Повышение эффективности санаторно-курортной помощи

NovaInfo 29
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается один из важнейших аспектов деятельности санаторно-курортного учреждения – вопрос о поиске резервов роста прибыли. Проведен анализ прибыли санаторно-курортного учреждения, рассчитаны влияющие на нее факторы, описаны несколько рекомендаций по повышению прибыли санаторно-курортного учреждения.

Ключевые слова

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ, САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРИБЫЛИ, СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

Текст научной работы

В настоящее время наблюдается омоложение таких заболеваний как инфаркты и инсульты. Большое количество людей нуждается в профессиональной и своевременной реабилитации и профилактике заболеваний. Курортное дело в Республике Башкортостан призвано реализовать профилактику, лечение и реабилитацию, восстановление трудоспособности населения.

Одной из актуальных задач развития санаторно-курортной отрасли является поиск эффективных систем управления. Основным показателем характеризующим эффективность функционирования санатория, служит прибыль. Однако судить об уровне доходности только по абсолютному показателю прибыли будет не правильно. Поэтому для характеристики эффективности управления санаторно-курортным учреждением следует использовать также и показатели рентабельности.

Анализ и поиск резервов роста будем проводить на материалах ГУП санаторий «Зеленая Роща» Республики Башкортостан.

В процессе анализа использованы различные методы экономического анализа, позволяющие получить количественную и качественную оценку. К таким методам относятся: горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ, а также анализ коэффициентов [2].

Одним из необходимых условий обеспечения рентабельности санатория в условиях самофинансирования является достижение оптимального сочетания всех источников финансирования [7].

В настоящее время поступление финансовых средств осуществляется от нескольких видов деятельности: основного — реализация санаторно-курортных путевок и курсовок (72,7%), вспомогательных — торговли (10,0%), а также от оказания медицинских (8,0%) и прочих (9,3%) платных услуг [5].

Таблица 1. Основные финансово-экономические показатели

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. к 2011 г. в %

Количество коек

500

566

538

107,6

Количество человек, оздоровленных санаторием

9106

9858

9847

99,9

Количество проведенных койко-дней, в т.ч:

154486

144823

147164

101,6

-по путевкам

138649

138819

128828

92,8

-по гостиничным услугам

15837

6013

18336

304,9

Заполняемость, %

84,6

70,1

74,9

-

Средняя стоимость 1 к/дня

1242

1464

1577

107,7

Общий доход (выручка), тыс.руб.

244949

255417

275456

107,8

Себестоимость услуг

238114

244604

258019

105,5

Валовая прибыль

6835

10812

17437

161,3

-от реализации путевок

1670

8228

12675

759,0

-от реализации мед.услуг

1391

1114

1407

101,2

-от торговой деятельности

1816

507

1740

95,8

-от реализации прочих услуг

1958

963

1615

82,5

Чистая прибыль

2887

2966

1128

38,0

Увеличение показателей прибыли произошло в основном за счет увеличения санаторно-курортных путевок на11105 тыс.руб. или на 659,0% и увеличения проведенных койко-дней отдыхающих в санатории.

Снижение чистой прибыли произошло из-за значительного увеличения процентов к уплате на 756% или на 3961 тыс.руб. Увеличение процентов к уплате произошло из-за увеличения обязательств возникших при получении кредитов.

Структуру и динамику прибыли наглядно представим на рисунке 1.

Структура и динамика валовой прибыли ГУП санаторий «Зеленая Роща»
Рисунок 1. Структура и динамика валовой прибыли ГУП санаторий «Зеленая Роща»

В структуре видов направлений отдыхающих на санаторно-курортное лечение в ГУП санаторий «Зеленая Роща» РБ ведущие места занимают:

  • реализация путевок и курсовок за счет собственных средств отдыхающих(46,8%);
  • поступление пациентов на реабилитацию из стационаров РБ (41,3%).

Также в санатории активно продвигаются гостиничные услуги для участников международных мероприятий таких как международные детские зимние игры, чемпионат мира по международным шашкам. В будущем предполагается проживание участников саммита ШОС и БРИКС. На федеральном уровне обеспечивается проживание участников Сбербанкиады, детской творческой студии Константина Хабенского, известных гостей города.

Показатель прибыли формируется под воздействием многих факторов. В связи с этим при анализе важно всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Результаты проведенного факторного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сводный расчет влияния факторов на изменение прибыли

Наименование показателей

Сумма изменений прибыли, тыс. руб.

Общая сумма отклонения прибыли отчетного периода от базисного, в том числе за счет:

10602

объема реализации путевок

-2369

структуры проданных путевок

-2920

роста себестоимости проданных путевок

-99522

увеличения отпускных цен на путевки

115413

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационых цен (115413 тыс.руб.). За счет роста отпускных цен на 334,55 руб. прибыль увеличилась на 115413 тыс.руб.

В связи с повышением себестоимости путевок сумма прибыли уменьшилась на 99522 тыс.руб.

Снижение суммы прибыли на 2369 тыс. руб. способствовало уменьшению объема реализации путевок.

Изменение в структуре товарной продукции, т.е. уменьшение удельного веса рентабельных видов продукции привело снижению прибыли на -2920 тыс.руб.

Совокупное влияние рассмотренных выше факторов положительно повлияло на прибыль, и в 2013 г. она составила 17437 тыс.руб. и превысила показатели прибыли 2011 года на 10602 тыс.руб. или на 155,1%.

Экономическая эффективность деятельности предприятий выражается показателями рентабельности (доходности).

Наиболее распространенные виды показателей рентабельности, рассчитанные по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП санаторий «Зеленая Роща» РБ представим в таблице 3.

Таблица 3. Показатели рентабельности

Наименование показателя

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Рентабельность активов

3,1

2,9

1,1

Рентабельность внеоборотных активов

4,3

3,9

1,6

Рентабельность оборотных активов

10,3

10,7

3,1

Рентабельность собственного капитала

3,1

3,2

1,0

Рентабельность чистых активов

2,6

2,7

1,0

Рентабельность продаж

1,7

2,1

1,2

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности санатория находятся на низком уровне и не соответствуют нормативным значениям, что говорит о неэффективном вложении средств. Снижение всех показателей рентабельности произошло из-за снижения прибыли, при одновременном увеличении внеоборотных активов, текущих активов, собственного капитала, активов санатория.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что у ГУП санатория «Зеленая Роща» РБ наблюдаются проблемы и необходимо предпринять меры по их устранению.

Одним из мероприятий по повышению заполняемости и вследствие увеличению прибыли является работа по привлечению пациентов поступающих в санаторий за счет собственных средств и осуществление эффективной ценовой политики. Такими инструментами являются разработка подарочных сертификатов на прохождение курсовок и абонементов, размещение купонов со скидкой на покупку путевок на сайтах предлагающих подобного рода услуги. Для стимулирования продаж дополнительных услуг санатория необходимо более интенсивно информировать проживающих гостей о номенклатуре предоставляемых услуг.

Совершенно необходимым является внедрение в практику деятельности санатория инструментов страхования разнообразных рисков, сопровождающих его деятельность. К сожалению, менеджеры санатория пока практически не занимаются данным направлением, не используют возможности страхования для повышения эффективности деятельности учреждения [3,4].

Для определения резервов роста прибыли необходимо выявленный резерв роста объема реализации путевок умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу путевки.

Таблица 4. Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации путевок

Вид продукции

Резерв увеличения объема реализации, к/день

Фактическая сумма прибыли за 1 к/день., руб.

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Санаторно-курортные путевки

20000

98,39

1967,8

Итого

1967,8

Таким образом, резерв увеличения суммы прибыли за счет увеличения объема реализации путевок составил 1967,8 тыс.руб.

Проблемой для санатория является также повышение себестоимости продукции, которую необходимо оптимизировать. Основными источниками резерва снижения себестоимости услуг являются: увеличение реализации услуг; снижение хозяйственных расходов; поиск поставщиков с более низкими ценами на материалы и сырье, оптимизация денежных потоков от предприятия к поставщикам, заключение договоров поставки с более выгодными для предприятия условиями.

Также для снижения себестоимости путевки необходимо произвести освобождение предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных средств и сдачу их в аренду. Одними из таких объектов на данный момент является пустующее отдельное стоящее здание, оборудованное под кафе.

Проведение подобных мероприятий позволит сократить расходы санатория, и, как следствие, увеличить показатели прибыли и рентабельности.

Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции умножается на возможный объем её продаж с учетом резервов его роста [6].

Таблица 5. Резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости путевок

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости 1путевки, тыс.руб.

Фактический объем реализации путевок, к/дней

Резерв увеличения объема реализации, к/дней

Возможный объем реализации путевок, к/дней

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Санаторно-курортные путевки

0,02

128828

20000

148828

2976,6

Итого

2976,6

Таким образом, резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости путевок составил 2976,6 тыс.руб.

Таблица 6. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Источник резервов

Сумма, тыс.руб.

Увеличение объема продаж

1967,8

Снижение себестоимости продукции

2976,6

Итого

4944,4

Исходя из выявленных резервов увеличения объема реализации путевок и снижения себестоимости путевок увеличение суммы прибыли возможно на 4944,4 тыс.руб.

Таким образом, реализация рассмотренного комплекса мероприятий позволят повысить эффективность деятельности предприятия, укрепят его позиции на рынке.

Читайте также

Список литературы

  1. Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.): принят Гос. Думой 9 июня 1999 г. : одобр. Советом Федерации 2 июля 1999 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа [Текст]: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 222 с.
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах [Текст] : монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  4. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле [Текст] : учеб. пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012. - 685 с.
  5. Официальный сайт ГУП санатория «Зеленая Роща» РБ [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://green-kurort.ru/.-13.10.2014.
  6. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - М.: ИНФРА - М, 2010. – 703 с.
  7. Холмогоров, Н.А. Базисные элементы управления качеством и эффективностью санаторно-курортной помощи в условиях современного хозяйственного механизма [Текст]: методические рекомендации/ Н.А. Холмогоров, А.А. Федотченко. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. – 48 с.

Цитировать

Ефимов, О.Н. Повышение эффективности санаторно-курортной помощи / О.Н. Ефимов, К.С. Курдюкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2770 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться