Психологические и социальные особенности студенческого, юношеского возраста

NovaInfo 4, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена анализу психологической и социальной специфики студенческого, юношеского возраста.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ, ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СФЕРА ОБЩЕНИЯ, ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ МОТИВОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

"Студенческий" возраст, — юношеский период развития человека (16-17 — 20-21) — это начало самостоятельной, взрослой жизни (Дарвиш О.Б., Клочко В.Е., Колюцкий В.Н., Кон И.С., Кулагина И.Ю. и др.). [10, 17, 19, 41]. Наряду с этим, в данном возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет — ранняя юность, 17-20 — собственно (в узком смысле) юность, 20-21 — поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками (Кон И.С., Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Ремшмидт Х., Стефаненко Т.Г. и др.). [18, 26, 31].

Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, — характеризующие интеллектуальное, эмоциональное развитие и т.п.(Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю., Мухина В.С., Сапогова Е.Е. и др.). [19, 21, 33].

Социальная ситуация развития в юности характеризуется в первую очередь тем, что юношам и девушкам предстоит во многом самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в обществе (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются социальные требования к юношам и девушкам и условия, в которых происходит их личностное формирование: они должны быть подготовлены к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (Абрамова Г.С., Ермолаева М.В., Мухина В.С. и др.). [1, 11, 21]. Юность для юношей и девушек — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (включающая поиск её), учеба в ВУЗе, создание семьи, для юношей, возможно, — служба в армии (Ермолаева М.В., Кулагина Е.Ю., Колюцкий В.Н. и др.). [11, 19, 41].

Юношество, в современный период социально-экономического развития общества и государства, оказалось в условиях продолжающейся нестабильности общественного сознания, — когда нет востребованных идеалов в прошлом, но и в настоящем ещё не найдены новые, адекватные происходящим в стране и в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения. Поэтому, сегодня, юношеству очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни. Отсюда — смятение и неуверенность в завтрашнем дне (Исаев Е.И., Кулагина И.Ю., Слободчиков В.И. и др.). [29, 34]. Наряду с этим, современный этап социального развития общества "сдвинул" в психологическом и "деятельностном" планах (смыслах) границы всех возрастов в сторону более раннего наступления зрелости (в том числе, — социальной зрелости). Данный процесс происходит по многим "формальным" характеристикам, но вместе с этим парадоксально усиливается социальный инфантилизм среди юношества и молодёжи. Тем не менее, в отличие от сравнительно недавнего прошлого, к лицам молодого возраста (21 год и старше), "только что" закончившим ВУЗы, обществом применяется термин (и подход) "уже взрослые люди". В этой связи возрастает значимость юношеского возраста как для успешного формирования личности, так и для продуктивного социального развития общества (Кулагина И.Ю., Сапогова Е.Е., Фельдштейн Д.И. и др.). [29, 33, 38].

С усложнением жизнедеятельности в юношеском возрасте происходит не только количественное расширение диапазона социальных ("конвенциональных") ролей и интересов, но и качественное их изменение. В юности "появляется" все больше "взрослых" социальных ролей — с вытекающей отсюда бо́льшей мерой самостоятельности и ответственности юношей и девушек. В 14-ть (ранее — в 16) лет юноши и девушки получают паспорт, в 18-ть лет — активное избирательное право и возможность вступать в брак. С 14-ти лет юноша и девушка становятся ответственными за тяжкие уголовные преступления, с 16-ти — почти за все уголовные преступления, в полном объёме "взрослая" уголовная ответственность наступает, по закону, с 18-ти лет (Ермолаева М.В., Кулагина И.Ю., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. и др.). [5, 11, 25, 29]. Многие юноши и девушки уже начинают трудовую деятельность, — практически все думают о выборе профессии и выбирают её, — включая учёбу по выбранной специальности и т.д. (Гамезо М.В., Кулагина И.Ю., Орлова Л.М., Петрова Е.А. и др.). [8, 29]. Все "прописанные" выше параметры представляют собойэлементы т.н. взрослого социального статуса лица юношеского возраста.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте в целом- учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском возрасте (Кулагина И.Ю., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. и др.). [29, 38, 43].В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию, например, — профессию психолога (Климов Е.А., Пряжников Л.С. и др.). [15, 23, 24].

Психологическую базу для профессионального самоопределения в юности составляет, прежде всего, социальная потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни (Кулагина И.Ю., Реан А.А. и др.). [28, 29].

Другим важнейшим фактором, составляющим психологическую базу профессионального самоопределения и обеспечивающим готовность юношества к вступлению в новую, "взрослую" жизнь, является наличие способностей и потребностей, которые позволяют с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это, во-первых, потребность в общении и овладение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического познания (научном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность трудиться, овладение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя её на творческих началах (Кулагина И.Ю., Климов Е.А., Пряжников Л.С. и др.). [16, 23, 24, 29].

Общие мировоззренческие поиски "заземляются" и конкретизируются юношеством в жизненных планах. Чем старше юноша и девушка, — тем насущнее становится необходимость жизненных выборов развития. Из множества воображаемых, фантастических или абстрактных возможностей постепенно «проступает» несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Понятно, что многое в юности вырисовывается лишь в самом общем виде. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для юношества выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того, сумеет ли он правильно ("личностно верно") выбрать профессию. Каким бы беззаботным, легкомысленным и беспечным ни выглядел юноша, выбор профессии — его главная и постоянная забота (Кулагина И.Ю., Климов Е.А., Пряжников Л.С. и др.). [15, 23, 24, 29].

Сфера общения в юношеском возрасте имеет большое значение для развития личности, — что выражено в высокой значимости, для юношей и девушек, именно качественных характеристик процесса коммуникации. С точки зрения, например, Мухиной В.С., начав в отрочестве ("подростничестве") созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности (Лисовский В.Т., Мухина В.С., Слепцов Н.С. и др.). [21, 42]. Юноша, стремясь к самоидентификации, продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность. Он остается легкоранимым — ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб (Кулагина И.Ю., Фромм Э., Эриксон Э. и др.). [29, 40, 44].

Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает то социальное пространство (микросоциум и макросоциум), в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем микросоциумом, где юноши и девушки себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом — профессиональные. Жизненные планы юноши и девушки обсуждают и с преподавателями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно, и, конечно, друг с другом (Ермолаева М.В., Кулагина И.Ю., Реан А.А. и др.). [11, 28, 29].

Большое, важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками в юношеском возрасте — это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.В юношеском возрасте почти совсем преодолевается свойственная предшествующим этапам психоонтогенеза психологическая зависимость от взрослых, происходит утверждение социально-психологической самостоятельности личности, — чему способствует насыщенная коммуникация со сверстниками. В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей (Кон И.С., Обозов Н.Н., Реан А.А. и др.). [18, 22, 28].

В юношеском возрасте становится актуальным поиск спутников жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется, возникает чувство интимности во взаимодействии с некоторыми людьми (Абрамова Г.С., Райс Ф., Сапогова Е.Е. и др.). [1, 30, 33]. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако, потребность в психологической (эмоционально-чувственной) интимности в юности практически "ненасыщаема", удовлетворить её крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии. Юность считается "привилегированным возрастом" дружбы, но сами юноши полагают т.н. настоящую дружбу редко встречающейся (Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. и др.). [19, 29]. Эмоциональная напряженность дружбы в юношеском возрасте снижается при появлении ("возникновении") любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она, что характерно, как бы включает в себя дружбу (Ермолаева М.В., Кулагина И.Ю., Кон И.С. и др.). [11, 18, 29].

К концу юношеского возрастного периода завершаются процессы физического созревания человека. В юности происходит т.н. "завершающая" гормональная перестройка, сопровождающая полное половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей и девушек характерен резкий рост интереса к сексуальным вопросам. Наблюдается существенное возрастание сексуальных форм поведения. Большое значение юношами и девушками придается "деятельностной выраженности" их принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации в юности представляет собой психосоциальный процесс усвоения индивидом своей половой роли и признания этой его роли обществом (Кон И.С., Ливехуд Б., Мухина В.С., Эриксон Э. и др.). [18, 20, 21, 44].

В юношеском возрасте, наряду с отмеченным выше, отмечаются две несколько противоположные тенденции в области общения и взаимодействия с другими людьми: расширение сферы общения — с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление от социума — с другой стороны (Гамезо М.В., Ермолаева М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.А. и др.). [8, 11, 21]. Первая тенденция проявляется в стремлении к идентификации ("уподоблению") с другими людьми. Это явление внешне проявляется в увеличении времени, которое "расходуется" на общение (3-4 часа в сутки в будни, 7-9 часов — в выходные и праздничные дни), в существенном расширении социального пространства ("охвата") общения, и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения», — выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам (Дубровина И.В., Зацепин В.В., Мухина В.С., Прихожан А.М. и др.). [6, 21]. Высокий уровень потребности в общении, проявляющийся в расширении его сферы и общих интересов, — объясняется активным физическим, умственным и социальным развитием юношей и девушек и, в связи с этим, расширением круга их познавательных интересов по отношению к окружающим людям и к окружающему миру в целом (Кулагина И.Ю., Реан А.А. и др.). [28, 29]. Важным обстоятельством в этом вопросе является и возросшая в юношеском возрасте потребность в совместной деятельности ("взаимодействии"): она во многом и находит своё удовлетворение в общении (Кулагина И.Ю., Ремшмидт Х. и др.). [29, 31]. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, в защищенности, в эмоциональной интимности. Это также определяет рост потребности юношества в общении с окружающими людьми, рост потребности быть принятыми ими, потребности быть признанными обществом (Кулагина И.Ю., Райс Ф. и др.). [29, 30]. Вторая закономерность, которая проявляет себя в общении в юности, — это психологическая тенденция к индивидуализации и к социальному обособлению. Об этой тенденции свидетельствует строгое разграничение юношеством природы (характера) взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Стремление к обособлению — это стремление оградить свой образующийся уникальный мир от вторжения сторонних и, даже, близких людей, для того, чтобы укрепить свое чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания психологической дистанции при взаимодействии с другими людьми позволяет юношеству «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения (Исаев Е.И., Кон И.С., Ливехуд Б., Мухина В.С., Слободчиков В.И., Эриксон Э. и др.). [18, 20, 21, 22, 34, 44]. Говоря о социально-психологических потребностях в уподоблении и в обособлении, надо так же меть в виду, что развитие личности (особенно — в юности) можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление ("сличение" с кем-то) себя другим людям в процессе общения (социально-психологическая идентификация), а с другой — "отличение" ("отделение", "отчуждение") себя от других в чём-то, — в результате процесса обособления. Причём, в общении уподобление и обособление протекают, в юности, в тесном единстве между собой (Кулагина И.Ю., Мухина В.С., Эриксон Э. и др.). [21, 29, 44].

Психические новообразования в юношеском возрасте имеют ярко выраженную возрастную психофилогенетическую специфику, и, разумеется, подвержены индивидуальным особенностям. Юность, по мнению, например, В.И. Слободчикова, — завершающая стадия психологического этапа "персонализации", периода нахождения самоидентичности (Кулагина И.Ю., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Эриксон Э. и др.). [19, 34, 44]. Главные психические новообразования ("приобретения")юношеского возраста: глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное "врастание" (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности; развитие самосознания; активное формирование мировоззрения (Волков Б.С., Гуткина И.И., Дарвиш О.Б., Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Клочко В.Е. и др.). [7, 9, 10, 19].

В юношеский возрастной период довольно напряженно происходит формирование нравственного сознания, осуществляется выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности (Бондырева С.К., Гуткина Н.И., Мухина В.С., Столин В.В. и др.). [3, 4, 9, 21, 35].Юность — решающий этап формирования мировоззрения личности. Мировоззрение, как отмечает, например, Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых в юности сопровождается чувством их истинности (юношеский максимализм), "правильности" (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Сапогова Е.Е. и др.). [29, 33]. Поэтому, в юности формирование мировоззрения связано с решением т.н. "смысложизненных" проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним (Бондырева С.К., Волков Б.С., Колесов Д.В., Реан А.А. и др.). [3, 4, 7, 28]. Мировоззренческий поиск в юности включает в себя социальную ориентациюличности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной и/или профессиональной, культурной группы, нации и/или этноса и т.п.). Юношеством осуществляется осознанная ориентация на своё будущее социальное положение (выбор социально-профессионального статуса), осмысливаются способы его достижения (Бондырева С.К., Колесов Д.В., Ремшмидт Х., Фельдштейн Д.И. и др.). [3, 4, 31, 37].

Психологическое содержание юношеского этапа развития личности, наверное, в большей степени связано именно с развитием самосознания как психического образования, — с решением задач профессионального самоопределения и со вступлением во взрослую жизнь (Абрамова Г.С., Климов Е.А., Кон И.С., Мухина В.С., Пряжников Л.С., Столин В.В. и др.).[1, 14, 18, 21, 24, 35]. К 16-17 годам (ранняя юность) уже возникает особое психическое измерение в структуре самосознания, которое в психологической литературе обозначается термином "самоопределение" (Бондырева С.К., Колесов Д.В., Кон И.С. и др.). [3, 4, 18].С точки зрения развития самосознания субъекта, в юношеском возрасте "самоопределение" характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции (Климов Е.А., Митина Л.М., Пряжников Л.С. и др.). [15, 24, 27]. С 17-ти до 20-ти лет ("собственно" юность, юность "в узком смысле") самосознание личности всё больше развивается, усложняется, структурируется, приобретая системно (но не во всех деталях) "законченный вид" к т.н. поздней юности, — к 20-21 годам (Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Пряжников Л.С., Сапогова Е.Е., Стефаненко Т.Г. и др.). [23, 24, 26, 33, 41]. В юности активно формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная направленность личности (Кулагина И.Ю., Климов Е.А., Пряжников Л.С. и др.).[15, 23, 24, 29]. Становление устойчивого самосознания и стабильного "Образа Я" — возможно, центральное психологическое новообразование юношеского возраста (Гуткина Н.И., Дарвиш О.Б., Клочко В.Е. и др.). [9, 10]. В юности практически окончательно складывается система представлений человека о самом себе, сформировывается некое обобщенное представление о себе, которое, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания. При этом, в самосознание активно входит психологический фактор времени, — юноша начинает "жить будущим" (Мухина В.С., Столин В.В. и др.). [21, 35].

Центральным фокусом значимости всех мировоззренческих проблем в юности становится проблема смысла жизни(«Для чего я живу?», «Как мне жить?», «Что мне сделать для того, чтобы жить так, как я хочу?»). Юношество ищет глобальную и универсальную "формулировку" своего самовыражения: «служить людям» ("работать с людьми", "приносить пользу"); "познавать людей", "познавать себя", — тем самым выказывая проявления т.н. психологической смысловой ориентации (Абрамова Г.С., Бондырева С.К., Колюцкий В.Н., Кон И.С., Кулагина И.Ю., и др.). [1, 3, 4, 18, 19]. Наряду с этим, юношество остро интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности, — в чём ярко проявляется общественная направленность личности в юношеском возрасте. Этому возрасту специфично свойственны сложная рефлексия и глубокий самоанализ (Бондырева С.К., Волков Б.С., Гамезо М.В., Гуткина Н.И., Орлова Л.М., Петрова Е.А. и др.). [3, 4, 7, 8, 9].

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все разнообразные мотивационные тенденции в юности, идущие как от непосредственных интересов личности, так и от других многообразных мотивов, порождаемых условиями социально-профессионального выбора (Божович Л.И., Климов Е.А., Пряжников Л.С., Фельдштейн Д.И. и др.). [2, 15, 24, 39].

Интеллектуальное развитие в юности имеет также свою специфику. Появляются повышенная склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разбираться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение ("соотнесение") себя с неким идеалом, активизируется возможность самовоспитания (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Реан А.А., Фельдштейн Д.И. и др.). [29, 28, 39]. Мышлениев юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется некая познавательная страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам (активно развиваются интеллектуальные чувства). Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств (интеллектуальное "измерение" самооценки). Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами (Райс Ф., Реан А.А., Ремшмидт Х.). [28, 30, 31]. В юностивозрастают концентрация внимания, объём памяти, производится т.н. "логизация" учебного (познаваемого) материала (усваиваемой информации). В юности так же активно формируется (на завершающей стадии развития данной высшей психической функции) абстрактно-логическое мышление (Абрамова Г.С., Ермолаева М.В., Обозов Н.Н. и др.). [1, 11, 22]. В юношеском возрасте выражено проявляется познавательное умение самостоятельно разбираться в сложных ("многопричинных") вопросах. Как указывает, например, П.М. Якобсон, у лиц юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. При этом, когнитивные процессы юношей и девушек весьма подвержены эмоциям и чувствам. Юноши и девушки требуют доказательств и обоснования тех утверждений, которые они слышат от преподавателей, окружающих и близких людей. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения своих мыслей (Абрамова Г.С., Каменская Е.Н., Якобсон П.М. и др.). [1, 13, 45].

Происходит в юношеские годы и совершенствование ("развитие") памяти. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объём памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания (активно применяются т.н. мнемические приёмы запоминания). Наряду с активизирующимся непроизвольным запоминанием, у юношества наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала (Каменская Е.Н., Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. и др.). [13, 19].

Эмоциональные личностные свойства в юноститакже активно развиваются. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, выражено неприятие лицемерия, ханжества, грубости (Дарвиш О.Б., Сапогова Е.Е., Петровский А.В., Клочко В.Е., Ярошевский М.Г. и др.). [10, 25, 33]. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время, чем старше юноша и девушка, тем сильнее выражено у них улучшение общего эмоционального состояния, так как "прошёл" кризис ранней юности (Исаев Е.И., Кон И.С., Слободчиков В.И., Фельдштейн Д.И. и др.). [18, 34, 39]. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, с его самосознанием (что было упомянуто выше), с его самооценкой (Каменская Е.Н., Мухина В.С., Столин В.В. и др.). [13, 21, 35]. Все это детерминировано (обусловлено) усилением личностного контроля, самоуправления, "новой стадией" развития интеллекта (что так же упоминалось выше), "открытием" своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — может быть, главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься "через себя". Возрастает волевая регуляция (развивается внутренний локус контроля). Ярко проявляется стремление к самоутверждению (Абрамова Г.С., Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., Мухина В.С. и др.). [1, 19, 21].

В юности происходит самооценка (и эмоциональная переоценка, сравнительно с подростковым возрастом) своей внешности (особенно у девушек). Юноши и девушки остро переживают замечаемые ими у себя самих признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, переживаются и другие элементы своей внешности, — в этом так же выражается эмоциональное "измерение" самооценки (Кулагина И.Ю., Райс Ф., Реан А.А. и др.). [28, 29, 30]. Одна из самых важных психологических эмоциональных характеристик юности — самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между "идеальным Я" ("желаемым Я") и "реальным Я", — "социально признаваемым Я" (Дубровина И.В., Зацепин В.В., Обозов Н.Н., Прихожан А.М., Эриксон Э. и др.). [6, 22, 44].

Подводя некоторые итоги нашему краткому анализу возраста юности (16-17 — 20-21), можно вновь вспомнить основные новообразования этого периода психоонтогенеза. Главным здесь в целом является личностное и профессиональное самоопределение. Полноценное развитие личности предполагает активное формирование данного новообразования именно в этот период. В то же время, проанализированный этап психоонтогенеза сопровождается существенными эмоциональными и поведенческими изменениями. Данные изменения (трансформации) приводят к формированию определенных личностных особенностей, имеющих существенные закономерности, что и было подчёркнуто выше (Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Пряжников Л.С., Стефаненко Т.Г. и др.). [23, 24, 26, 41]. Итак, изменения поведенческих проявлений в юношеском возрасте, конечно, определяются и личностными психологическими особенностями. Стратегии преодоления являются наиболее актуальными в данный возрастной период поведенческими способами справиться с возникающими трудностями или со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые воспринимаются индивидом в качестве психологического напряжения или превышают его психологические возможности (Гребенников Л.Р., Каменская В.Г., Мухина В.С., Романова Е.С., Тулупьева Т.В. и др.).[12, 21, 32, 36].

Взаимосвязь стратегий преодоления, механизмов психологической защиты и личностных особенностей во многом является психической и "деятельностной" базой для поведенческих, эмоциональных и личностных изменений, что, в свою очередь, во многом определяет развитие личности в период юношеского возраста (Гребенников Л.Р., Каменская В.Г., Мухина В.С., Романова Е.С., Тулупьева Т.В. и др.). [12, 21, 32, 36]. Однако, эмоциональные трудности и несколько психологически болезненное протекание юношеского возраста — побочные и не всеобщие свойства юности. Существует, по-видимому, общая закономерность, действующая в психофилогенезе и в психоонтогенезе, согласно которой вместе с уровнем самоорганизации и саморегуляции индивида повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно, возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение (эмоциональную реакцию), в юношеском возрасте расширяется. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением. Вместе с этим, происходит усложнение и развитие механизмов психологической защиты и форм поведения личности в конфликте (Гребенников Л.Р., Каменская В.Г., Мухина В.С., Романова Е.С., Тулупьева Т.В. и др.).[12, 21, 32, 36]. Эмоциональные изменения в период юности во многом определяются механизмами психологической защиты, которые используют юноши и девушки в качестве способа адаптации к меняющемся внешним и внутренним условиям: рост социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, увеличение потребностей на фоне недостатка возможностей их удовлетворения, смена приоритетов в мотивационной сфере и т.д. (Гребенников Л.Р., Ермолаева М.В., Каменская В.Г., Мухина В.С., Обозов Н.Н., Романова Е.С., Тулупьева Т.В. и др.). [11, 12, 21, 22, 32, 36].

«Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни», — пишет В.С. Мухина.[21. С. 302]. Таким образом, значение периода юности на современном этапе развития общества существенно возрастает.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Бондырева С.К. Нравственность. Под ред. С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.
  4. Бондырева С.К. Человек (вхождение в мир). Под ред. С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007.
  5. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
  6.  Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
  7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Трикста: Академ. проект, 2006.
  8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  9. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Наука, 1987.
  10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  11. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003.
  12. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб: Детство-пресс, 1999.
  13. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  14. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Принтер, 1993.
  15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
  16. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  17. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
  18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  20. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга: Духовное познание, 1994.
  21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.
  22. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: 2000.
  23. Пряжников Л.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  24. Пряжников Л.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.
  25. Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
  26. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
  27. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: МПСИ; Флинта, 1998.
  28. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
  29. Педагогическая психология. Учебное пособие. Под. ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
  31. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.
  32. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.
  33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  34. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Высшая школа, 2000.
  35. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.
  36. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. – СПб.: СПбГУ,2000.
  37. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  38. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2004.
  39. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2-х томах. / Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.
  40. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989.
  41. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов. 3-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.
  42. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование. Под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова. – М.: Молодая гвардия, 1992.
  43. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола,1994.
  44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Знание, 1996.
  45. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ, 1998.

Цитировать

Донцов, А.И. Психологические и социальные особенности студенческого, юношеского возраста / А.И. Донцов, Д.А. Донцов, М.В. Донцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 4. — URL: https://novainfo.ru/article/240 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться