Направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

№7-1,

Экономические науки

В целом формирование внешнеторгового режима Российской Федерации отражает усилия государства по введению в действие методов экономического регулирования, превалирующих над административными методами. Система становится более гибкой, адекватно реагирующей на изменение общеэкономической ситуации в стране и развитие мирохозяйственных связей. Не означая возврата к прежней системе монопольного осуществления ВЭД под эгидой государства, оно совершенно оправданно начинает вводить необходимый элемент усиления контроля с его стороны за этой деятельностью.

Похожие материалы

В целом формирование внешнеторгового режима Российской Федерации отражает усилия государства по введению в действие методов экономического регулирования, превалирующих над административными методами. Система становится более гибкой, адекватно реагирующей на изменение общеэкономической ситуации в стране и развитие мирохозяйственных связей. Не означая возврата к прежней системе монопольного осуществления ВЭД под эгидой государства, оно совершенно оправданно начинает вводить необходимый элемент усиления контроля с его стороны за этой деятельностью.

Однако со всей очевидностью проявились и недостатки в области государственного регулирования внешнеэкономических связей России, которые определяют основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в дальнейшем в целях повышения степени защиты национальной экономики России от негативного влияния со стороны внешнего рынка:

  1. По-прежнему запаздывает разработка и утверждение отдельными ведомствами важнейших инструктивных материалов, конкретизирующих положения и установки документов "высшего уровня", т. е. законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства.
  2. Введение новых правил тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта в целом осуществляется в правильном направлении. Однако существующая система тарифного регулирования импорта и система налоговых платежей (НДС и акцизов) представляется недостаточно эффективной как с точки зрения уровня ставок по отдельным видам товаров, так и с позиций самой методики применения.
  3. По-прежнему происходит несогласованность между законодательной и исполнительной властью, отдельными ведомствами России при подготовке нормативных документов по регулированию ВЭД. Нарушаются положения закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который установил принцип "единовластия" в сфере оперативного регулирования внешних экономических связей.
  4. На начальной стадии находится разработка систем страховых приоритетов во внешней торговле России. В силу объективных причин оказались нарушенными десятилетиями существовавшие внешнеэкономические связи России с республиками бывшего СССР, странами-членами СЭВ, развивающимися странами.

Однако ориентация на более "выгодных" партнеров из числа промышленно развитых стран обернулась стагнацией и даже деградацией структуры российского экспорта, примитивизацией ее импорта, потерей достаточно надежных и емких зарубежных рынков сбыта отечественной продукции, разрушением давних кооперационных связей. Государственная политика в этой области должна строиться на четко выверенных оценках, предусматривая в своей основе комплекс мер стимулирующего характера с учетом долгосрочных задач развития ВЭС.

  1. Должна быть исключена эйфория в отношении возможности быстрой перестройки структуры экспорта России уже в ближайшей перспективе, хотя в долгосрочном плане глобальный ориентир должен быть выбран в этом направлении. На первых этапах реализации стратегии повышения в экспорте доли продукции обрабатывающей промышленности усилия должны быть направлены на поддержку тех отраслей, продукция которых уже обладает высокой конкурентоспособностью на мировых рынках.
  2. Не отрицая крайней необходимости восстановления нарушенных хозяйственных связей с республиками бывшего СССР не следует форсировать реализацию идеи создания и расширения Таможенного и Платежного союза, к которому пытаются присоединиться государства, структура экономики которых и методы управления ею, в том числе внешнеторговой сферой, значительно различаются. Опыт зарубежных государств показал, что к такого рода объединениям они шли долгие годы  по мере постепенной унификации структур экономики и механизма ее регулирования.

В том же смысле необходимо до конца просчитывать последствия форсирования процесса вступления России в ВТО на безоговорочной основе.

Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭС нашла отражение в Программе Правительства Российской Федерации, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развитие экспорта и совершенствование его структуры; защита внутреннего рынка и отечественных производителей; продолжение курса интеграции российской экономики в мировое хозяйство и обеспечение для этого благоприятных внешних условий.

Среди основных мероприятий, предусмотренных в области ВЭС, необходимо выделить принятие Федеральной программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных пошлин и в дальнейшем их полную отмену по мере выравнивания внутренних и мировых цен, усиление контроля за ВЭД на основе более тесной координации работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.

Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты программы отнюдь не обеспечивают реализации всего комплекса задач, стоящих перед ВЭС на сегодняшнем этапе. Конкретные механизмы пока лишь обозначиваются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором структурной перестройки российской экономики, роста ее производственного потенциала.

Однако во внешней политике России нельзя не отметить явные положительные тенденции.

Таблица. Внешняя торговля РФ

 

Миллиардов долларов США

    Импорт

131,1

113,7

89,4

76,9

72,7

129,4

97,1

93,2

124,1

131,9

110,1

112,2

129,6

    импорт

18,3

20,8

18,6

14,3

10,4

13,4

13,0

12,2

15,1

19,9

21,9

24,6

31,9

Экспорт

122,3

100,0

96,9

85,6

101,6

139,0

97,0

105,3

126,7

134,8

133,1

124,7

116,9

  со странами СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    импорт

44,3

47,3

53,4

43,7

29,2

31,4

40,7

48,8

61,0

77,5

103,5

140,1

191,2

    сальдо торгового

-1,4

 

 

 

 

0,8

2,2

4,2

6,3

10,3

11,7

18,8

21,9

    баланса

-2,2

0,5

1,5

1,6

Импорт

124,1

108,8

105,7

80,6

68,1

113,5

119,8

113,4

124,8

128,0

128,8

131,3

135,4

Экспорт

82,4

89,7

86,9

74,4

75,6

105,0

101,9

107,3

135,9

183,2

243,8

303,9

355,2

    сальдо торгового

21,2

 

 

 

 

59,3

45,9

42,1

53,6

75,5

106,7

120,4

110,3

    баланса

23,8

14,4

15

34,4

    экспорт

17

18,6

19,1

15,8

12,0

14,3

15,3

16,4

21,4

30,2

33,5

43,4

53,7

Сальдо торгового баланса

19,8

21,6

14,9

16,4

36,1

60,1

48,1

46,3

59,9

85,8

118,4

139,2

132,1

 

В процентах к предыдущему году

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

  со странами дальнего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  зарубежья

 

 

 

 

  со странами дальнего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  зарубежья

 

 

 

 

    импорт

121,4

106,8

112,9

81,8

66,8

107,8

129,6

119,9

124,9

127,0

133,6

135,3

136,5

    экспорт

65,4

71,1

67,8

58,7

63,6

90,8

86,6

90,9

114,6

153,0

210,2

260,6

301,5

      из него:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импорт

62,6

68,1

72,0

58,0

39,5

44,9

53,8

61,0

76,1

97,4

125,4

164,7

223,1

Внешнеторговый оборот

123,1

108,8

100,7

83,3

86,9

130,2

103,8

108,1

126,0

132,4

131,6

126,9

123,4

    экспорт

108,0

109,4

102,7

82,7

75,9

118,8

107,2

107,2

130,4

141,4

111,1

129,3

123,9

Внешнеторговый оборот

145

157,8

158,9

132,4

115,1

149,9

155,6

168,3

212,0

280,6

369,2

468,6

578,2

    экспорт

126,7

108,7

95,4

86,6

108,3

142,8

95,4

105,0

126,0

133,5

137,4

123,9

115,7

  со странами СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении последних восьми лет внешнеторговый оборот увеличивается, причём уверенными темпами (до 20-30% в год). Особенно стоит выделить рост экспорта, значительную долю которого занимает вывоз отечественных ресурсов (нефть, газ, уголь).