Язык программирования C++ широко используется для разработки программного обеспечения, и является одним из самых популярных языков программирования. Область его применения включает создание операционных систем, разработку прикладных программ, написание драйверов устройств, а также развлекательных приложений. В настоящее время существует множество реализаций языка C++, как коммерческих, так и бесплатных (например, Microsoft Visual C++ 2005-2013).
Особое внимание при изучении программирования следует уделять объектно-ориентированному программированию [1], при этом первоначальное ознакомление с ним можно проводить, в том числе, и на основе языка Pascal [3]. Однако, по мнению автора, более предпочтительно все-таки использование языка программирования C++, в котором объектовый тип чаще называют классом. Классы позволяют моделировать объекты, имеющие атрибуты (данные-элементы, представляемые в виде полей) и варианты поведения или операции (функции-элементы, функции-члены или методы класса).
В данной статье автор предлагает несколько примеров, посвященных изучению отношения дружественности в языке программирования C++ [5]. Предполагается, что учащиеся уже имеют базовые представления о языке программирования C++ и о разработке классов на его основе.
Известно, что функции, объявленные как дружественные некоторому классу, имеют доступ к закрытым элементам private (и protected) данного класса и используются для повышения производительности; они определяются вне области действия класса. Так, например, дружественную функцию целесообразно использовать в случае организации взаимодействия нескольких объектов разных классов, когда обеспечивающая такое взаимодействие функция должна иметь доступ к закрытым полям нескольких объектов. При этом функция или класс в целом могут быть объявлены другом другого класса. Объявление дружественности не зависит от спецификаторов доступа, и обычно дружественные функции объявляются в начале тела класса.
Для объявления функции другом класса перед ее прототипом в описании класса указывают ключевое слово friend. Например, чтобы объявить класс Class_2 другом класса Class_1, нужно в определении класса Class_1 записать объявление в форме: friend Class_2.
Приведем пример использования дружественной функции двух классов – класса «Правильный треугольник» и класса «Окружность», которая проверяет, можно ли поместить заданную окружность внутри заданного треугольника.
#include "stdafx.h"
#include
#include