Одним из наиболее интересных тезисов Т. Питерса и Р. Уотермана младшего представляются пять характеристик интенсивных коммуникаций успешных компаний, которые, как видно, способствуют еще и инновационному развитию (см. раздел книги «Системы, которые выращивают чемпионов»).
Во-первых, неформальный характер коммуникационных систем, что подчеркивается случайным, незапланированным характером большинства совещаний, а также регулярным и тесным общением сотрудников компании в среде, «чем-то напоминающей непринужденную атмосферу студенческих городков».
Во-вторых, чрезвычайная интенсивность коммуникаций отражающаяся, например, в стиле работы Intel "коллегиального принятия решений", открытого, даже конфронтационного руководства, когда подчиненные могут подходить к решению вопросов напрямую, без обиняков. Главная причина такой интенсивности в том, этим людям нечего скрывать друг от друга, поскольку они общаются друг с другом постоянно. И их встречи не воспринимаются исключительным и формальным, а потому "политическим" событием.
В-третьих, обеспечение физической поддержки коммуникативным каналам ("фактор классной доски"), которая обусловлена максимальным сближением теории с практикой, сближением заинтересованных лиц. Если расстояние между ними превысит 10 метров, то вероятность общения, по крайней мере раз в неделю, составит лишь 8-9 % (и 25 %, если они будут на расстоянии 5 метров). На макроуровне этот важный фактор подтверждается эффектом вкрапления большого числа "университетских городков" в среде успешных компаний. В большинстве успешных компаний многие из важнейших направлений собраны "под одной крышей", в общей обстановке: "университетский городок" 3M в Сейнт-Поле, "муравейник" Hewlett-Packard в Пало-Альто, предприятия Caterpillar в Пеории, центр компании Dana в Толидо, комплекс Procter & Gamble в Цинциннати, штаб-квартира Dow Chemical в Мидленде (штат Мичиган), крупный комплекс Texas Instruments в Далласе и т. д.
В-четвертых, наличие механизмов принуждения для успешного функционирования и инновационого развития посредством простого"встряхивания" налаженной стабильной системы для поиска новых решений. Подобными принуждениями отмечены: Программа "Индивидуальный вкладчик" компании Texas Instruments, "Подразделение венчурных новых предприятий" в 3M , механизмы соревнований между различными подразделениями и пр.
В-пятых, характер коммуникаций как чрезвычайно жесткой системы управления и контроля, которая не сдерживает, а, напротив, ускоряет внедрение инноваций. Показательный пример в этом отношении компания 3M : " Ни одна из бригад не может тратить бесконтрольно сумму, превышающую две-три тыс долл. Это значит, что бригада не может тратить такие деньги бесконтрольно ". В ряде других известных компаний, где контроль носит исключительно формальный и негибкий характер, можно запросто потратить 5 милл долл. Все, что требуется для этого, - своевременно и верно заполнить соответствующую форму.
Таким образом, Т. Питерсом и Р. Уотерманом младшим представлены коммуникационные характеристики успешных компаний, которые воспринимаются американским взглядом.