Некоторые аспекты ведения морской войны в соответствии с нормами международного гуманитарного права и правовой анализ международных актов

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Эта статья посвящена различным средствам и методам ведения морской войны в соответствии с нормами права вооруженных конфликтов. Затрагиваются проблемы правовой терминологии и особенностей методов морской войны.

Ключевые слова

ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО, ПРИНЦИПЫ МОРСКОЙ ВОЙНЫ, УСТАВ ООН

Текст научной работы

В настоящее время Беларусь сильно расширила объем морских перевозок. Несмотря на то, что у Республики Беларусь нет выхода к морю, широко используются правовые нормы торгового мореплавания. Принципы торгового мореплавания охранялись и охраняются отдельными международно-правовыми актами, о которых также речь будет идти в данной статье. В последнее время участились случаи захвата морских судов пиратами (в том числе во время вооруженного столкновения), в команде которых и на борту могут быть и белорусы, что подчеркивает необходимость научного обобщения материалов в данной сфере.

Парижская устанавливает некоторые правила ведения морской войны, «1) Каперство отныне навсегда отменяется, 2) Нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды; 3) Нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом; 4) Блокада, чтоб быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддержанный достаточной силой для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу [1, с. 42–43].

Блокада не делается правомерной при условии соблюдения установленных правил, поскольку в соответствии с Уставом ООН признается легитимной в случае самообороны государства (государств) [2].

В морской войне распространено призовое право (от франц. prise — взятие, захват) как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих захват воюющими странами торговых судов и грузов в море и их последующее обращение в свою собственность. С точки зрения международного права обоснованным является допущение также захвата торговых судов нейтрального государства – в случае перевоза ими контрабанды или оказания противнику иных услуг. Призовое разбирательство в США и Великобритании проводится в рамках общей судебной системы.

Под военной контрабандой в соответствии с международно-правовыми конвенциями понимаются «предметы и вещи, которые во время войны поставляются противнику морским путем нейтральной страной или ее гражданами вопреки ее нейтральному статусу. В начале войны воюющие государства опубликовывают списки предметов, относимые ими к военной контрабанде, которая делится на прямую (…. вооружение, боеприпасы…) и косвенную» [3].

В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 года, захват нейтрального судна за нарушение блокады обуславливается действительной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде.

Гаагская Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции предусматривает неприкосновенность судов, везущих раненых и отмеченных определенной эмблемой (военно-госпитальные суда для отличия в соответствии с конвенцией имели наружную белую окраску с зеленой продольной полосой шириною около полутора метра). В статье 1 этой Конвенции утверждается, что «военно-госпитальные суда, то есть суда, которые построены или приспособлены государствами со специальною и единственною целью оказания помощи раненым, больным и погибающим и названия которых были сообщены воюющим державам, с открытием или во время военных действий, но, во всяком случае, ранее употребления их в дело, не подвергаются военным действиям и не подлежат захвату в продолжение войны. Эти суда также не приравниваются к военным судам относительно пребывания их в нейтральном порте» [4]. Гаагская конвенция «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне» 1907 года ограничивает воюющих в захвате определенных категорий судов. Так, в соответствии со ст. 3 Конвенции не подлежат захвату суда, исключительно предназначенные для берегового рыболовства или для потребностей мелкого местного мореплавания, а также их снасти. В статье 4 Конвенции говорится, что суда, «выполняющие научные, религиозные и филантропические функции освобождаются от захвата» [5]. Однако, в случае нарушения ими морской блокады, установленной легитимно, они также подлежат задержанию. Таким образом, запрещение использования странами определенных средств и методов ведения войны, ограничения воюющих в выборе определенных средств оказало позитивное влияние на гуманизацию военных действий и минимизировало потери, не обоснованные военной необходимостью.

Так, например, ст. 1 Настоящей конвенции гласит: «почтовая корреспонденция нейтральных или воюющих, будь то официальная или частная, найденная в открытом море на нейтральном или неприятельском судне, - неприкосновенна; в случае захвата судна она досылается взятелем с наименьшим по возможности опозданием» [6].

Установлено, что подводная лодка должна обеспечить должную безопасность пассажиров судна при его легитимном потоплении с учетом условий погоды и расстоянии до береговой линии при использовании шлюпок в качестве спасательного средства. Так, в п. 2 Приложения устанавливается: «в частности, за исключением случая упорного отказа остановиться после надлежаще сделанного предложения об остановке, или случая действенного сопротивления осмотру или обыску, военное судно, надводное или подводное, может потопить торговое судно или лишить его возможности плавания лишь в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место» [7].

Согласно Гаагской конвенции о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года [8], запрещается ставить мины, не закрепленные на якорях (за исключением тех, что становятся безопасными спустя час после того, как тот, кто их поставит, утратит над ними наблюдение), либо мины, «закрепленные на якорях, автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, которые не делаются безопасными, как только сорвутся со своих минрепов» [9], а также самодвижущиеся мины, которые, не попав в цель, не делаются безопасными (статья 1 Конвенции). Запрещается ставить мины у берегов имея целью прервать торговое мореплавание [10].

Статья 22 Дополнительного протокола I 1977 года к Женевским Конвенциям 1949 года определяет правовой режим госпитальных судов и прибрежных спасательных плавучих средств.

Предусматриваемая Конвенциями защита судов, упомянутых в статье 25 Второй Конвенции, распространяется на госпитальные суда, предоставляемые в гуманитарных целях стране, находящейся в конфликте.

Такого рода защита предоставляется судам нейтральных государств или других государств, не участвующих в конфликте, судам беспристрастной Международной гуманитарной организации в соответствии со статьей 22 Второй Женевской Конвенции и Дополнительным протоколом I пользуются небольшие суда, даже если уведомление, предусмотренное в статье 27 Второй Конвенции, не было сделано.

Следует отметить, что положение касается судов, указанных в статьях 22, 24, 25, 27 Второй Женевской Конвенции, спасательных шлюпок и небольших судов, принадлежащих им, их персонала и команд, находящихся на борту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Эти положения применяются также в случаях, когда эти суда перевозят гражданских раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение и лиц, которые не относятся ни к одной из категорий, указанных в статье 13 Второй конвенции.

Правовой статус гражданских лиц определяется данным Дополнительным протоколом, и они не подлежат передаче другой стране, которая не является их собственной, равно как и захвату в плен на море. В случае если эти лица находятся все же во власти другой страны, их международно-правовой статус будет определяться положениями Четвертой Конвенцией и Дополнительным протоколом I.

Таким образом, видно, что Протокол I впервые призван осуществлять комплексное правовое регулирование Международного правового статуса госпитальных судов. Отменяя положения Конвенции 1907 года в области защиты госпитальных судов и раскрывая положения Женевских конвенций 1949 года, Дополнительный Протокол I 1977 года более подробно регламентирует международно-правовые отношения в сфере защиты госпитальных судов, других санитарных судов и плавучих средств. Статья 23 Дополнительного протокола I определяет международно-правовой статус других санитарных судов и плавучих средств. Такие санитарные суда и плавучие средства должны обозначаться отличительной эмблемой и пользуются таким же уважением и защитой как передвижные санитарные наименования. На суда и плавучие средства, перечисленные в статье 23 Дополнительного протокола I, распространяются законы войны. Этим судам может быть отдан приказ остановиться, покинуть район и они должны будут подчиниться любой такой команде военных судов. В соответствии с положениями Второй Конвенции и Дополнительного протокола I явный отказ подчиниться приказу считается действием, наносящим ущерб противнику, что регулируется статьей 34 Второй Женевской Конвенции 1949 года.

Статья 14 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года предполагает, что «будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата:

а) крупные ценности, находящиеся под защитой, предусмотренной в статье 12, или защитой, предусмотренной в статье 13; б) транспортные средства, занятые исключительно перевозкой этих ценностей.

2. Ничто в настоящей статье не ограничивает права на осмотр и Контроль» [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении последних двух столетий международное публичное право приобрело значительные изменения. В частности, был усовершенствован понятийный аппарат, закреплено письменное оформление международно-правовых норм. Необходимо отметить, морское право является одной из старейших отраслей международного публичного права и ранее состояло в основном из неписанных обычаев.

Помимо этого, можно сделать вывод, что, по нашему мнению, в международном морском праве весьма важно разграничение захвата судов перевозящих ценности от контроля над ними и их осмотра. Немаловажно значение обеспечения защиты международным морским правом торгового мореплавания, в том числе, во время ведения войны.

В числе нового можно отметить, что, несмотря на комплексное регулирование правоотношений в сфере «права вооруженных конфликтов на море» Дополнительного протокола I 1977 года, по нашему мнению, необходимо более детально регламентировать правила и инструкции по поведению как комбатантов, так и гражданских лиц во время захвата в плен, осмотра судна и т. д., их права и обязанности, что позволило бы уменьшить количество жертв войны и снизить потери материальных ресурсов.

Читайте также

Список литературы

  1. Декларация о принципах морского международного права (16 апреля 1856). Сборник договоров России с другими государствами 1856 - 1917. М., 1952. С. 42 - 43.
  2. Колосов, Ю.М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. – М. : Юрид. лит., 1975. – 256 с.
  3. Международное право : учебник / Б.М. Ашавский [и др.] ; отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. :Междунар. отношения, 1998. – С. 109-110.
  4. Конвенция о применении к морской войне начал Женевской : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г. ] // Собр. законов и распоряжений Рабоче-Крестьян. Правительства СССР. Отд. второй. – 1926. – № 38. – Ст. 229.
  5. Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  6. Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  7. Приложение к Протоколу, подписанному в Лондоне 6 ноября 1936 года // СОЮЗ [Электронный ресурс] : регион.правовой центр. – Режим доступа : http://migraciaspb.ru/zakoni/proekti65385.html. – Дата доступа : 12.09.2012.
  8. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  9. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  10. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  11. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа :http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hague54.pdf. – Дата доступа : 23.04.2013.

Цитировать

Голованов, С.В. Некоторые аспекты ведения морской войны в соответствии с нормами международного гуманитарного права и правовой анализ международных актов / С.В. Голованов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2503 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться