Бухгалтерский учет туристического агентства

NovaInfo 27
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Бухгалтерский учет туристических фирм зависит от того, какие функции выполняет туристическая компания. В данной статье рассматриваются некоторые особенности, которыми отличается бухгалтерский учет турагентств. Статья раскрывает основные термины и понятия, бухгалтерские проводки, необходимые для ведения учета в данной отрасли.

Ключевые слова

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА, ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

Текст научной работы

Компании, которые представлены в сфере туризма, подразделяются на:

  • Туроператоров

  • Турагентства

  • Турфирмы - организации, которые имеют разрешение на продажу путевок и могут сочетать совмещать деятельность и туроператора, и турагентства.

Туроператор специализируется именно на создании тура, это тот, кто проводит тур, разрабатывает маршрут, экскурсии, снаряжение, питание. Туроператоры самостоятельно формируют турпакет, приобретают проездные документы, визы, ваучеры гостиниц. Туроператор обязан иметь лицензию (разрешение на вид деятельности).

Турагентство — это компания, которая помогает Туроператору в реализации туров за вознаграждение. Это посредник между организатором тура и конечным потребителем тура.

Турагентство реализует туристический продукт. Туристический продукт всегда отличается одновременным наличием 3-х признаков:

  1. перевозка,

  2. размещение,

  3. единая цена в российских рублях.

Турагентств больше, чем Туроператоров. Как правило, Турагентство — это компании, которые являются субъектами малого предпринимательства и применяют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Между Турагентством и Туроператором заключается посреднический договор (договор поручения или агентский договор), в котором оговариваются все условия, включая размеры вознаграждения.

Бухгалтерский учет туристических фирм зависит от того, какие функции выполняет туристическая компания. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые особенности, которыми отличается бухгалтерский учет Турагентств.

Какие проводки должен делать бухгалтер Турагентства.

  1. Получив от Туроператора бланки путевок, Турагент отражает их поступление за балансом по Дт счета 006.

  2. На сумму реализованной путевки Дт 62 Кт 76 “Расчеты с Туроператором”.

  3. На сумму средств, полученных от покупателя путевки Дт 50,51 Кт62.

  4. Списываем выданную клиенту туристическую путевку Кт 006.

  5. Отражаем выручку Турагента — вознаграждение Турагента от продажи путевки Дт 76”Расчеты с Туроператором” Кт 90.

  6. Начисляем НДС с вознаграждения Турагента Дт 90 Кт 68 “НДС”.

  7. Перечисляем Туроператору деньги за реализованные путевки, за вычетом вознаграждения Турагента Дт 76 “Расчеты с Туроператором” Кт 51.

Стандартные проводки по агентскому договору, казалось бы, ничего сложного. Однако, бухгалтерский учет Туристических фирм не так прост, как это может показаться на первый взгляд.

Перечислим некоторые особенности, которые должны принять во внимание бухгалтера, решившие организовать бухгалтерский учет Турагентств.

Документальное оформление сделок.

Отношения между Турагентом и Туроператором должны оформляться следующими документами:

  • Агентский договор с Туроператором,

  • Отчет Агента об исполнении поручения - подтверждение величины выручки,

  • Документы об оплате путевок Туроператору,

  • Документ о зачете суммы агентского вознаграждения, если предусмотрено удержание агентского вознаграждения из суммы средств, поступивших от покупателя за путевку.

Отношения между Турагентством и покупателем туристической путевки (туристом) должны оформляться следующими документами:

  • Договор на оказание услуг,

  • Акт об оказании услуг,

  • Бланк-Заказ,

  • Путевка,

  • Приходный ордер,

  • Бланк строгой отчетности или чек контрольно-кассовой техники.

Обязательная выдача БСО.

Турагент обязан выдать покупателю — туристу Туристическую путевку. Туристическая путевка является обязательной неотъемлемой частью Договора о реализации туристического продукта. Это Бланк Строгой Отчетности (БСО). Заполняется в 2-х экземплярах, по одному для туриста и Турагентства.

В каких случаях обязательно применение контрольно-кассовой техники.

В случае выдачи БСО можно не применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

Это положение не действует в тех случаях, когда клиент внес предоплату (аванс) за путевку. В случае получения аванса за путевку клиенту необходимо выдать чек ККТ.

Если же Турагент реализует клиентам другие, не туристические продукты, например, бронирование авиабилетов, без применения ККТ работать нельзя.

Обязательное составление Отчета Агента о продаже путевок.

Турагент обязан представить Туроператору Отчет Агента о продаже путевки.

В Отчете производится расчет вознаграждения. Этот документ подписывается руководителем Туроператора. Отчет Агента о продаже путевки подтверждает доход Турагента.

Аналитика в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет туристических фирм необходимо организовать таким образом, чтобы все аналитические данные были отражены на счетах бухгалтерского учета.

При постановке бухгалтерского учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» рекомендуем сформировать 3-х уровневую аналитику:

  1. Наименование (ФИО) покупателя-туриста.

  2. Наименование Тура, № договора с покупателем.

  3. Наименование Туроператора, № договора с Туроператором.

При постановке бухучета по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» рекомендуем сформировать 3-х уровневую аналитику:

  1. Наименование Туроператора.

  2. Наименование или № договора с Туроператором.

  3. Наименование Тура.

Отражая туристические путевки за балансом на 006 или на 004 счете (в случае, если с Туроператором заключается договор комиссии), рекомендуется учитывать следующие характеристики путевки:

  1. учетная цена путевки,

  2. отпускная цена путевки,

  3. Туроператор и № договора с Туроператором.

Каким образом учесть затраты на рекламный тур?

Бухгалтерский учет Турагентств знает два способа учета затрат на рекламный тур:

  • командировочные расходы,

  • прочие или материальные расходы.

Если бухгалтер решить учесть рекламный тур как командировку, необходимо наличие следующих документов:

  • приказ директора на командировку,

  • командировочное удостоверение (хотя его и отменили, но лучше пусть будет),

  • проездные документы (билеты),

  • копии загранпаспорта с отметкой о прохождении границ,

  • служебное задание и отчет о служебной командировке,

  • авансовый отчет командированного лица.

Суточные выплачиваются из расчета норм суточных, которые устанавливаются приказом директора. Помним, что для целей исчисления НДФЛ нормирование суточных сохранено (размер суточных по России 700 руб., за границей - 2500 руб.).

Если бухгалтер решит учесть рекламный тур как прочие или как материальные расходы, необходимо грамотно оформить документы и тем самым подтвердить производственный характер расходов на рекламный тур.

Аргументы Турагента могут быть, например, такими:

  1. Деятельность Турагента направлена на продвижение туристических продуктов.

  2. Продвижение турпродуктов — это комплекс мер, направленных на реализацию туристических продуктов.

  3. Реклама, включая участие в выставках, посещение рекламных мероприятий, направлена именно на реализацию туристических продуктов.

  4. Менеджер, обслуживающий туристов, должен обладать обширной и надежной информацией для качественного обслуживания туристов.

Читайте также

Цитировать

Багдулова, Ш.И. Бухгалтерский учет туристического агентства / Ш.И. Багдулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2606 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться