Технологии профориентационного консультирования

NovaInfo 4, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются базовые методики профориентации.

Ключевые слова

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, МЕТОДИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, Е.А. КЛИМОВ, ДДО, КАРТА ИНТЕРЕСОВ, КОС 2, ОПТАНТ, ПРОФЕССИОГРАММА

Текст научной работы

Технологии современной отечественной прикладной психологии находят своё отображение и в психологических технологиях профессиональной ориентации (профориентации), про которые можно сказать, что «новое — это хорошо забытое старое». Ориентирующее в профессии (профориентацио́нное) консультирование, в качестве отдельного вида психологического консультирования, представляет собой психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами личности консультируемого. Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:

  • выбор человеком профессии (просветительская профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);
  • смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей);
  • совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка психолога-консультанта);
  • помощь человеку в самоорганизация его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь психолога-консультанта в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совлада́ющих способностей человека).

Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационной психологической помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12].

Индивидуальная профориентационная психологическая консультация имеет свою установившуюся специфику. Классик отечественной прикладной психологии Климов Е.А. ввёл в профориентационную практику следующий типовой план психологической работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником.

1. Выяснить профессиональные намерения старшеклассника.

  • Что собираешься делать после школы: учиться, работать, то и другое?
  • В каком учебном заведении собираешься учиться (если намерен получать дальнейшее образование)?
  • Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.

2. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника;

  • Назови свои любимые учебные предметы и занятия во вне́учебное время. Что тебе в них нравится?
  • Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты?
  • Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии?
  • Как ты развиваешь свои способности и умения?
  • Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений?

2. Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования к определенному виду деятельности;

3. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать;

3. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии;

4. Дать старшекласснику и его родителям (воспитателям, «кураторам») психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им определенной (наиболее подходящей для него) сферы деятельности/профессии [2,3,4,5,6,7,8].

Основные критерии правильного (рационального, «взвешенного») выбора профессии следующие.

  1. Человек хорошо представляет себе профессию, знает её особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности;
  2. Мотивы и интересы человека согласованы с его способностями и знаниями;
  3. Человек имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12].

Базовым этапом профориентационных психологических консультаций является этап первичной профориентационной консультации, в процессе осуществления которой специалист-психолог (профконсультант) обучает консультируемого основам умения выбора профессии, даёт информацию о многообразии профессий, знакомит консультируемого с разнообразными профессиограммами и т.п. До консультируемого доводится информация о его профессионально-трудовых интересах и склонностях, ему сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств. Профориентационные психолого-педагогические рекомендации, доводимые до сведения консультируемого, основываются на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемого. Результатом первичной профориентационной консультации выступает повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом сферы деятельности и профессии. Так же, результатом такой первоначальной профориентационной консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление примерного плана его профессионального развития, плана обучения профессии, плана усвоения профессионально значимых ЗУНов на будущие 1-2 года [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12].

Здесь мы приводим разработанный Е.А. Климовым и с некоторыми модификациями повсеместно применяемый в текущее время типовой вариант психологической анкеты первичной профориентационной консультации старшеклассника.

  1. Ф.И.О;
  2. Возраст;
  3. Школа, класс;
  4. Населённый пункт, регион;
  5. Дата обследования;
  6. Состояние здоровья (отметить): здоров; функциональные отклонения; хроническое заболевание;
  7. Заключение подросткового врача;
  8. Информированность о мире профессий: полная; недостаточная; отсутствует;
  9. Наличие профессионального плана развития (указать): профессия; учебное заведение;
  10. Сформиро́ванность плана профессионального развития (отметить): сформирован; частично сформирован; не сформирован;
  11. Осознанность выбора профессии;
  12. Ведущие мотивы;
  13. Прочие сведения: любимые занятия; предпочитаемые профессии;
  14. Успешность обучения по учебным дисциплинам: по естественным дисциплинам; по точным (физико-математическим) дисциплинам; по гуманитарным дисциплинам; по труду (опрос консультируемого, учителей, родителей, анализ учебных документов, анализ продуктов деятельности);
  15. Интересы и склонности;
  16. ДДО;
  17. Карта интересов;
  18. Коммуникативные и организаторские склонности (используются КОС или КОС 2);
  19. Выраженность профессиональных интересов и склонностей;
  20. Особенности поведения;
  21. Заключение профконсультанта (отметить и раскрыть): оптант не нуждается в углублённой профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации); оптант нуждается в углублённой профконсультации;
  22. Рекомендации профконсультанта. Область деятельности, профессия. Пути профессионализации. Запасной вариант профессионального выбора. «Домашнее задание». «Противопоказанные» сферы деятельности. Замечания (профессиональные наблюдения) профконсультанта [2,3,4,5,6,7,8].

Читайте также

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2007.
  2. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.
  3. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Принтер, 1993.
  6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.
  9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: МГППУ, 2001.
  10. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ, 2003.
  11. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
  12. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.

Цитировать

Донцов, Д.А. Технологии профориентационного консультирования / Д.А. Донцов, М.В. Донцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 4. — URL: https://novainfo.ru/article/237 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться