Возможно, на первый взгляд, проблема синтеза архитектуры и философии может показаться не актуальной и не достаточно интересной в условиях современности, однако рассмотрение данного вопроса помогло мне, студенту архитектурного факультета, осознать значение архитектуры, её законы и закономерности. Исследование проблемы позволило мне более глубоко погрузиться в профессию, с которой я решила связать свою дальнейшую жизнь, и понять свое истинное предназначение. Я думаю, что данная работа будет также интересна для прочтения, поскольку позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны.
Рассматривая профессиональную деятельность архитектора, необходимо, в первую очередь, проанализировать такое понятие, как архитектура.
С эстетической точки зрения архитектура представляет собой совокупность интеллектуальных и материальных ценностей, осуществленных в инженерных конструкциях и художественном образе, которая является пространственно-временным искусством. Вместе с прикладным искусством и дизайном архитектура выполняет утилитарную и духовную функции.
Научно архитектура также обосновывается как зодчество, искусство проектировать и строить объекты, которые оформляют пространственную среду для жизни и деятельности человека. Различают архитектуру жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, формирует эстетическую доминанту окружающей среды, выражая общественные идеи в художественных образах, также играя немаловажную идеологическую роль, являясь образным воплощением религиозных, социальных, философских и художественных представлений людей на протяжении многих веков. Говоря об этом, следует подчеркнуть монументальное своеобразие архитектуры, её значение как сохраняющую века и тысячелетия каменную летопись.
С исторической точки зрения архитектура способствовала выделению человека из мира природы, развитию его творческих сил. Современная архитектура есть искусство, которое реализуется в огромных масштабах на густонаселенном пространстве. Однако, по моему мнению, архитектура — это не просто искусство, а в большей степени философия, образ мышления человека, поскольку создается им же.
Архитектор — это специалист в области архитектуры и строительства, деятельность которого включает всевозможные задачи, основной из них, несомненно, является художественное переосмысление конструкций, в результате которого складываются определенные архитектурные формы и пространственные композиции, которые важно правильно вписать в городскую и природную окружающую среду. Также существенное значение имеет применение отделочных материалов, декоративных элементов, синтез архитектурных форм со скульптурой, живописью, декоративно -прикладным искусством. В связи с данными рассуждениями можно упомянуть, что главной задачей архитектора является соблюдать триаду Витрувия, римского архитектора, о «Пользе, прочности и красоте», затрагивающей органически взаимосвязанные, функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры.
Итак, можно подойти к рассмотрению главного вопроса — как же связана философия и деятельность архитектора? Повторюсь, проектирование — это творческий процесс, который требует не только трудоемких физических усилий, но, в большей степени, и умственных. Поскольку невозможно создать что-то ценное и достойное, не думая. Человек всегда стремится к осмысленности своих решений, имея в основе своих размышлений некую философскую парадигму. Я считаю, что архитектор обязан думать о людях, которые будут жить и пользоваться его творениями, ведь необходимо учесть их жизненные потребности. Хороший специалист в архитектуре — это по своей натуре альтруист, который не задумывается о своих намерениях, богатстве и известном имени, он не находится в погоне за славой, жертвуя многим ради других людей и стараясь привнести в этот мир частичку себя, частичку красоты. Несомненно, хороший архитектор любит свою работу и людей, для которых проектирует.
Я думаю, что основа архитектуры — это философия. Поскольку данные сферы весьма похожи тем, что являются поистине безграничными, захватывающими почти все области человеческого бытия. В происхождении данных сфер также можно выделить много общего. Во-первых, корни их основания уходят в древнейшие исторические рамки, так как зарождение архитектуры в общем связано с появлением человека, а возникновение философии началось примерно в 7-6 веках до н.э. Во-вторых, расцвет приходится в античный период, классику, когда архитектура и философия достигли наибольшего творческого и мыслительного подъемов. В-третьих, необходимо отметить то, что архитектура и философия неразрывно связаны друг с другом, так как затрагивают, по моему мнению, самое главное понятие в изучении общества, которое касается непосредственно всех нас, бытие.
Бытие научно трактуется как основная категория философского мышления, является предметом изучения онтологии, в самом своем широком значении определяется как существование. С древнейших времен, с расцвета философских учений, фундаментальным вопросом являлось именно бытие. Одновременно с этим и понятие архитектуры греческими мыслителями воспринималось как проявление творчества. Именно поэтому в античный период искусство начинает подразумеваться под определением зодчества.
В связи с данными рассуждениями, можно отметить, что онтология отвечает на вопросы « Каков наш мир и как он устроен ?», а архитектура создает, «строит» и организовывает его. Поэтому в функциях философии и архитектуры также можно выделить общую особенность — описание мира. Однако, если рассматривать с философской точки зрения, архитектура отображает окружающую среду, проектно воссоздавая ее, а философия также описывает человека, его мировосприятие, изучает законы развития общества и т.д. Следовательно, можно сделать вывод, что архитектура есть философия города, философия жизни людей.
В подтверждение данных рассуждений можно привести статью А.Г. Раппопорта, российского архитектора и теоретика архитектуры, "Архитектура и онтология", в которой он затрагивает проблемы современной теории архитектуры и которая полностью дополняет мою точку зрения.
«Иногда приходится читать, что архитектура "моделирует"образ мира или онтологическую действительность. Что это значит? Это значит, что отношение архитектуры к миру не исчерпывается тем, что архитектура составляет часть этого мира, что архитектура входит в мир или включается в него. Это значит еще и то, что, не будучи равной всему миру по объему и составляя лишь часть мира, архитектура символически отражает его структуру в целом.» [1] Следовательно, как уже было упомянуто выше, архитектура — это часть культуры, в формах которой выражается общественное сознание общества, мира, в котором мы живем.
Если архитектура — это форма, возникает вопрос, как она влияет на пространство и человека? Начиная с древнего времени, люди знали, что форма предмета оказывает сильное воздействие на его восприятие человеком. Данный факт относили к проявлению одной из разновидностей искусства, придавая ему эстетически — субъективный смысл видения реальности. Однако было установлено, что любой предмет создает вокруг себя "торсионный портрет», представляющий торсионное поле.
Первые предположения о торсионных полях связаны с публикацией в 1913 году статьи французского математика Эли Жозефа Картана, согласно физической теории которой вокруг любого вращающегося тела возникает торсионное поле. Научно доказано и общеизвестно, что электромагнитные поля вызываются зарядом, а гравитационные — массой. В соответствии с предположениями Картана, торсионные поля вызываются спином, подобно тому, как любой объект, имеющий массу, создает гравитационное поле, так и любой вращающийся объект создает торсионное.[2] Также необходимо отметить, что данные торсионные поля распространяются в среде «физического вакуума», теорию которого в 1987 году разработали российские физики Г. И. Шипов и А. Е. Акимов. Для человека данная среда ненаблюдаема и нейтральна. Также как электромагнитные и гравитационные, торсионные поля невозможно измерить, возможно лишь установить их влияние на какие-либо объекты. Тем не менее опытным путем было установлено, что торсионные поля могут появляться не только от какого-нибудь источника, обладающим вращением или спином, но и при искажении структуры физического вакуума. Другими словами, любое сооружение, построенное на Земле, любой объект и его действие нарушают однородность физического вакуума, который вследствие реагирует «эффектом формы», то есть созданием торсионного поля. [3]
«Эффект форм» был известен в далекой древности и использовался при строительстве различных культовых сооружений. Данные знания считались тайными, «эзотерическими». Возможно, первыми торсионными генераторами являлись египетские пирамиды, шпили и купола храмов. Академик А. Е. Акимов и группа ученых в конце XX века рассматривали данную теорию и пришли к выводу, что интенсивность поля растет пропорционально увеличению высоты объекта. Также было установлено, что человек не может жить под действием левого торсионного поля, которое замедляет протекание биологических процессов [4]. Рассматривая данную закономерность на примере такого архитектурного сооружения, как церковь, можно предположить, что крест, находящийся наверху, преобразовывает поле из негативного левого в правое. Вот почему архитектура храмов усиливает процессы исцеления и эффективность молитвы, приводит в гармонию психическое состояние верующих людей, посещающих храмы. Также можно предположить, что именно поэтому древние египтяне использовали торсионное поле для сохранения мумий, путем помещения их в точку сильного действия «эффекта формы», а воздействие оригинальных потолков вызывает у человека чувство свободы и легкости. Вследствие данных рассуждений, можно сделать вывод, что свойства торсионных полей уникальны, можно даже сказать, они являются основой мироздания.
В заключение хочется отметить, что в нашем материальном и духовном мире все взаимосвязано. Он представляется своеобразной школой, и цель ее состоит в постоянном самосовершенствовании и эволюции.