ООО "Йондоз" расположен в центральной части Мечетлинского района Республики Башкортостан. Административно-хозяйственным центром является деревня Новомещерево в 56 км от районного центра - с. Большеустикинск. Климатические условия хозяйства благоприятны для развития аграрного производства, но территория находится в зоне рискованного земледелия.
Рассмотрим состав и структуру земельного фонда ООО «Йондоз» Мечетлинского района приведены (Таблица 1).
Таблица 1 Состав и структура земельного фонда ООО «Йондоз» Мечетлинского района
Виды угодий |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2010 г., % |
|||
га |
% |
га |
% |
га |
% |
||
Общая земельная площадь - всего, га |
2769 |
100 |
2680 |
100 |
2491 |
100 |
90 |
в т. ч. сельхозугодий |
2769 |
100 |
2680 |
100 |
2491 |
100 |
90 |
из них: пашня |
2769 |
100 |
2680 |
100 |
2491 |
100 |
90 |
По данным таблицы 1, основную часть земельной площади составляют сельскохозяйственные угодья – 2769 гектар. Естественных сенокосов и пастбищ на балансе хозяйства нет. Пастбищ нет. За анализируемый период в целом площадь земель снизалась 278 гектаров, или на 10%.
В таблице 2 приведены показатели использования земельных угодий.
Таблица 2 Эффективность использования земельных угодий
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2010 г., % |
На 100 га пашни произведено: зерна, ц |
350,4 |
1210,2 |
362,5 |
103,4 |
На 100 га сельхозугодий: молоко |
283 |
314 |
339 |
119,8 |
Товарной продукции, тыс. руб. |
4,0 |
6,4 |
6,4 |
160 |
По данным таблицы 2, за рассматриваемый период производство зерна в расчете на 100 гектар пашни повысилось на 3,4%. Производство молока в расчете на 100 гектар сельскохозяйственных угодий повысилось на 19,8%, товарной продукции на 60%, что связано в основном сокращением площади сельскохозяйственных угодий.
Состав и структуру товарной продукции ООО «Йондоз» Мечетлинского района рассмотрим в таблице 3.
Таблица 3 Состав и структура товарной продукции
Вид продукции, отрасли |
Денежная выручка тыс. руб. |
В среднем 2011-2-12 гг. |
Место в ранжированном ряду |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
тыс. руб. |
в % к итогу |
||
Зерновые и зернобобовые |
2519 |
4179 |
3513 |
3404 |
22,99 |
2 |
Прочая продукция растениеводства |
431 |
334 |
335 |
367 |
2,48 |
6 |
Итого по растениеводству |
2950 |
4513 |
3848 |
3770 |
25,46 |
х |
Молоко |
4826 |
8003 |
7999 |
6943 |
46,5 |
1 |
Продукция выращивания скота |
776 |
2163 |
1571 |
1503 |
9,7 |
4 |
Итого по скотоводству |
5602 |
10166 |
9570 |
8446 |
56,2 |
х |
Прочая продукция животноводства |
242 |
105 |
176 |
174 |
1,18 |
7 |
Продукция животноводства, реализ. в переработанном виде |
1967 |
1971 |
1578 |
1839 |
12,42 |
3 |
Итого по животноводству |
7811 |
12242 |
11412 |
10488 |
70,84 |
х |
Всего по хозяйству |
408 |
496 |
740 |
548,00 |
3,70 |
5 |
Итого |
11169 |
17251 |
16000 |
14807 |
100 |
х |
По данным таблицы 3, денежная выручка от продажи продукции в 2012 г. по сравнению с 2011г. повысилась на 43,2%, и в среднем составила 14807 тыс. руб. Коэффициент специализации – низкий 0,31. Тип специализации – скотоводческо - зерновой.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности, характеризующие финансовое состояние общества (Таблица 4).
Таблица 4 Финансовое состояние общества
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
11169 |
17251 |
16000 |
143,2 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
12861 |
14044 |
16192 |
125,9 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1910 |
3207 |
192 |
10 |
Проценты к уплате, тыс. руб. |
212 |
230 |
383 |
180 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
3638 |
1223 |
2767 |
76 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
578 |
2038 |
770 |
133 |
Прибыль, тыс. руб. |
4758 |
2162 |
1806 |
37,9 |
Уровень рентабельности, % |
37 |
15,4 |
11,1 |
-25,9 пп |
По данным таблицы 4, выручка от продажи продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. повысилась на 43,2%. Наряду с этим повысилась и себестоимость на 25,9%, что привело к сокращению прибыли от продажи на 90%, и снижению уровня рентабельности на 25,9 процентных пунктов.
В настоящее время лидером по продаже зерновой продукции на территории Мечетлинского района является ООО «Колос», занимая более двух третьих всего рынка (55%). Его ближайший конкурент - ООО «Йондоз» - значительно отстает и занимает 17% рынка. Кроме того, существует конкуренция со стороны ООО «им. Салавата»– 13,5% рынка Мечетлинского района.
Основными видами деятельности ООО «Йондоз» являются:
- производство сельскохозяйственной продукции: зерновые, кормовые культуры, мясо, молоко, побочная продукция и т.д.
ООО «Йондоз» преследует цель производить такие товары, которые были бы конкурентоспособны, имели бы соответствующее качество и приносили максимальный доход", и планирует насыщение ассортимента, выпуск новых перспективных видов продукции.
В целях определения путей увеличения выручки, соответственно и прибыли от продажи продукции, рассмотрим динамику изменения выручки от продажи основных продуктов за 2011-2012 гг.
Таблица 5 Изменение денежной выручки
Наименование |
Выручка за 2011 г., тыс. руб. |
Выручка за 2012 г., тыс. руб. |
Изменение выручки, тыс. руб. |
Зерновые |
4179 |
4885 |
+706 |
Прочая продукция растениеводства |
334 |
350 |
+16 |
Молоко |
8003 |
7500 |
-503 |
Продукция выращивания скота |
2163 |
1571 |
-592 |
Как видно из данных таблицы 5, ООО «Йондоз» выгоднее производить зерновые и зернобобовые культуры, прочие продукции растениеводства, так как увеличение выручки наблюдается именно по данным видам продуктов.
Далее определим конкурентоспособность продуктов.
Проведем оценку конкурентоспособности молока в ООО «Йондоз».
Для этого выберем двух конкурентов, ООО «Колос» и ООО «им. Салавата», и оценим в каком из предприятий производится наиболее конкурентное молоко по показателям сортности, жирности и себестоимости.
Данные для оценки представлены в таблице 5.
Таблица 5 Исходные данные
Показатели |
Предприятия |
||
ООО «Йондоз» |
ООО «им. Салавата» |
ООО "Колос" |
|
Сортность, % |
90 |
80 |
75 |
Жирность, % |
3,2 |
3,8 |
3,6 |
Себестоимость 1л молока, руб. |
560 |
510 |
540 |
По данным таблицы 5, видно что молоко производящееся в ООО «Йондоз» конкурентоспособное, соответствует всем предъявляемым требованиям, экологически чистая. Имеется сертификат качества, сертификат соответствия, гигиенический сертификат и товарную марку.
ООО "Йондоз" необходимо разрабатывать систему цен, которая бы обеспечивала получение максимальной прибыли.
Процесс ценообразования проходит 7 этапа. Рассмотрим этапы ценообразования ООО «Йондоз»:
-
Выбор цели. ООО «Йондоз» имеет три основные цели ценовой политики:
- главная цель - обеспечение выживаемости, так как хозяйство осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичной продукцией;
- максимизация прибыли;
- удержание рынка, состоит в сохранении предприятием существующего положения на рынке и благоприятных условий для своей деятельности;
- Определение спроса. Это важный этап, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на товар. Вместе с тем следует иметь виду, высокая или низкая цена, назначенная предприятием сразу не отразится спросе на товар. Определяя величину спроса на зерно, ООО "Йондоз" проводит его оценку при разных ценах и пытается выяснить причины его изменения.
- Анализ издержек. Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены. Нижнюю границу цены формируют издержки. Издержки принято подразделять на два вида: постоянные (AFC) и переменные(AVC). Постоянные издержки представляют собой издержки постоянных факторов и остаются неизменными, в то время как объем производства изменяется. Переменные издержки меняются вместе с объектом выпуска продукции. Анализ издержек позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
- Определение уровня цены товара.
-
Анализ цен конкурентов. Для хозяйства так же надо обладать такой информацией о ходе реализации продукции конкурентов. Для контроля цен конкурентов необходимо:
- Динамика объема продаж в натуральных и стоимостных измерителях: в сравнении с предыдущим годом, в сравнении с различными сегментами рынка и каналами распределения.
- Сегмент потребителей, получающих наибольший выигрыш от снижения цен.
- Изменение позиции потребителей относительно предприятия- конкурента и его цен.
- Выбор метода ценообразования. ООО «Йондоз» использует метод полных издержек, путем добавления к издержкам производства и обращения определенного процента. Ценовые надбавки для разных товаров могут различаться. Недостатком метода полных издержек является игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены. Предположим, производитель продаст не 50 ц, а 30 ц зерна. Его издержки на единицу вырастут за счет увеличения доли постоянных расходов, а ожидаемый доход снизится. Следовательно, этот метод применим тогда, когда ожидаемый объем продаж совпадает с реальным, а это возможно лишь при высокой предсказуемости рынка, хорошем знании спроса и конкуренции.
- Установление окончательной цены. Цена товара рассчитывается по формуле: Ц = З + П/ Объем продаж,
Например, для ООО «Йондоз», при Зпер= 15000 руб., Зпост=12000 руб., П= 655200 руб., V= 2400 руб, цена 1ц. зерна будет равна:
Ц = (15000 + 12000 + 655200) / 2400 = 284,25 руб.
ООО «Йондоз» предлагает свою продукцию потребителям по невысоким ценам. При расчете цены исходит из ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования считается покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара используются неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценности значимости товара.
Общество продает свою продукцию как оптом, так и в розницу.
Ему следует планировать насыщение ассортимента и выпуск новых перспективных видов продукции - готовых изделий, разрабатываемых в соответствии с требованиями.
Ценовая стратегия - совокупность долговременных положений и принципов, руководствуясь которыми, производитель устанавливает цену на свой продукт; она разрабатывается исходя из стратегических целей компании в данной рыночной нише.
Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей, путём оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.
Важным является правильный выбор метода ценообразования. Для ООО «Йондоз», целесообразен затратный метод ценообразования, который предполагает расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины.
Суть метода, основанного на определении полных издержек состоит в суммировании совокупных издержек и прибыли, которую хозяйство рассчитывает получить.
Таким образом, ООО «Йондоз» следует использовать активную ценовую стратегию, т.е. не придерживаться пассивному следованию за лидером в ценах, а разрабатывать свою стратегию, учитывая собственные интересы.
Необходимо придерживается стратегии средних цен. Стратегия высоких цен не возможна, так как ООО "Йондоз" занимает рыночную нишу, где покупатели весьма чувствительны к повышению цены.