Направления совершенствования ценовой политики в ООО «Йондоз» Мечетлинского района

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассматривается финансово-экономическое состояние ООО «Йондоз» Мечетлинского района Республики Башкортостан и предлагаются основные направления совершенствования ценовой политики в данной организации.

Ключевые слова

ВЫРУЧКА, ЦЕНА, СЕБЕСТОИМОСТЬ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

ООО "Йондоз" расположен в центральной части Мечетлинского района Республики Башкортостан. Административно-хозяйственным центром является деревня Новомещерево в 56 км от районного центра - с. Большеустикинск. Климатические условия хозяйства благоприятны для развития аграрного производства, но территория находится в зоне рискованного земледелия.

Рассмотрим состав и структуру земельного фонда ООО «Йондоз» Мечетлинского района приведены (Таблица 1).

Таблица 1 Состав и структура земельного фонда ООО «Йондоз» Мечетлинского района

Виды угодий

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2010 г., %

га

%

га

%

га

%

 

Общая земельная площадь - всего, га

2769

100

2680

100

2491

100

90

в т. ч. сельхозугодий

2769

100

2680

100

2491

100

90

из них: пашня

2769

100

2680

100

2491

100

90

По данным таблицы 1, основную часть земельной площади составляют сельскохозяйственные угодья – 2769 гектар. Естественных сенокосов и пастбищ на балансе хозяйства нет. Пастбищ нет. За анализируемый период в целом площадь земель снизалась 278 гектаров, или на 10%.

В таблице 2 приведены показатели использования земельных угодий.

Таблица 2 Эффективность использования земельных угодий

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2010 г., %

На 100 га пашни произведено:

зерна, ц

350,4

1210,2

362,5

103,4

На 100 га сельхозугодий:

молоко

283

314

339

119,8

Товарной продукции, тыс. руб.

4,0

6,4

6,4

160

       

По данным таблицы 2, за рассматриваемый период производство зерна в расчете на 100 гектар пашни повысилось на 3,4%. Производство молока в расчете на 100 гектар сельскохозяйственных угодий повысилось на 19,8%, товарной продукции на 60%, что связано в основном сокращением площади сельскохозяйственных угодий.

Состав и структуру товарной продукции ООО «Йондоз» Мечетлинского района рассмотрим в таблице 3.

Таблица 3 Состав и структура товарной продукции

Вид продукции, отрасли

Денежная выручка

тыс. руб.

В среднем

2011-2-12 гг.

Место в ранжированном ряду

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

в % к итогу

Зерновые и зернобобовые

2519

4179

3513

3404

22,99

2

Прочая продукция растениеводства

431

334

335

367

2,48

6

Итого по растениеводству

2950

4513

3848

3770

25,46

х

Молоко

4826

8003

7999

6943

46,5

1

Продукция выращивания скота

776

2163

1571

1503

9,7

4

Итого по скотоводству

5602

10166

9570

8446

56,2

х

Прочая продукция животноводства

242

105

176

174

1,18

7

Продукция животноводства, реализ. в переработанном виде

1967

1971

1578

1839

12,42

3

Итого по животноводству

7811

12242

11412

10488

70,84

х

Всего по хозяйству

408

496

740

548,00

3,70

5

Итого

11169

17251

16000

14807

100

х

По данным таблицы 3, денежная выручка от продажи продукции в 2012 г. по сравнению с 2011г. повысилась на 43,2%, и в среднем составила 14807 тыс. руб. Коэффициент специализации – низкий 0,31. Тип специализации – скотоводческо - зерновой.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности, характеризующие финансовое состояние общества (Таблица 4).

Таблица 4 Финансовое состояние общества

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г.

в % к

2010 г.

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

11169

17251

16000

143,2

Себестоимость продукции, тыс. руб.

12861

14044

16192

125,9

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1910

3207

192

10

Проценты к уплате, тыс. руб.

212

230

383

180

Прочие доходы, тыс. руб.

3638

1223

2767

76

Прочие расходы, тыс. руб.

578

2038

770

133

Прибыль, тыс. руб.

4758

2162

1806

37,9

Уровень рентабельности, %

37

15,4

11,1

-25,9 пп

По данным таблицы 4, выручка от продажи продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. повысилась на 43,2%. Наряду с этим повысилась и себестоимость на 25,9%, что привело к сокращению прибыли от продажи на 90%, и снижению уровня рентабельности на 25,9 процентных пунктов.

В настоящее время лидером по продаже зерновой продукции на территории Мечетлинского района является ООО «Колос», занимая более двух третьих всего рынка (55%). Его ближайший конкурент - ООО «Йондоз» - значительно отстает и занимает 17% рынка. Кроме того, существует конкуренция со стороны ООО «им. Салавата»– 13,5% рынка Мечетлинского района.

Основными видами деятельности ООО «Йондоз» являются:

  •  производство сельскохозяйственной продукции: зерновые, кормовые культуры, мясо, молоко, побочная продукция и т.д.

ООО «Йондоз» преследует цель производить такие товары, которые были бы конкурентоспособны, имели бы соответствующее качество и приносили максимальный доход", и планирует насыщение ассортимента, выпуск новых перспективных видов продукции.

В целях определения путей увеличения выручки, соответственно и прибыли от продажи продукции, рассмотрим динамику изменения выручки от продажи основных продуктов за 2011-2012 гг.

Таблица 5 Изменение денежной выручки

Наименование

Выручка за

2011 г., тыс. руб.

Выручка за 2012 г., тыс. руб.

Изменение выручки, тыс. руб.

Зерновые

4179

4885

+706

Прочая продукция растениеводства

334

350

+16

Молоко

8003

7500

-503

Продукция выращивания скота

2163

1571

-592

Как видно из данных таблицы 5, ООО «Йондоз» выгоднее производить зерновые и зернобобовые культуры, прочие продукции растениеводства, так как увеличение выручки наблюдается именно по данным видам продуктов.

Далее определим конкурентоспособность продуктов.

Проведем оценку конкурентоспособности молока в ООО «Йондоз».

Для этого выберем двух конкурентов, ООО «Колос» и ООО «им. Салавата», и оценим в каком из предприятий производится наиболее конкурентное молоко по показателям сортности, жирности и себестоимости.

Данные для оценки представлены в таблице 5.

Таблица 5 Исходные данные

Показатели

Предприятия

ООО «Йондоз»

ООО «им. Салавата»

ООО "Колос"

Сортность, %

90

80

75

Жирность, %

3,2

3,8

3,6

Себестоимость 1л молока, руб.

560

510

540

По данным таблицы 5, видно что молоко производящееся в ООО «Йондоз» конкурентоспособное, соответствует всем предъявляемым требованиям, экологически чистая. Имеется сертификат качества, сертификат соответствия, гигиенический сертификат и товарную марку.

ООО "Йондоз" необходимо разрабатывать систему цен, которая бы обеспечивала получение максимальной прибыли.

Процесс ценообразования проходит 7 этапа. Рассмотрим этапы ценообразования ООО «Йондоз»:

  1. Выбор цели. ООО «Йондоз» имеет три основные цели ценовой политики:
    • главная цель - обеспечение выживаемости, так как хозяйство осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичной продукцией;
    • максимизация прибыли;
    • удержание рынка, состоит в сохранении предприятием существующего положения на рынке и благоприятных условий для своей деятельности;
  2. Определение спроса. Это важный этап, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на товар. Вместе с тем следует иметь виду, высокая или низкая цена, назначенная предприятием сразу не отразится спросе на товар. Определяя величину спроса на зерно, ООО "Йондоз" проводит его оценку при разных ценах и пытается выяснить причины его изменения.
  3. Анализ издержек. Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены. Нижнюю границу цены формируют издержки. Издержки принято подразделять на два вида: постоянные (AFC) и переменные(AVC). Постоянные издержки представляют собой издержки постоянных факторов и остаются неизменными, в то время как объем производства изменяется. Переменные издержки меняются вместе с объектом выпуска продукции. Анализ издержек позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
  4. Определение уровня цены товара.
  5. Анализ цен конкурентов. Для хозяйства так же надо обладать такой информацией о ходе реализации продукции конкурентов. Для контроля цен конкурентов необходимо:
    1. Динамика объема продаж в натуральных и стоимостных измерителях: в сравнении с предыдущим годом, в сравнении с различными сегментами рынка и каналами распределения.
    2. Сегмент потребителей, получающих наибольший выигрыш от снижения цен.
    3. Изменение позиции потребителей относительно предприятия- конкурента и его цен.
  6. Выбор метода ценообразования. ООО «Йондоз» использует метод полных издержек, путем добавления к издержкам производства и обращения определенного процента. Ценовые надбавки для разных товаров могут различаться. Недостатком метода полных издержек является игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены. Предположим, производитель продаст не 50 ц, а 30 ц зерна. Его издержки на единицу вырастут за счет увеличения доли постоянных расходов, а ожидаемый доход снизится. Следовательно, этот метод применим тогда, когда ожидаемый объем продаж совпадает с реальным, а это возможно лишь при высокой предсказуемости рынка, хорошем знании спроса и конкуренции.
  7. Установление окончательной цены. Цена товара рассчитывается по формуле: Ц = З + П/ Объем продаж,

Например, для ООО «Йондоз», при Зпер= 15000 руб., Зпост=12000 руб., П= 655200 руб., V= 2400 руб, цена 1ц. зерна будет равна:

Ц = (15000 + 12000 + 655200) / 2400 = 284,25 руб.

ООО «Йондоз» предлагает свою продукцию потребителям по невысоким ценам. При расчете цены исходит из ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования считается покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара используются неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценности значимости товара.

Общество продает свою продукцию как оптом, так и в розницу.

Ему следует планировать насыщение ассортимента и выпуск новых перспективных видов продукции - готовых изделий, разрабатываемых в соответствии с требованиями.

Ценовая стратегия - совокупность долговременных положений и принципов, руководствуясь которыми, производитель устанавливает цену на свой продукт; она разрабатывается исходя из стратегических целей компании в данной рыночной нише.

Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей, путём оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Важным является правильный выбор метода ценообразования. Для ООО «Йондоз», целесообразен затратный метод ценообразования, который предполагает расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины.

Суть метода, основанного на определении полных издержек состоит в суммировании совокупных издержек и прибыли, которую хозяйство рассчитывает получить.

Таким образом, ООО «Йондоз» следует использовать активную ценовую стратегию, т.е. не придерживаться пассивному следованию за лидером в ценах, а разрабатывать свою стратегию, учитывая собственные интересы.

Необходимо придерживается стратегии средних цен. Стратегия высоких цен не возможна, так как ООО "Йондоз" занимает рыночную нишу, где покупатели весьма чувствительны к повышению цены.

Читайте также

Цитировать

Ситдикова, Г.З. Направления совершенствования ценовой политики в ООО «Йондоз» Мечетлинского района / Г.З. Ситдикова, З.М. Халиуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3285 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться