Каждая компания стремится производить свой уникальный продукт, который не имел бы аналогов у конкурентов. Он должен быть дешевле и, главное, пользоваться популярностью у потребителя. Вложения в know how считаются едва ли не самыми рисковыми. Очень уж велика вероятность, что деньги будут потрачены впустую, а новый продукт на выходе окажется просто бесполезным.
В России, где налоговых послаблений для компаний практически нет, инвестиции в инновации опаснее в разы. По мировым стандартам, отечественный бизнес характеризуется низкой активностью. По результатам исследований доля инновационно активных предприятий не превышает 12%.
Лишь 16% компаний сообщили, что внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса занимается всего 9%.
Для сравнения: порядка 70% ежегодного экономического роста США было обеспечено именно за счет разработок новых товаров. Американские компании тратят в год до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров или производственных возможностей.
Рассмотрим конкретные цифры в области металлообработки. Объем потребления нового оборудования в 2007 году в России составил всего 600 млн долларов. Это в 25 с лишним раз меньше, чем у лидера отраслевой модернизации — Китая. Причина очевидна: в Китае многие годы идет непрерывный рост отраслей, поставляющих на экспорт продукцию машиностроения и потребительские товары.
Интересно изучить показатели удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации.

Удивительно, что по этому показателю мы более, чем в 2 раза уступаем таким странам, как Болгария, Латвия или Мальта.
А есть ли в Саратовской области предприятия, внедряющие инновации? Оказывается, таких компаний десятки. Самые заметные из них:
Наименование | Направления деятельности |
"Торэкс" | "Аэросани-амфибия "Патруль" |
"ТОСС" | Стекловолоконные технологии |
"Диполь" | Разработка обучающих компьютерных программ |
"ТРИМА" | Разработка и выпуск аппаратных комплексов для лечения физическими факторами в урологии, гинекологии, офтальмологии и неврологии, ЛОР терапии |
"Медупак" | Разработка, производство медицинской упаковки, упаковки для детского питания, косметических изделий |
"Сигнал" | Разработка, производство приборов для авиационной и ракетно-космической техники |
Препятствия для развития инновационной сферы в РФ:
- Главное, что усложняет создание новых продуктов — неопределенность результата. Риски инноваций считаются едва ли не самыми серьезными из всех, которые несут предприятия;
- Другая важная проблема для малого и среднего бизнеса — сложность нахождения инвестиционных ресурсов. Диапазон вложений в одну разработку составляет от $100 тыс. — $50 млн. В России, по образному выражению одного из экспертов «…диабетозная экономика. Деньги вроде бы были, может, даже есть, а нет механизма, как их вложить в эти инновации»;
- Высокие ставки по кредитам — ещё один барьер на пути успеху. Предприниматели в один голос твердят, что «…под 20 процентов можно кредитовать только нефть, оружие и наркотики. Не может существовать инновационной экономики при таком кредитовании»;
- Недостаточная капитализация — еще одно препятствие для роста инновационных предприятий. Привлечение венчурных инвестиций в развитие производства зачастую упирается в несогласие собственников с оценкой стоимости бизнеса;
- В России нет внятной методики налогового учета затрат на создание нематериальных активов. Законодательство в Гражданском кодексе есть, но отлаженных механизмов его применения не существует.
Преимущества инноваций:
- Когда речь идет о выгодах, обусловленных инновациями, подразумеваются, прежде всего, выгоды коммерческие, которые сводятся к экономии издержек или изобретению новой продукции;
- Однако инновации могут приносить и другие преимущества — институциональные, политические и идеологические;
- Институциональные преимущества связаны с направлением творческого процесса. Творчество формирует ценности и поведение людей, что, в свою очередь, влияет на эффективность функционирования институтов права собственности, их определенность и защищенность;
- С политическими выгодами связаны инновации в области военных технологий. Когда инновации подобного рода осуществляются систематически, это может обеспечивать стране «монопольное» военное превосходство перед потенциальными противниками;
- Огромное значение имеют идеологические выгоды. Страна, где активно ведутся исследования и имеются соответствующие достижения, может стать примером для подражания в других странах. Страна — культурный лидер может мирным способом воздействовать на другие страны и формировать их облик по своему образу и подобию. В истории можно найти немало примеров того, как страны покоряли своих соседей не с помощью оружия, а привлекательностью своей культуры. Благодаря усвоению православной веры Киевская Русь со временем стала основным источником материальной и военной поддержки народов, когда-то входивших в состав Византийской империи. Другой пример относится к советской эпохе. Странам «капиталистического блока» не удалось получить военного или политического превосходства над «соцлагерем», однако в культурном отношении Запад, несомненно, одержал победу. Советская молодежь была покорена западной рок-культурой, интеллигенция — западными кинематографом и литературой, простые люди — импортными товарами, например «Пепси». Западные страны и в особенности США продолжают пожинать плоды своего культурного лидерства. Во многих странах они насаждают свои идеологию и ценности, причем далеко не всегда сознательно.
Что же необходимо для построения эффективной инновационной политики в Российской федерации?
Выработка чёткой стратегии — залог успешного будущего.
- Усовершенствование законодательства — необходимо принять законы об инновационной системе, разъясняющие основные понятия в этой области, прописывающие полномочия органов государственной власти. Обязательно обеспечение выполнения законов на местах;
- Стимулирование спроса на инновации со стороны бизнеса. При этом необходимо пропагандировать отечественные разработки, доводить результаты проводимых изысканий до широкой общественности;
- Грамотный маркетинг и PR для предприятий, занимающихся разработкой инноваций, и научных институтов. Научные организации должны сами стремиться на рынок и искать инвесторов для своих исследований;
- Государство должно обеспечить связь между отечественными производителями знаний и их потребителями, т.к. в условиях рассредоточенности научных ресурсов очень сложно добиться быстроты, эффективности и экономичности научных разработок. При этом научные центры должны быть максимально открытыми для заказчиков технологических разработок;
- Поиск потребителей на мировом рынке. В качестве заключительного примера можно привести Финляндию и Южную Корею, у которых предложение высокотехнологичной продукции значительно превышает соответствующие внутренние потребности.
Данные предоставлены сайтом государственной статистики — http://www.gks.ru