Возможности применения опыта зарубежных стран в области организации и проведения налогового контроля в практике налоговых органов Российской Федерации

NovaInfo 26
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается опыт зарубежных стран в области организации и проведения налогового контроля, а также возможности его применения в деятельности налоговых органов Российской Федерации.

Ключевые слова

СИСТЕМА, КОНТРОЛЬ, ОПЫТ, РЕГИСТРАЦИЯ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, УЧЕТ, ПЛАТЕЖ, УКЛОНЕНИЕ

Текст научной работы

При изучении вопросов организации контрольной деятельности налоговых органов важным является рассмотрение зарубежного опыта.

В развитых зарубежных странах налоговый контроль, как функция и как важный участок работы налоговых органов, имеет свою законодательную базу, сложную организационную структуру и солидное технико-методическое обеспечение. Система налогового контроля включает в себя предварительный контроль (учет и регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения), текущий контроль (общий надзор за соблюдением налоговой дисциплины в стране) и последующий контроль (проверки и ревизии отчетности налогоплательщиков и своевременности внесения ими налоговых платежей). Основной организационно-правовой формой налогового контроля является налоговая проверка. Вместе с тем, по конкретным задачам, методам и организации контрольной работы налоговые службы разных стран заметно различаются между собой.

Например, в ряде стран предпринимаются меры по объединению налогового, социального и иных видов учета (регистрации) граждан (Австралия, Италия, скандинавские страны). Во Франции налоговые органы ведут и общегосударственный кадастр недвижимости, что устраняет необходимость проведения дорогостоящих периодических переписей населения и инвентаризаций объектов недвижимости.

Кроме того, во Франции налогоплательщики сами представляют данные для определения налогового платежа (при этом 90% сумм уплачивается добровольно), а представляемые предприятиями декларации, как правило, составляются с помощью аудиторских компаний или консультационных бюро. В уведомлении о проверке, направляемом предприятию, рекомендуется присутствие аудитора. В том случае, если выявится недоброкачественное аудиторское заключение, налоговые органы могут обратиться в компетентные аудиторские организации с просьбой принять меры к недобросовестной аудиторской компании. Последняя может быть подвергнута штрафам, не говоря о том, что ее репутация сильно пострадает.

Во Франции налоговый контроль – одна из конституционных функций государства. Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщика. Все необходимые меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов предусмотрены в Налоговом кодексе. Подобный целостный документ существует в немногих странах. Во Франции он ежегодно уточняется при принятии Закона о бюджете на очередной год. К кодексу прилагаются разъяснения (ежегодные комментарии).

Согласно оценкам, во Франции, вследствие уклонения от уплаты налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. В результате реализации мероприятий налогового контроля часть недобора возмещается. Осуществление налоговых проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля: камеральный и выездной. Первый производится, как и в нашей стране, по месту нахождения налогового органа и заключается в работе с декларациями. Во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций в год: 45 тыс. от юридических лиц и 5 тыс. от физических. Имеющаяся в базе данных информация сверяется с данными по декларации. При обнаружении расхождений на этом этапе налоговый инспектор обращается к налогоплательщику за объяснениями. Если эти объяснения не удовлетворяют инспекцию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие органы для проведения более детального контроля.

Контроль с выездом на место осуществляется обычно при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода не проводятся.

Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в основе лежит анализ риска. Во-первых, выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями, а во-вторых, используется информация от осведомителей.

Необходимо отметить, что выездные налоговые проверки подчиняются строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о проверке минимум за 8 дней. Внезапная выездная налоговая проверка может быть проведена только при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.

Длительность процедуры проверки зависит от размера проверяемого предприятия: для малых предприятий – не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 месяцев. В ходе проверки проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков, что требует ответных действий: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом данных замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением плательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем, при неудовлетворительном решении – в суд.

Немалый интерес представляет организация налогового контроля в США. Рассмотрим опыт выделения крупнейших налогоплательщиков в отношении налоговых проверок.

Для определения принадлежности компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в Программу всесторонних проверок, предназначенную для проверки крупных компаний-налогоплательщиков, в США применяется специальная система баллов, которые присваиваются по следующим категориям: общая стоимость активов; валовой доход; количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности; наличие многоотраслевой структуры компании; количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании; количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании; общий объем вспомогательной работы и количество человеко-дней, затраченных на проверку.

Данный метод обеспечивает объективный подход ко всем налогоплательщикам. Компания включается в Программу всесторонних проверок, если она набирает не менее 12 баллов (для промышленных компаний) и 15 баллов (для финансовых, страховых, брокерских компаний; для фирм, занимающихся предоставлением коммунальных услуг).

Кроме того, ряд положений предусматривает включение компаний в разряд крупнейших налогоплательщиков даже в том случае, когда они не набирают необходимое количество баллов (но на практике это случается крайне редко).

Начисление баллов при оценке общей стоимости активов происходит путем суммирования всех активов основного налогоплательщика, а также активов всех находящихся под его фактическим контролем юридических лиц в США и за рубежом (таблица 1).

Таблица 1 – Шкала начисления баллов по общей стоимости активов налогоплательщика

Стоимость активов

Начисляемые баллы

До 500 млн долл. (включительно)

1

От 500 млн до 1 млрд долл.

2

От 1 млрд до 2 млрд долл.

3

От 2 млрд до 5 млрд долл.

4

От 5 млрд до 8 млрд долл.

5

Критерий «валовой доход» увеличивает риск компании попасть в Программу всесторонних проверок при помощи суммирования валового дохода основного налогоплательщика, а также валового дохода всех находящихся под его фактическим контролем налогоплательщиков в США и за рубежом (таблица 2).

Таблица 2 – Шкала начисления баллов по валовому доходу налогоплательщика

Валовый доход

Начисляемые баллы

До 1 млрд долл. (включительно)

1

От 1 млрд до 2 млрд долл.

2

От 2 млрд до 3 млрд долл.

3

От 3 млрд до 5 млрд долл.

4

От 5 млрд до 10 млрд долл.

5

В Российской Федерации для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии: показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации; отношения взаимозависимости между организациями.

Кроме того, для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших анализу подлежат показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год: суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов; суммарный объем выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг); размер активов (сумма внеоборотных и оборотных активов).

Для организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, предусмотрен отличный состав показателей финансово-экономической деятельности. Помимо суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов анализу и оценке подлежат: суммарный годовой объем производства; суммарная производственная мощность по выпуску продукции.

Для организаций, проводящих закупку, хранение и поставку алкогольной, спиртосодержащей или табачной продукции, помимо начислений федеральных налогов и сборов оценивается также суммарный объем выручки.

Критерий «отношения взаимозависимости между организациями» применяется для определения крупнейших налогоплательщиков только в том случае, если организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации (ст. 20 НК РФ), имеют показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие признать их крупнейшими налогоплательщиками.

Таким образом, выделение из состава налогоплательщиков отдельной группы ее крупнейших представителей в настоящее время происходит только на основе качественных признаков, базирующихся на результатах деятельности субъекта.

Таким образом, в ходе проведенного исследования зарубежного опыта организации налогового контроля предлагаются следующие рекомендации для использования их в отечественной практике:

  1. Для отнесения компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в текущего контроля, по опыту США, необходимо ввести систему баллов, которые присваиваются по следующим категориям: общая стоимость активов; валовой доход; количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности; наличие многоотраслевой структуры компании; количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании и т.д.
  2. Воспользоваться опытом по формированию специализированного органа судебной власти, призванного заниматься рассмотрением исключительно только налоговых споров между проверяемыми налогоплательщиками и налоговой службой. В качестве примера удачного функционирования подобного механизма рекомендуется воспользоваться опытом США, Германии и Канады. Указанное нововведение позволит сократить срок разрешения подобных споров, снять вопрос о чрезмерной загруженности судей арбитражного суда налоговыми спорами.

Но, следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению результативности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Читайте также

Цитировать

Ванькина, А.П. Возможности применения опыта зарубежных стран в области организации и проведения налогового контроля в практике налоговых органов Российской Федерации / А.П. Ванькина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2534 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться