Формы и методы налогового контроля

№26-1,

экономические науки

В статье рассматриваются характеристики основных форм и методов налогового контроля. Определены наиболее значимые составляющие налогового контроля и их описание.

Похожие материалы

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

Одним из первых элементы контроля выделил Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что «функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д. Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления».

В настоящее время выделяют различные составляющие налогового контроля. Для характеристики налогового контроля из всей совокупности его составляющих наиболее значимыми являются следующие:

  1. субъекты налогового контроля;
  2. объект и предмет налогового контроля;
  3. формы, методы и мероприятия налогового контроля;
  4. документы налогового контроля;
  5. этапы и порядок проведения налогового контроля.

Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики – юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, с одной стороны, а с другой – государственные налоговые органы.

Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Более подробно следует остановиться на формах и методах налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля, используются те же, что и при классификации финансового контроля.

В зависимости от временного фактора можно выделить три основные формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.

1) Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно[55, с. 124].

2) Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его – исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

Значение данной формы контроля в том, что он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных налоговых санкций.

3) Заключительная форма налогового контроля – последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений – принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения налоговых санкций для возмещения ущерба.

Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к ответственности виновных лиц.

Бюджетный кодекс РФ нормативно определяет формы налогового контроля на основе такого же классификационного признака, в то время как статья 82 Налогового кодекса РФ в качестве форм выделяет конкретные мероприятия налогового контроля, такие как:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли).

Важнейшими составляющими налогового контроля, помимо его форм, являются его методы.

Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.

По поводу методов налогового контроля, равно как и по поводу его форм, существует несколько точек зрения. Например, В. В. Бурцев в составе методов государственного налогового контроля выделяет следующие:

  1. общенаучные методические приемы исследования объектов контроля (анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др.);
  2. собственно эмпирические методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, формальная и арифметическая проверки, письменный и устный опросы и т. д.);
  3. специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики) [36, с. 56].

Базируясь на предложенных авторами концепциях методов финансового и налогового контроля, следует говорить о многоуровневой системе методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

  • общенаучные методы, такие как анализ, синтез, моделирование, статистический метод и т. д.;
  • специальные методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий, применение которых характерно для определенных видов деятельности, в частности, для контрольной деятельности;
  • методы воздействия на проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Таким образом, формы и методы налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.