Система государственного регулирования внешнеэкономических связей

№5-1,

Экономические науки

Наличие эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в общее мировое хозяйство, - одно из непременных условий успешного развития любого государства. Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время – это важнейшая составляющая, которая формирует структуру, динамику и устойчивость национальной экономики.

Похожие материалы

Наличие эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в общее мировое хозяйство, - одно из непременных условий успешного развития любого государства. Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время – это важнейшая составляющая, которая формирует структуру, динамику и устойчивость национальной экономики.

Процесс глобализации захватывает весь мир. Экономику стало трудно определить границами страны, наоборот, границы становятся все более размытыми. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда – всё это несет в себе ощутимые выгоды для сотрудничающих сторон. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений до сих пор находится в начальной стадии. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. Только зарождаются процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Всего-навсего около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Относительно благополучное положение России в последние годы на мировой экономической арене объясняется по большому счёту лишь высокими ценами на энергоносители.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

Прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны; восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

В данной работе мною будут рассмотрены внешнеэкономические связи Российской Федерации, органы и созданные программы для осуществления и регулирования внешнеэкономических связей.

Цель работы состоит в том, чтобы показать и понять, как осуществляются внешнеэкономические связи в нашей стране. В своей работе я рассмотрю такие важные задачи как: содержание правовой базы регулирования внешнеэкономических связей; государственное программирование внешнеэкономических связей; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификация импортных товаров.

Главной целью работы является рассмотрение основных тенденций и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

В начале XXI века система внешнеэкономических связей Российской Федерации переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Это говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Список литературы

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2004.
  2. Безруков В. Внешнеэкономическая деятельность. // Экономист. – 2000. - № 7.
  3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  4. Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. – М. МО, 2001.
  5. Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. – 2001. - № 2.
  6. Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население? // Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. № 10, май 2005г. – М.: «Алекс».
  7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие - М.: ДЕЛО, 2002.
  8. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие под ред. Т.Г. Морозовой - М.: ЮНИТИ, 2002.
  9. Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен. — М., 1996.
  10. Киреев А.Е. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 1997.
  11. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций. // Экономист. – 2002. - № 1.
  12. Международные экономические отношения. Под редакцией Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 1998.
  13. Основы внешнеэкономических знаний. Под редакцией И.П.Фаминского. –М.: “Международные отношения”, 1999.
  14. Райсберг Б.А. Курс экономики. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.
  15. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. редакцией. И.П.Фаминского. –М.: “МО”,1999.
  16. Россия в цифрах. 2005. М.: Госкомстат.2005.
  17. Смирнов П.С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики. – М. Экономическая газета, 2001.
  18. Таможенный Кодекс РФ (с изменениями на 18 июля 2005 года) N 90-ФЗ//Российская газета, N 156.
  19. Фаминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Международные отношения, 1994.
  20. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 122-ФЗ (с изменениями на 22 августа 2004 года)// Российская газета, N 188.
  21. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» N 169-ФЗ (с изменениями на 8 декабря 2003 года)// Российская газета, N 252.
  22. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник - МО. - М.: Экономистъ, 2005.
  23. Чичкин А. Несговорчивая пятерка.// Российская бизнес-газета. 18 .10. 2005 г.