцов, М.В. Донцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 3. — URL: https://novainfo.ru/article/223 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться