Теоретико-методологические аспекты становления концепции личностно-центрированного образования в философской и психолого-педагогической науке

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье раскрываются концептуальные и методологические основы личностно-центрированного обучения на основе современных ценностей общества, образования и развития личности.

Ключевые слова

ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ, СВОБОДА, ФАСИЛИТАТОР, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Текст научной работы

Для определения собственной позиции нами был проведен анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих эту проблему. Во времена античности крупнейшим педагогом-гуманистом Марком Фабием Квинтилианом (42-118) были заложены основные направления развития мировой гуманистической педагогики: воспитание нравственно-целостной личности, гуманизация образования, выбор окружения ребенка среди сверстников [1].

В «Риторических наставления» М.Ф. Квинтилиан, разъясняет каким образом необходимо организовывать обучение без принуждения: «Советую … более остерегаться, чтоб ребенок не возненавидел учения, которое полюбить не имел еще времени …надобно поощрять его, то просьбами, то похвалами; доводить его до того, чтобы радовался, когда что-нибудь выучит; чтобы завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться … и часто почитал себя победителем: для чего не лишни и награждения, которые для сего возраста бывают заманчивы»[2].

Рассмотрим далее наиболее яркие педагогические идеи итальянских, немецких и французских гуманистов эпохи Возрождения. Итальянский педагог Витторино да Фельтре (1378-1446) создал школу «Дом счастья» пансионного типа, которая была организована на принципах самоуправления, ее основной целью было гармоничное развитие ребенка, его «тела, ума и характера». В. да Фельтре, за свои гуманистические взгляды был назван «первым школьным учителем нового типа», отдавал предпочтение только тем формам и методам обучения, которые наиболее полно раскрывают возможности учащихся, активизируют их познавательную деятельность – играм, экскурсиям, занятиям на природе и беседам [1].

Немецкий педагог Эразм Роттердамский (1469–1536), протестовавший против побоев и суровой школьной дисциплины, требовал изменить систему образования таким образом, чтобы учение доставляло ребенку только радость и удовольствие. Французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553) был убежден в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения[1].

Идеи Ф. Рабле получили дальнейшее развитие в теориях М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др.

Французский философ Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главную ценность в процессе воспитании. В труде «Опыты» он пишет: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». По мнению М. Монтеня педагогу необходимо развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку»[1].

Французский философ-просветитель и писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778) рассматривал воспитание как «искусство развития подлинной свободы человека». При этом «ребенок ставится в центр педагогического процесса», а роль педагога - «сопровождать ребенка во всех его переживаниях, направлять его формирование, но никогда не навязывать ему своей воли», «не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом», «организовывать передачу знаний, чтобы ребенок сам брал на себя задачу их добывания»[3].

Таким образом, Ж.Ж. Руссо одним из первых обратился к понятию «фасилитация» и «фасилитатор». Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать)- недирективный стиль руководства. Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») педагог, который помогает ребёнку в процессе развития. В книге «Эмиль, или О воспитании» Ж.Ж. Руссо пишет: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте» [3]. Взгляды Ж.Ж. Руссо продолжают оставаться актуальными и в настоящее время.

Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) считает, что возможности для личностного роста находятся внутри самой целостной личности: «Я хочу сам быть последним основанием, последней причиной того, что меня определяет», поэтому не нужно ограничивать «свободу, которая существует в конкретном человеке, свободу, которую он смело использует для того, чтобы жить в соответствии со своим потенциалом. Свобода и ответственность имеют решающее значение; никто не может жить полноценной жизнью без такого рода личной свободы и ответственности»[4].

Австрийский психолог Виктор Эмиль Франкл(1905-1997) также придерживается мнения, что у человека можно забрать все, кроме одного: «кроме последней из человеческих свобод - свободы выбирать свое собственное отношение в любой данной совокупности обстоятельств, свободы выбирать свой собственный путь»[5].

Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), считает, что задача «настоящего» учителя учить только одному - «учению» и в таком свободном обучении «нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица» [6].

Далее рассмотрим взгляды зарубежных педагогов-гуманистов и психологов. Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870–1952), создатель педагогической системы, важнейший принцип которой, звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому». По мнению М. Монтессори единственный и главный вопрос всей педагогики «как предоставить ребенку свободу?»: «Свобода — уникальное средство максимально развить личность, характер, ум, чувства, а заодно дать нам, руководителям, покой и возможность наблюдать чудо взросления». Задача педагога «не мешать естественному развитию», создать вокруг ребенка «пространство, открытое для свободной деятельности ребенка, позволяющее ему двигаться и становиться человеком»[7].

Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842 – 1910) первым предложил идею «Я»-концепции личности и внес существенный вклад в ее разработку. «Я»-концепция («я»-образ, образ «я», англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) - система представлений человека о самом себе, на основе которой человек строит взаимодействие с окружающими людьми. «Я»-концепция может быть положительной и негативной. Человек с положительной «Я»-концепцией воспринимает себя как полноценную и гармоничную личность, уверен в себе и самодостаточен, не сомневается в необходимости своей созидательной деятельности, не допускает недостойных слов и дел. Негативная «Я»-концепция может сопровождаться ощущением собственной неполноценности, самоотрицанием и неприятием себя, что может быть причиной плохого поведения, бранной лексики и недостойных слов. Поэтому так важно внушать ребенку что, он нравится, он нужен, он способен добиваться успеха[8].

Большой интерес для нашего исследования также представляет термин «самоактуализация», который был введен в психологию Куртом Гольдштейном. Самоактуализация (лат. actualis — действительный, настоящий) - потребность в самосовершенствовании, в полной реализации своего потенциала. По мнению Гольдштейна «самоактуализация» личности - самая большая потребность, которая в здоровом организме может затмить на какое-то время и голод, и жажду и другие потребности[9].

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) считает «любое научение или обучение необходимо трактовать как процесс личностного развития, как изменение структуры характера, то есть как движение личности в сторону самоактуализации и за ее пределы». Под «самоактуализацией» А.Х.Маслоу понимает естественное «стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей», стремление к «самотождественности, самобытности». Самоактуализация «не приобретается извне», «не имеет ничего общего с научением или с процессом формирования навыков», «она сродни процессу роста и взросления, то есть представляет собой процесс постепенного развертывания скрытых возможностей организм»[10].

Образование, по мнению А.Х.Маслоу, не должно «сводится к тому, чтобы приспособить ребенка к миру взрослых: сделать его удобным, не слишком надоедливым и хлопотным», не следует уделять внимание только получению «внешних» знаний выраженных в конкретных целях - отметках, степенях, зачетах, дипломах, а приоритетными должны стать «внутренние» знания, востребованные реальной жизнью: «научиться приспосабливаться к новой ситуации, отличать добро и зло, искать правду, понимать прекрасное и распознавать подлинное»[10].

Известный американский психотерапевт Карл Роджерс(1902-1987) основатель «клиенто-центрированной» терапии, придерживается мнения, что каждый человек «существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является», он «имеет одну основную тенденцию и стремление – актуализировать (задействовать), сохранять и укреплять» свою личность «как средоточие опыта», также естественно для человека стремление к самостоятельности, ответственности, самоуправляемости, социализации[11].

В книге «Свобода учится» К.Роджерс изложил свой взгляд на обучение и воспитание, который получил название «личностно-центрированного» («недирективного») подхода[12].

Ключевыми понятиями в личностно-центрированном обучении являются: «самоактуализация» личности учащегося, «личностный рост» учащегося, «развивающая помощь» педагога. Один из главных принципов образования оказание развивающей помощи, поддержки учащихся, через безусловную любовь, принятием ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Для этого «гуманистический» учитель должен обладать эмпатией, конгруэнтностью, и быть актуализирующейся и самоактуализирующейся личностью.

Под личностно-центрированным обучением, в узком смысле, следует понимать «значимое, осмысленное, переживаемое учение», в котором «целостный человек (со всеми его чувственными и когнитивными особенностями) погружается в учение как в некоторое событие». В широком понимании личностно-центрированное обучение - это обучение, которое представляет собой единство деятельности учителя («позволяет» ученику учится) и учащегося («осмысленно» учится), в результате которого изменяются опыт, установки, поведение и сама личность учащегося и педагога [12].

В понимании К. Роджерса «Образованным является только тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться; кто осознал, что безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добыть. Изменчивость, доверие к динамичному (а не статичному) знанию — вот единственная разумная цель образования в современном мире». Обучение он трактует как самостоятельную деятельность обучающегося, признают за ним ведущую роль в процессе обучения, обосновывают необходимость использования учащимися личного опыта в решении учебных и творческих задач и сохранения за ним свободы выбора форм деятельности[11].

Читайте также

Список литературы

  1. Мазалова, М. А. История педагогики и образования: конспекты лекций [Текст] / М. А. Мазалова, Т. В. Уракова. М. : Высшее образование, 2006. - 185 с.
  2. Квинтилиан, М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. [Текст] / Пер. с лат. А. Никольского. Ч. 1-2. СПб, 1834. Ч. 1. 486 с. Ч. 2. 522 с.
  3. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. [Текст] /Ж.-Ж. Руссо// Руссо, Ж.-Ж. Пед. соч: в 2-х т./Ж.-Ж. Руссо/под ред. Г. Н. Джибладзе. М. : Педагогика, 1981. - Т. 1. - 815 с.
  4. Фихте, И.Г. Сочинения в 2-х томах. [Текст] / И.Г. Фихте. – СПб., 1993.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. [Текст] / Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст. ст. Д.А.Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  6. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге [Текст] / М. Хайдеггер. – М. 1991.
  7. Монтессори, М. Дом ребенка. [Текст] /Метод научной педагогики. - Гомель, 1993. - 331 с.
  8. Джеймс У. Психология. [Текст] /М.: Дайджест, 1991.
  9. Маслоу А.Г. На подступах к Психологии Бытия [Текст] / пер. с англ. / под общ. ред. О. Чистякова. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер; М.: Смысл, 1997. -410с.
  10. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]/ А. Маслоу // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. 1991. - № 3.
  11. Роджерс, К.Р. Клиентоцентрированная терапия [Текст] / Пер. с англ. - М.: Рефел-бук, Киев: Ваклер-бук, 2007. - 322 с.
  12. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] /К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. -527 с.

Цитировать

Литвинова, Ж.Б. Теоретико-методологические аспекты становления концепции личностно-центрированного образования в философской и психолого-педагогической науке / Ж.Б. Литвинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2899 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться