Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности

NovaInfo 7
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В обобщённой системе психологической безопасности имеет место множество субъектов, в числе которых, – дети, испытывающие жестокое обращение и насилие. Одной из задач социально-психологического содержания безопасности образовательной среды является структурный учёт особенностей и специфики разнообразного контингента детей и подростков. Среди них, к великому сожалению, подвергающиеся насилию дети не являются редкостью. Это насилие над детьми имеет различные формы, проявления и виды.

Ключевые слова

ДЕТИ, ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, НАСИЛИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПОДРОСТКИ, ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ, СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ И РАЗВРАЩЕНИЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ, БЛИЖАЙШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, НАРУШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НАСИЛИЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ, РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ НАСИЛИЯ, ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРАДАВШИХ ОТ НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ, ОБЩИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ КОНТЕКСТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, КРИЗИСНЫЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В СЛУЧАЯХ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕЙ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ

Текст научной работы

В обобщённой системе психологической безопасности имеет место множество субъектов, в числе которых, — дети, испытывающие жестокое обращение и насилие. Одной из задач социально-психологического содержания безопасности образовательной среды является структурный учёт особенностей и специфики разнообразного контингента детей и подростков. Среди них, к великому сожалению, подвергающиеся насилию дети не являются редкостью. Это насилие над детьми имеет различные формы, проявления и виды.

Понятие жестокого обращения с детьми

Термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в нашей стране в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В данном Кодексе жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для принятия решения о лишении родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Само понятие жестокого обращения с ребёнком в русском языке обычно относится к конкретным действиям и не охватывает весь спектр действий, наносящих вред ребёнку. Вместе с тем, в западной, в первую очередь англоязычной терминологии давно устоялось такое обобщающее понятие, как child aduse and neglect (CAN).

Насилие над детьми, жестокое обращение, запущенность и пренебрежение нуждами ребенка (child aduse and neglect) — широкий спектр наносящих вред ребёнку действий со стороны людей, которые опекают ребёнка и заботятся о нём. Эти действия создают серьёзную угрозу здоровью и безопасности ребенка, нарушая право ребёнка на защиту, поддержку и заботу со стороны взрослых. Эти действия включают в себя мучение, жестокое обращение, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, которые могут повлечь за собой физические травмы и заболевания, создающие реальную угрозу психическому здоровью ребенка, его развитию или жизни.

По данным научных исследований в РФ насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около тридцати процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половина всех преступлении связана с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), которым предшествуют длительные семейные конфликты.

Что касается детей — жертв насилия в семье, то они находятся ещё и в прямой правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Из них каждый десятый ребенок умирает, а порядка 2000 детей кончают жизнь самоубийством. Только в московские больницы каждый год поступает порядка 1800 детей, совершивших реальную попытку суицида.

Результаты социологических опросов показывают, что каждый 11-12-й сексуальный дебют у несовершеннолетних девушек — результат изнасилования. Не менее трёх процентов учениц 7–9-х классов пережили попытку изнасилования в семье. Согласно данным других анонимных опросов, сексуальному насилию до достижения 18 лет подвергаются каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик.

Как правило, насилию подвергаются дети в дезадаптированных семьях, в которых обострены социальные проблемы. Чаще всего это неполные семьи, где родители — алкоголики, наркоманы, преступники, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими органическими недостатками, умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Понятие жестокости по отношению к детям различно для разных общественно-культурных формаций. Часто, рационалистическое объяснение не просто оправдывает грубое обращение с детьми, но возводит жестокость, а значит и сопряжённую с ней опасность в ранг нормы.

При изучении жестокого обращения с детьми необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

Сексуальные злоупотребления в отношении детей со стороны мужчин. Как отмечают западные исследователи, такое насилие приобрело широкое распространение во всем цивилизованном мире. Для жертв оно чревато тем, что осознание страшных событий детства через много лет может привести (и приводит) человека к «кризису объективной идентичности», который надолго выводит его из полноценной социальной и личной жизни, а зачастую обусловливает и уход в различные формы девиантного поведения.

Также важен вопрос сексуального злоупотребления в отношении детей со стороны женщин. Очевидно, что такие злоупотребления имеют место быть. Вместе с тем они, как и другие виды девиантного поведения женщин, часто остаются вне поля зрения исследователей и правоохранительных органов.

Следующий вопрос, требующий внимания, это распространённость жестокого обращения с детьми в процессе педагогического воздействия. Как показывают данные медицинской статистики, в амбулаторной практике педиатров встречается значительное число больных детей и подростков, нуждающихся в разрешении их психологических проблем: более чем у 40% детей обнаруживаются соматогенные психические расстройства; в 20% случаев — разнообразная сомато-вегетативная симптоматика, преимущественно психогенного происхождения; у 10% обнаружены психоматические расстройства; 14% детей составили группу риска, так как они находились в неблагоприятных семейных условиях или неадекватно воспитывались; в настоящее время у нас ежегодно регистрируются с диагнозом психосоматических расстройств свыше 8 млн. детей.

Исследования, проводимые в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается всё более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает всё более изощренные формы.

Формы и виды домашнего насилия над детьми

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети — это практически единственный привилегированный «класс» в нашем обществе.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

1.Физическое насилие — это преднамеренное нанесение детям физических повреждений (увечий) родителями или лицами, их заменяющими (замещающими), либо ответственными за воспитание детей. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм.

Внешний вид (особенности физических травм при насилии):

- множественные физические повреждения, имеющие специфический характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже сигаретные ожоги и различную степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (у грудных детей);

- признаки плохого ухода: гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, краснота, сыпь, язвы на коже и слизистых оболочках тела (что особенно характерно для не получающих должного ухода детей младенческого и раннего возраста).

2. Сексуальное насилие и развращение — это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими. Здесь не имеет значения происходит ли это в силу функциональной зрелости ребёнка (в узком смысле — до 16 лет, в широком смысле — до 18 лет) или в силу других причин. Имеется ввиду вовлечение взрослыми детей в сексуальные действия, с целью получения взрослыми удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр разных других сексуальных действий.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербально, так и невербально, относятся:

  • открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка;
  • оскорбление и унижение личностного достоинства ребёнка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;
  • предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям;
  • ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;
  • грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.

4. Моральная жестокость — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Социально-экономическими и социально-психологическими причинами неудовлетворения основных потребностей детей могут быть:

  • отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
  • нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Также моральным проявлением жестокости во взаимодействии с ребёнком является отсутствие у женщины-матери любви и внимания к ребёнку в перинатальный (внутриутробный) период. Будучи эмоционально и морально отвергнутыми (отторгнутыми) ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже физиологически развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости по отношению к детям объединяет одно — ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни). Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо внутреннего органа, развитие определённого заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т.п.). Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребёнка, различные физиологические и психосоматические заболевания, личностные, в особенности — эмоциональные нарушения, отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т.п.).

Нарушения физического и психического развития детей, испытывающих насилие

У большинства детей, живущих в семьях, в которых периодически или систематически имеет место страшная безбожная ругань в адрес ребёнка, тяжелое физическое наказание, или в семьях, где дети начисто лишены внимания и заботы, например, в семьях законченных алкоголиков, наркоманов, уголовников-рецидивистов, — имеются признаки существенной задержки физического и нервно-психического развития.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению и насилию, очень часто отстают в росте, массе тела, или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они трудно адаптируются в детском саду и в школе, они значительно хуже воспитываются и учатся, чем дети из гармоничных семей. У детей, испытывающих плохое обращение, часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Внешне эти дети выглядят специфически: у них припухлые глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде; имеют место признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпь, несвежий запах от одежды и тела. В крайней степени выраженности встречаются даже случаи бытового сифилиса, передающегося через слюну при пользовании общей посудой.

Различные заболевания как следствие насилия

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, имеют место даже переломы костей конечностей и черепа, что приводит к разнообразным гематомам, опухолям, артрозам и т.п. При сексуальном насилии у детей могут быть заболевания, передающиеся половым путем а так же возникающие из-за сексуального насилия: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим расстройствам, например, ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, детские болезни сердца, детская астма и пр. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии — т.н. психические боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикания, энурез, энкопрез и пр.

Многие дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу нанесённых травм и даже — умышленных отравлений.

Психические и психологические особенности детей, пострадавших от насилия

Пострадавшие от насилия, испытавшие на себе аффекты взрослых, дети сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Часто агрессивность таких детей проявляется в игре. Некоторые их них наоборот чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается контакт со сверстниками.

Дети, пережившие сексуальное насилие или развращение, приобретают не свойственные их возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх. Даже маленькие, не достигшие и школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой по своим долговременным последствиям для развития личности психологической реакцией детей на любого рода насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребёнку трудно добиться успеха, уважения окружающих, общение его со сверстниками и взрослыми сильно затруднено.

Среди этих детей и подростков отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна и аппетита.

Чувствуя себя несчастными, обделёнными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из сложившегося положения, они и сами могут стать вымогателями, хулиганами или насильниками.

В более старшем возрасте, у подростков и юношей, наблюдаются попытки покончить с собой или завершённые самоубийства.

Социальные последствия насилия для детей

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта социальных последствий насилия для детей: вред для жертвы и вред для общества.

Вред для социально-психологического развития личности.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают существенные трудности социализации: у них нарушены социальные связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и ровесников. Решение своих социальных проблем дети, являющиеся жертвами насилия, нередко находят в криминальной среде, а часто это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация.

Также важны и общественные социально-экономические потери от насилия над детьми.

Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, соответственно — это утрата их и как будущих родителей, что, безусловно, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения. Наряду с этим, — это потери в их лице полноценных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого культурного, образовательного уровня, криминального поведения.

Испытавшие периодическое и систематическое насилие и жестокость дети впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы, поэтому, для общества — это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых и физически и нравственно детей.

Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Основные причины жестокого обращения с детьми в семье

Среди социально-экономических и социально-психологических причин жестокого обращения с детьми можно выделить следующие: безработица или низкая материальная обеспеченность, алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, одиночество или распавшийся брак, разочарование в жизни; серьёзные жилищные трудности; озлобленность родителей; физическое или психическое переутомление взрослых; незрелость родителей; эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; отсутствие личностной привязанности к ребёнку; чрезмерная требовательность и т.д.

Причины возникновения жестокого обращения с детьми необходимо рассматривать в совокупности и понимать причинность насилия в семье в четырех контекстах.

Причины жестокого обращения с детьми можно рассматривать в общем социокультурном контексте, который подразумевает в чем-то специфические для каждого общества социально-культурные установки, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей. Например, в культуре существует взаимосвязь между насильственными формами поведения и представлениями о мужественности, которые вырабатывают у мальчиков, юношей и мужчин установку на господство над девочками, девушками и женщинами как лицами, принадлежащими к подчинённому полу. Другая причина — распространенные в культуре представления о методах воспитания. До сих пор физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на непослушного ребенка.

Далее, причины жестокого обращения с детьми должны рассматриваться именно в социальномсемейном контексте, который включает в себя специфическую структуру отношений в семье и их негативную динамику (большое количество конфликтов между поколениями, конфликты и коллизии между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми), а также обезличенность семейных отношений. Жестокое обращение с детьми в семье в этом контексте детерминируется раздражительностью и нервозностью отца и матери. При этом ребёнок перенимает модель отрицательную решения проблем и усваивает негативные образцы поведения в трудной ситуации, что в последующем ведет к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении него все более жестоких форм «усмирения». Помимо этого, данные дети затем воспроизводят такую контрпродуктивную модель отношений в своих семьях.

Также данную проблему необходимо рассмотреть в индивидуальном психологическом контексте личности родителей. Данный контекст включает в себя: представления родителей об образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами и пр.

Наконец, четвертым содержательным контекстом является кризисный психосоциальный контекст, который проявляется в дефиците средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; в нагрузках, вызванных социальными изменениями, в существенно низкой адаптации родителей в кризисных ситуациях; в некомпетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

Социально-правовые основы защиты детей в случаях домашнего насилия

Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.

Ряд статей указанной выше Конвенции о правах ребёнка прямо указывает на недопустимость всех форм жестокого обращения с детьми, так в статье 19.1 говорится: «Государства — участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».

Согласно статье 34 государства-участники обязуются защищать ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности, использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:

  • Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ);
  • Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ);
  • Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ);
  • Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;
  • Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за убийство (ст.102,103,106); причинение ущерба здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); заражение венерической болезнью или СПИДом (ст.115); доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, от которого он находится в служебной зависимости (ст.210); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.

Уголовный кодекс позволяет привлечь к ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за пренебрежение интересами ребёнка в тех случаях, когда это повлекло или могло повлечь за собой тяжёлые последствия: ст.106 УК предусматривает ответственность за неосторожное убийство, ст.124 — использование «опеки в корыстных целях или оставление подопечных без надзора и необходимой помощи». Закон позволяет также защитить ребенка от действий, наносящих ущерб его нравственному здоровью. Так, уголовно наказуемыми деяниями являются: вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, преступную деятельность, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, использование детей для целей паразитического существования (ст.210 УК).

Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка.

Однако во многих случаях этого не происходит. Такая практика в значительной мере объясняется недостаточным знанием Уголовно-процессуального кодекса РФ и пренебрежением Уголовно-процессуальным кодексом РФ родителями и должностными лицами, призванными защитить интересы ребенка.

УПК РФ гарантирует установление истины в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, защищает интересы потерпевшего.

В Семейном кодексе определены основы правовой защиты от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Статья 59 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Допускается также досудебное, немедленное «отобрание» ребёнка у родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст.77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей, независимо от того, проживают ли они с ребёнком или нет (ст.61, 63-66, 69 и др.).

Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана существующая законодательная база социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Профилактике насилия посвящена ст. 53 Закона об образовании, согласно которой к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определённые преступления.

Итак, в РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления.

Однако ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. При этом родители нередко осознают, а иногда и не осознают то, что они жестоко обращаются с ребёнком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию — безадресной и ставит на первое место задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлечёнными в насилие, так и общественностью.

Естественно, что в РФ необходимо искать иные меры, направленные на проведение работы на начальных этапах зарождения кризиса семьи. Но, к сожалению, в российском законодательстве отсутствуют основания для осуществления данных в недобровольном (обязательном) порядке, на этапе возникновения проблемы домашнего насилия над ребёнком.

Профилактика домашней жестокости и насилия

В современном мире предотвращение насилия — одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространённость семейного насилия, оно часто скрыто от «посторонних».

Комплексность подхода к проблеме насилия в семье имеет очень определяющее значение. Очень важна профилактическая работа, как с семьями, так и с подростками, готовящимися к самостоятельной жизни, а в особенности — с детьми как наименее защищёнными членами нашего общества.

Одной из целей является формирование единого подхода к проблеме семейного насилия в профессиональной среде. Крайне важна также задача информирования как общества в целом, так и всей системы дошкольного и школьного образования по этому вопросу в различных его категориях. Конкретным шагом к решению проблемы насилия в семье было бы создание системы постоянно и целенаправленно действующих комплексных мер профилактики.

Можно выделить три уровня профилактических мероприятий. Первичная профилактика направлена на предупреждение насилия в семье. Вторичная профилактика подразумевает прекращение развития насилия в конкретных семьях различными способами и методами, предупреждение его последствий и рецидива однажды возникшей критической ситуации. Третий уровень профилактики представляет комплекс реабилитационных мер для пострадавших от семейного насилия.

Насилие в семье — социальное явление, которое охватывает различные слои общества и практически все возрастные группы населения. Для осуществления комплексности в профилактике насилия в семье, необходима работа по всем трём уровням.

Основной целевой группой населения в профилактике насилия в семье являются дети и подростки.

Задачей первого уровня профилактики насилия для них является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Для дошкольников и младших школьников должны использоваться игровые формы обучения навыкам самовыражения; в специальных играх может повышаться уровень самооценки, вырабатывается толерантность к другим; также могут быть заложены основы правосознания.

Для школьников средних классов остается актуальным самовыражение, самооценка, толерантность. Однако в этом возрасте необходимо уже осознание границ собственного «Я». Занятия могут проводиться в форме классных часов, бесед, тренингов, обсуждений. Особенностью этого возраста является то, что эффективность проводимых мероприятий повышается за счёт горизонтальных связей.

Для старших школьников, студентов необходимо овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими строить гармоничные связи с семьёй. Формами работы могут быть лекции, дискуссии, тренинги, которые целесообразно включать в некоторые предметные курсы.

Данные программы должны работать в течение некоторого времени, таким образом, дети и подростки, вступая во взрослую жизнь, смогут придерживаться норм и правил поведения при общении.

Второй уровень профилактики для этой целевой группы направлен на прекращение насильственных действий в отношении конкретных детей и подростков. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три параметра:

  1. Выявление детей, испытывающих жестокое обращение. Индикаторами жестокого обращения являются: агрессивность или подавленность, безнадзорность и беспризорность, ухудшение успеваемости, ухудшение здоровья, физические травмы, информация из социальных источников (одноклассники, их родители, учителя и др.);
  2. Работа с родителями через информирующие лекции, индивидуальные беседы, проведение классных собраний с родителями. Основными исполнителями здесь выступают классные руководители, педагоги, преподаватели, инспектора по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, социальные работники, социальные педагоги и др;
  3. Работа с детьми — привлечение их к общественной работе, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться классные руководители, школьные психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспектора по делам несовершеннолетних. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных психологических последствий насилия для ребенка.

Третий уровень профилактики требует выведения ребенка из среды жестокости и проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

Помимо этого, целевой группой являются профессиональные сообщества специалистов, работающих со случаями семейного насилия. Все программы профилактики должны быть направлены и на получение ими специальной подготовки. Главной задачей работы с этой группой является создание условий для возможности использования специалистами полученных в процессе реализации программы знаний и навыков на своём рабочем месте.

Первая типовая форма работы со специалистами предусматривает информирование о проблеме насилия в семье с целью её осознания и последующего распространения этих знаний среди населения.

Вторую типовую форму работы со специалистами условно можно разделить на две части:

  1. Обучение приёмам выявления случаев семейного насилия, вмешательства в ситуацию в рамках своей профессиональной компетенции;
  2. Подготовка социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних для курирования семей с целью недопущения рецидивов семейного насилия.

Третья форма работы различна для разных групп профессионалов. Для специалистов, непосредственно предполагающих вести работу с пострадавшими от семейного насилия необходимы дополнительные углублённые знания, умения и навыки по особенностям последствий семейного насилия для разных возрастных групп. Это значимо для социальных работников, социальных педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, которые предполагают курировать конкретные семьи и пострадавших от семейного насилия детей, прошедших курс реабилитации.

Социальным измерением (приложением) программ профилактики семейного насилия является работа с общественностью. Наиболее значимыми аспектами в решении проблемы насилия в семье является информированность населения.

Здесь предусматриваются все виды информации о явлении семейного насилия: понятие, виды, последствия, а также о его альтернативе — гармоничных отношениях в семье, их преимуществах и доступности. Это могут быть публикации, передачи, репортажи в разнообразных СМИ (СМК), включая Интернет, публичные выступления разных специалистов, общественных, государственных деятелей, лекции для различных аудиторий.

Здесь необходимо информирование об имеющихся в обществе ресурсах по оказанию помощи и содействию в выходе из сложившейся трудной ситуации, а так же распространение информационных материалов, позволяющих произвести самовыявление дисгармоничных семейных отношений и насилия в семье.

Такие просветительские проекты могут формироваться через систему социального заказа, когда органы исполнительной власти поручают какому-либо научному, образовательному учреждению и/или общественной организации, разрабатывающим проблематику семейного насилия, формирование пакета подобных информационных материалов и их распространение.

Наряду с этим данный вопрос предусматривает информирование населения о специализированных учреждениях, где может быть оказана реабилитационная помощь. Необходимо также доводить до сведения граждан процессуальные аспекты получения необходимой помощи.

Таким образом, пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми — одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и жестокости. Профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям — жертвам насилия — обязанность всего общества. Система народного образования должна иметь механизмы выявления, предотвращения и профилактики жестокого обращения с детьми, что является неотъемлемым компонентом психологической безопасности образовательной среды.

Читайте также

Список литературы

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Монография. – СПб.: Союз, 2002.
  2. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. – Санкт-Петербург, 2002.
  3. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.,: Речь, 2006.
  4. Баева И.А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. – СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2007.
  5. Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая осно­ва гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  6. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: Монография. – М.: МГППУ, 2008.
  7. Баева И.А., Лактионова Е.Б. определение показателей экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Информационно-методический бюллетень «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды», № 2. – М.: Экон-Ииформ, 2009.
  8. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие. Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Ииформ, 2009.
  9. Бобыкин  В.М. Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот. – Вологда: Сигма +, 2003.
  10. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М.: Дашков и К, 2004.
  11. Вырвидин В.А. Управление социальной защитой детства. Учебное пособие. – М.: АСТ, 2004.
  12. Голик А.Н. Социальная психология сиротства. – М.: Феникс, 2004.
  13. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: Мысль, 2000.
  14. Донцов А.И. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. – М.: Эксмо, 2011.
  15. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2006.
  16. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2006.
  17. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестник МГПУ № 3, 2008.
  18. Донцов Д.А., Москвитина О.А., Ерёмина Л.Ю. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе // Школа здоровья № 4, 2008.
  19. Донцов Д.А., Донцова М.В. Модели семейного психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2. – М., 2009.
  20. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. – М.: Экон-Ииформ, 2009.
  21.  Донцов Д.А., Донцова М.В. Содержание психосоциальной работы с безнадзорными детьми и подростками // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 6. – М.: Экон-Ииформ, 2009.
  22.  Донцов Д.А., Москвитина О.А., Орлова И.Н. Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Психология. Социология. Педагогика. Серия 12. Выпуск 1. – СПб.: СПбГУ, 2010.
  23.  Донцов Д.А., Ковров В.В. Базовые формы и технологии психосоциальной работы в качестве комплексного условия обеспечения безопасности образовательной среды // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 9. – М.: Экон-Ииформ, 2010.
  24. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальное положение безнадзорных детей и подростков в Российской Федерации. // Современные исследования социальных проблем: Материалы III Общероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. I. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011.
  25. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
  26. Захарьева И.А. Нет насилию. (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков). – СПб: изд-во СПб Университета МВД России, 2004.
  27. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
  28. Иващенко Г.М. Общие принципы организации реабилитационной работы в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. – М.: Проспект, 2000.
  29. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. – Великий Новгород: Смысл, 2002.
  30. Ильященко А.В. Основные черты насильственной преступности в семье // Социс., 2003-№4.
  31. Лисина Л.И. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М.: Просвещение, 2000.
  32. Методические рекомендации к планированию социально-реабилитационной воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра (с приютом) для несовершеннолетних. – Кемерово: Альфа +, 2001.
  33. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  34. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.
  35. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника / В кн. Безопасность образовательной среды: Сб. статей. Ч. 1. – М.: Экон-Информ, 2008.
  36. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы. – М.: Прогресс, 2004.
  37. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Олиференко Л.Я., Иванова Н.А. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: Дом, 1993.
  38. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: МГУС, 2006.
  39. Социальная работа: теория и практика. Отв. ред.: Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: Инфра-М, 2004.
  40. Социальная антропология насилия / Под ред. ред. В.Н. Ярской. – Саратов: СГТУ, 2005.
  41. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
  42. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. // Павленок П.Д., Руднева М.Я. Под общ. ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. – М.: Инфра-М, 2009.

Цитировать

Донцов, А.И. Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности / А.И. Донцов, Д.А. Донцов, М.В. Донцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 7. — URL: https://novainfo.ru/article/1329 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться