Правовые проблемы ведения морской войны в соответствии с нормами международного гуманитарного права

№39-1,

юридические науки

Эта статья посвящена различным средствам и методам ведения морской войны в соответствии с нормами права вооруженных конфликтов. Затрагиваются проблемы правовой терминологии и особенностей методов морской войны.

Похожие материалы

Традиции ведения боевых действий по общепринятым правилам, а также гуманное отношение к жертвам войны всегда пользовались уважением в Русской армии и на флоте: в состав Российской Империи входила в то время территория Беларуси. А также в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском, в состав которых входила Беларусь. Средства ведения морской, сухопутной и воздушной войны существенно отличаются.

По инициативе Российской Империи была созвана так называемая первая Конференция мира в Гааге 1899 года. Впоследствии она вошла в историю под этим названием. Результатом ее явились три конвенции, обсужденные и подписанные ее сторонами. Это были конвенции: «О мирном разрешении международных споров; «О законах и обычаях сухопутной войны»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 года». Женевская конвенция 1864 по улучшению участи раненых в армиях в поле, в свою очередь, являлась первым международно-правовым документом, регулирующим статус участников конфликтов. [1] Несколько отдельно стоит Кодекс Либера, который также сыграл отдельное значение для последующего формирования международно-правовых принципов и норм международного права вооруженных конфликтов.

На второй Конференции мира в Гааге 1907 года было принято и дополнено 13 конвенций, которые в течении более чем полувека служили основным международно-правовым пластом норм для регулирования отношений в сфере международного гуманитарного права. Среди этих конвенций как наиболее значимые с точки зрения объема охватываемых отношений можно выделить следующие: «О мирном решении международных столкновений»; «Об открытии военных действий»; О законах и обычаях сухопутной войны; «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны».

Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны от 18 ноября 1907 года [2] устанавливает правовой статус нейтральных держав в морской войне. Так, в соответствии со статьей 1 конвенции, воюющие стороны обязаны уважать права нейтральных государств и воздерживаться на нейтральной территории и в нейтральных водах от всяких действий, которые допускают несоблюдение их нейтралитета. Считается, что нейтралитет государства не затрагивается простым проходом через ее территориальные воды военных судов и призов воюющих. Статья 21 Конвенции устанавливает условия нахождения призов в нейтральном порту. Приз может быть привезен в порт по причине неспособности к плаванию либо по иной причине, исключающей возможность его дальнейшего перемещения.

Правила ведения морской войны устанавливают, в основном, следующие международные Конвенции: «Об открытии военных действий»; О законах и обычаях сухопутной войны; «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны», подписанные в Гааге; Декларация о праве морской войны 1909 года, подписанная в Лондоне; Протокол 1936 года, подписанный в Лондоне, Дополнительный протокол I к Женевским Конвенциям 1977 и другие.

Международно-правовые нормы, которые содержатся в этих документах, касаются средств ведения войны, например, например использование морских мин и подводных лодок и методов, например, правила военно-морской блокады, захвата торговых судов, бомбардирования на море.

Театр морской войны включает в себя, как правило, открытое море и воздушное пространство над открытым морем, военно-морские базы и корабли.

Морские силы состоят из военных кораблей, подводных лодок, авиации морского флота, торговых судов, обращенных в военные, а также воюющих стороны конфликта. Торговые суда должны отвечать требованиям, закрепленным в Конвенция об обращении торговых судов в суда военные в 1907 года. При этом можно заметить, что торговые суда, обращенные в военные, должны иметь отличительные знаки и обязаны соблюдать законы и обычаи войны. Экипаж такого судна подчиняется правилам воинской дисциплины. [3]

Одним из методов ведения войны на море является военно-морская блокада, под которой понимается система не запрещенных современным международным правом насильственных действий военно-морских сил воюющего государства, направленных на преграждение доступа с моря к берегу, находящемуся во власти противника или им занятому.

Морская блокада — это меры, предпринимаемые во время войны и имеющие целью закрытие доступа к морской границе противника для принуждения его к капитуляции (подписанию капитуляционного акта), отказу от захваченной территории, выдаче захваченных в плен военных, сдаче в плен, деактивации морских баз.

Есть сведения, что термин «морская блокада» впервые появился во Фландрии в 1581 году. Так были названы действия голландцев против испанцев в ответ на оккупацию последними Фландрии. В 1630 году была издана Голландская декларация, которая определяла впервые условия морской блокады. Правила извещения о начале военной морской блокады были определены в Уайтхолдском договоре.

Также целями военно-морской блокады являются: остановка или частичная остановка морских коммуникаций государства, ослабление экономической мощи с помощью блокады, прекращение торговли с другими государствами (не участвующими в международном конфликте или нейтральными)

Нейтральные и невоюющие стороны также могут быть ограничены в своих интересах в результате блокады, в случае их предшествующей войне торговли с блокируемым государством. При проникновении таких судов на территорию блокированного государства, суда могут быть захвачены и конфискованы блокирующим государством.

Морская блокада может осуществляться и в мирное время в качестве принудительных действий против государства – нарушителя норм международного права. В частности, в Уставе ООН морская блокада рассматривается как возможная коллективная мера для восстановления и поддержания международного мира и безопасности, предпринимаемая по решению Совета Безопасности ООН. [4, с. 14–47] Несмотря на это, блокада в общественном сознании закрепилась как военное действие. Поэтому с 1945 года для нее стараются подбирать другие названия. [5]

Блокада должна быть эффективной и полностью препятствовать доступу к морской границе блокируемого государства. В противном случае, блокада таковой не является, и будет называться обычными военными действиями. [6, с. 357–362]

Немаловажно отметить, что в соответствии с Уставом ООН блокада признается легитимной при условии соблюдения установленных правил только в случае самообороны государства. [7]

Парижской декларацией о принципах международного морского права от 16 апреля 1856 года устанавливаются отдельные правила ведения войны: отменяется каперство, указывается на действенность блокады, нейтральный груз не подлежит захвату за исключением контрабанды, нейтральный флаг покрывает неприятельский груз. В частности, последнее правило способствует развитию торговли во время вооруженных действий и не препятствует ее осуществлению. [8]

В морской войне в то время было распространено призовое право (от франц. prise — взятие, захват) как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих захват воюющими странами торговых судов и грузов в море и их последующее обращение в свою собственность. Торговое судно нейтрального государства может быть захвачено в случае перевоза им контрабанды или содействия одной из воюющих сторон. Призовое разбирательство в США и Великобритании проводится в рамках общей судебной системы.

Под военной контрабандой в соответствии с международно-правовыми конвенциями понимаются «предметы и вещи, которые во время войны поставляются противнику морским путем нейтральной страной или ее гражданами вопреки ее нейтральному статусу. В начале войны воюющие государства опубликовывают списки предметов, относимые ими к военной контрабанде, которая делится на прямую (вооружение, боеприпасы) и косвенную» [9, с. 109–110].

В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 года, нейтральное судно должно быть осведомлено или предположительно осведомлено о блокаде для его захвата за нарушение блокады.

В соответствии с Гаагской конвенцией 1899 года, суда, перевозящие раненых, являются неприкосновенными. Такие суда отмечаются определенной эмблемой. В то время такого рода суда имели в соответствии с конвенцией белую окраску с зеленой продольной полосой шириною около полутора метров.

В статье 1 этой Конвенции утверждается, что военные госпитальные суда не подвергаются военным действиям и не подлежат захвату в течение войны. Под этими судами понимаются суда, которые построены государствами со специальной единственной целью предоставления помощи раненым, больным и погибающим. Названия таких судов сообщались в то время воюющим державам, с открытием или во время военных действий, ранее их непосредственного использования. Эти суда также не приравниваются к военным судам относительно пребывания их в нейтральном порте. [10]

Конвенция «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне» 1907 года, подписанная в Гааге, накладывает ограничения на воюющих при захвате определенных судов. В соответствии со статьей 3 не могут быть захвачены рыболовные суда и небольшие суда для местного мореплавания.

В статье 4 Конвенции говорится, что суда, которые выполняют научные, религиозные и филантропические функции также не могут быть захвачены. [11] Однако при нарушении такими судами морской блокады, они также подлежат задержанию. Таким образом, в то время, запрещение использования странами определенных средств и методов ведения войны, ограничения воюющих в выборе определенных средств оказало позитивное влияние на гуманизацию военных действий и минимизировало потери, не обоснованные военной необходимостью.

Так, например, статья 1 Конвенции «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне» гласит: «почтовая корреспонденция нейтральных или воюющих, будь то официальная или частная, найденная в открытом море на нейтральном или неприятельском судне, - неприкосновенна; в случае захвата судна она досылается взятелем с наименьшим по возможности опозданием». [12]

Настоящей конвенцией установлено, что подводная лодка должна обеспечить должную безопасность пассажиров судна при его легитимном потоплении с учетом условий погоды и расстояния до береговой линии при использовании шлюпок в качестве спасательного средства.

Так, в пункте 2 Приложения устанавливается, что военное судно может потопить торговое судно лишь в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров и экипаж в безопасное место за исключением случаев отказа остановиться после надлежаще сделанного предложения об остановке, или случая активного сопротивления осмотру или обыску. [13]

Конвенцией «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин» 1907 года, подписанной в Гааге [14] запрещено использовать мины, не закрепленные на якорях, кроме тех, которые автоматически становятся безопасными спустя час после выхода из-под контроля установившей стороны. Также запрещены мины, которые после срыва с минрепов не становятся автоматически безопасными [15] и самодвижущиеся мины, которые не становятся безопасными в случае непопадания в цель. Установка мин вдоль берегов с целью прервать торговое мореплавание запрещается. [16]

В 1949 году была принята Конвенция «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», содержавшая больших круг норм, касающихся защиты жертв войны на море.

В частности, предусматриваемая Конвенцией защита судов, распространяется и на госпитальные суда, предоставляемые в гуманитарных целях стране, находящейся в конфликте.

Статья 22 Дополнительного протокола I 1977 года к Женевским Конвенциям 1949 года определяет правовой режим госпитальных судов и прибрежных спасательных плавучих средств.

Защита предоставляется судам нейтральных государств или других государств, не участвующих в конфликте, судам беспристрастной Международной гуманитарной организации в соответствии со статьей 22 Второй Женевской Конвенции 1949 года и Дополнительным протоколом I 1977 года.

Методы и средства ведения войны ограничиваются международным правом, что можно наблюдать на основе вышеуказанных статей, отражающих подобные ограничения. Атаковать указанные суда запрещается.

Правовой статус гражданских лиц определяется Дополнительным протоколом I, они не подлежат захвату в плен на море. В случае если эти лица находятся все же во власти другой страны, их международно-правовой статус будет определяться положениями Четвертой Конвенцией и Дополнительным протоколом I 1977 года.

Таким образом, Дополнительный протокол I 1977 года и иные конвенции впервые призваны осуществлять комплексное правовое регулирование международно-правового статуса лиц, участвующих в конфликте. Отменяя положения Конвенции 1907 года в части защиты некоторых категорий судов и дополняя положения Женевских конвенций 1949 года, Дополнительный Протокол I 1977 года более подробно регламентирует международно-правовые отношения государств в сфере гуманитарного права.

Статья 23 Дополнительного протокола I определяет международно-правовой статус других судов и плавучих средств. Такие суда и плавучие средства должны обозначаться отличительной эмблемой и пользуются таким же уважением и защитой как и госпитальные суда. На суда и плавучие средства, перечисленные в статье 23 Дополнительного протокола I, распространяются законы войны. Этим судам может быть отдан приказ остановиться, покинуть район и они должны будут подчиниться любой такой команде военных судов. В соответствии с положениями Второй Конвенции и Дополнительного протокола I явный отказ подчиниться приказу считается действием, наносящим ущерб противнику, что регулируется статьей 34 Второй Женевской Конвенции 1949 года.

Статья 14 Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» 1954 года предполагает, что культурные ценности пользуются иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата, в том числе при их перемещении на море. Положения данной статьи также являются одним из правил, необходимых для соблюдения воюющими государствами. [17]

Необходимо отметить, морское право является одной из старейших отраслей международного публичного права и ранее состояло, в основном, из неписанных обычаев. В международном морском праве весьма важно разграничение захвата судов перевозящих ценности от контроля над ними и их осмотра, что на практике может не иметь различий. Немаловажно значение обеспечения защиты международным морским правом торгового мореплавания во время ведения вооруженных действий.

Несмотря на комплексное регулирование правоотношений в области права вооруженных конфликтов необходимо более детальное правовое регулирование для уменьшения показателей количества жертв войны и снижение потерь культурных ценностей с целью чего и предпринимаются меры мировым сообществом.

Список литературы

  1. Конвенция по улучшению участи раненых в армиях в поле : [заключена в г. Женеве 22.08.1864 г.] // Анатомия армии [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа : http://army.armor.kiev.ua/hist/zeneva-ran-1-a.php. – Дата доступа : 12.09.2012.
  2. Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны: [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  3. Конвенция об обращении торговых судов в суда военные : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  4. Устав Организации Объединенных Наций : [принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами / М-во иностр. дел СССР. – М., 1956. – Вып. 7. – С. 14–47.
  5. Морская блокада // Википедия [Электронный ресурс] : свобод.энцикл. – Режим досупа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0. – Дата доступа : 06.08.2012.
  6. Международное право : учебник / Б.М. Ашавский [и др.] ; отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. :Междунар. отношения, 1998. – 617 с.
  7. Колосов, Ю.М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. – М. : Юрид. лит., 1975. – 256 с.
  8. Декларация о принципах морского международного права (16 апреля 1856). Сборник договоров России с другими государствами 1856 - 1917. М., 1952. С. 42 - 43.
  9. Международное право : учебник / Б.М. Ашавский [и др.] ; отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Междунар. отношения, 1999. – 618 с.
  10. Конвенция о применении к морской войне начал Женевской : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г. ] // Собр. законов и распоряжений Рабоче-Крестьян. Правительства СССР. Отд. второй. – 1926. – № 38. – Ст. 229.
  11. Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  12. Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  13. Приложение к Протоколу, подписанному в Лондоне 6 ноября 1936 года // СОЮЗ [Электронный ресурс] : регион.правовой центр. – Режим доступа : http://migraciaspb.ru/zakoni/proekti65385.html. – Дата доступа : 12.09.2012.
  14. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  15. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  16. Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин : [заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.] // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2012.
  17. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа :http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hague54.pdf. – Дата доступа : 23.04.2013.