Причины возникновения феномена самоубийства

NovaInfo 29, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье разбирается вопрос о возникновение и причинах явления как суицид.. Исследуя данную тему осуществлялся упор на соответствующую литературу. В частности рассматриваются работы Красненковой И.П., философские справочники и словари, а также интернет источники.Разбирая литературу, приводились примеры иллюстрирующие возникновения самоубийства и его причины. Самоубийство разбирается как на современном так и на античном уровне.

Ключевые слова

ФИЛОСОФИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ПРИЧИНЫ, САМОУБИЙСТВО, ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Текст научной работы

Чтобы выяснить причины возникновения этого феномена самоубийства, необходимо рассмотреть его в разных аспектах, приняв во внимание социальный и асоциальный характер, которые сопутствуют суициду и затемняют его действительную природу. Но, ни одно из этих аспектов нельзя не связать с истинной причиной самоубийства.

Суицид носит исторический, социальный и философский характер, вместе с тем представляет определенный интерес для аксиологии. Аксиологический аспект в свою очередь представляет собой позитивные и негативные оценки феномена суицида разными культурами. Позитивная оценка этого явления прослеживается у некоторых древних сообществ людей периода родоплеменных отношений. Примером могут служить древние скандинавские племена с их идеологией альтруистического самоубийства стариков, освобождающих племя от неутешительных забот об уходе за стариками, или готы с существовавшей у них "скалой предков", с которой бросались из-за страха перед естественной смертью. Явление суицид использовалось в качестве ритуальной формы харакири (Япония) и сати (Индия). В период античности много людей из высших слоев уходили из жизни по политическим мотивам. Примером могут служить поступки людей таких как: Катона, Кассия, Брута, Сципиона, Сенеки.

В Египте суицид становится новым видом искусства. В период правления Марка Антония существовала академия (синапофименон), члены которой в порядке очередности заканчивали свою жизнь самоубийством, а на заседаниях обсуждали и придумывали новые легкие и "приятные" его способы.

Нельзя не отметить великого Платона, у которого в произведении «Федон» прослеживается призвание к суициду. Он писал, что истинный философ должен рано или поздно отсоединить духовное от телесного, т.е. душу от тела.

В период эллинизма, в Древней Греции выделяется представитель сократической школы киренаиков Гегесий, которого в последствии прозвали "смертепроповедник". Во время его выступлений благодарные почитатели могли покончить с собой. Также существовали жертвоприношения людей, чаще на добровольной основе, например, в древнем Азербайджане.

Позитивное отношение к этому явлению можно увидеть в эссе "О самоубийстве" Д.Юма, у Ж.Ж. Руссо(защиту права на самоубийство), Монтенем, Гете, появление "клубов самоубийц" в XIX веке и возобновление идеи альтруистического самоубийства как права стариков на добровольный уход из жизни в "Этюдах оптимизма" И.И.Мечникова.

Негативная оценка суицида имеет устойчивый массовый характер. Народы Ближнего Востока - Древняя Персия и Вавилон строго осуждали самоубийство, исходя из священных заповедей "Авесты". Э.Дюркгейм писал: «Еврейство - это как раз та религия, в рамках которой склонность к самоубийству имеет наименьшую величину" ( в настоящее время Израиль занимает одно из последних мест по суициду).

Христианство известно своим негативным отношением к суициду. В период средневековья происходила жестокая борьба против этого явления (церковное осуждение, жестокое пресечение суицида). Так, Августин оценил самоубийство как проявление трусости, презренной слабости. До сих пор самоубийц не отпевают в храмах.

Многие страны пытались решить эту проблему путем уголовного наказания, но изменений не произошло. Так Англия отменила полностью уголовную наказуемость за самоубийство только в 1961 году. Уголовное законодательство Нью-Йорка считало, покушение на самоубийство преступлением до 1919 года, а уголовный кодекс Италии не считает преступлением само самоубийство, но считает преступлением соучастие в самоубийстве. В России ни законы царского времени, ни законы советского периода не смогли преодолеть нарастание интенсивности суицида.

Что же касается современности то примером может служить эвтаназия. Эвтаназия - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. В соответствии со ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. Э. запрещена. Лицо, которое сознательно побуждает больного к Э. и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность.

Термин “эвтаназия” введен Ф. Бэконом, согласно которому “долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями... даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия... уже сама по себе является немалым счастьем”.

На данный момент термин эвтаназия употребляется для обозначения: избавления от мучений, помощи умирающему, заботу об умирающем, ускорение смерти и т.д. Если «посмотреть» в прошлое, то мы заметим, что и там присутствовала эвтаназия, только в другой терминологии и понимании. Платон в произведении “Государство” писал, что медицина призвана заботиться лишь о здоровых душой и телом; не следует препятствовать смерти физически слабых, а скверные душой сами себя погубят. Сократ, Платон и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжелобольных людей даже без их согласия. Кроме того, они считали, что, если человек ослаб и становится обузой для общества, покончить с собой — его моральный долг. Впрочем, Аристотель, а особенно пифагорейцы были противниками умерщвления тяжелобольных. «Хорошая практика» эвтаназии прослеживается в 30-е годы в нацистской Германии. Применялась она против тех, кто признавался экономическим «бременем для общества» и жил «жизнью, которая не стоит того, чтобы ее жить».

Эвтаназия в свою очередь делится на активную и пассивную. Пассивная эвтаназия - это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается. Решение зависит от сложившейся ситуации, сложность в том, чтобы не ошибиться в правильности решения. Ответственность полностью ложится на врача.

Активная эвтаназия — это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента, например путем инъекции средства, вызывающего смерть. Выделяются следующие формы активной эвтаназии: убийство из сострадания, добровольная активная эвтаназия и самоубийство при помощи врача.

Красненкова И.П. отмечает что, феномен суицида сопровождал, и будет сопровождать человечество на протяжении всей его цивилизации.

Что же касается социальных и асоциальных факторов, мы можем найти их в произведении Эмиля Дюркгейма «Самоубийство: Социологический этюд». В нем он обозначает их как "космические факторы". К социальным факторам можно отнести:

  • Материальные проблемы человека: Отсутствие возможности содержания собственной семьи, невозможность выполнения финансовых обязательств перед кредиторами.
  • Неудачи в личной жизни: развод, несчастная любовь, неудачи в романтических отношениях, непонимание со стороны окружающих людей, смерть близкого человека, беспочвенное несправедливое отношение к самому себе, физическое издевательство (например, насилие).
  • Проблемы на работе: сокращение, ухудшение отношений с начальством и коллегами, постоянные выговоры.
  • Прочие причины: чувство нереализованности в жизни, потеря интереса к жизни, болезни психического характера (шизофрения, депрессия), религиозный фанатизм (в некоторых сектах принято, что человек, убивая сам себя, якобы очищается от грехов), вынужденное самоубийство (например, убийство родственника, вынесение приговора о пожизненном заключении), передозировка алкоголем и наркотиками, подражательный суицид (стремление подражать смертям известных личностей и кумиров).

Сознательный суицид преимущественно асоциален, обусловлен не только рядом внешних условий, но и рядом скрытых от посторонних глаз внутренних индивидуальных причин.

На самом то деле, неважно какая из причин подействовала на человека, важно то, что итог один – гибель человека. Чтобы помочь в человеку в данной ситуации, необходимо рассмотреть методы лечения, помощи.

Первое, следует относиться к словам человека, который хочет совершить самоубийство серьезно, ни в коем случае не смеяться над его словами и не подшучивать.

Второе, ни в коем случае не оставлять его одного в помещении, так как ему хватит буквально 5-10 секунд, чтобы воплотить свой план в жизнь. С больным надо проводить все свое время не оставляя ни на секунду и не каждый человек сможет уделять необходимое внимание, поэтому этот человек должен находиться в специальных условиях, подвергнуть медицинскому обследованию.

Важно помнить, что все проблемы решаемы и не стоит из-за мелких неудач лишать себя жизни, подвергать страданиям своих родных и близких, показывать свою бесхарактерность. Задумайтесь, многие люди этого не сделали и их уже не вернуть… Просто останьтесь наедине с собой и обдумайте свои проблемы и вы поймете, насколько они ничтожны. Просто помните, что выход есть всегда, главное не отчаиваться.

Читайте также

Список литературы

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.
  2. Идея смерти в российском менталитете/ Под ред. Ю.В. Хен. – СПб.: РХГИ, 1999.-304с. ISBN 5-88812-074-x
  3. Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/
  4. Суицид. Автор: Антон Ясыр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.therapy.by/
  5. Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL:http://juridical.slovaronline.com/

Цитировать

Александрова, О.С. Причины возникновения феномена самоубийства / О.С. Александрова, К.А. Андреева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2820 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться