Формирование ценностных ориентаций старшеклассников

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

Ключевые слова

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТИ

Текст научной работы

В условиях качественных изменений в нашем обществе встает проблема коренных изменений в системе воспитания и народного образования. Особого внимания в связи с этим заслуживает вопрос качественного улучшения воспитательной работы со школьниками, сердцевиной которой является выработка ими личностного мировоззрения. Под мировоззрением понимается «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также, основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».[1] Основным составляющим общего мировоззрения являются ценностные ориентации. При этом под ценностными ориентациями понимается «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров». [3] Однако если раньше проблема формирования мировоззрения сводилась к организации принятия субъектом государственной идеологии, то сейчас она трансформировалась в проблему выработки собственной системы ценностей и принципов их реализации в конкретных видах деятельности .

Как известно, юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом (А.А.Бодалев, Ю.М.Десятникова, И.В.Дубровина, Н.У.Заиченко, И.С.Кон, В.С.Мухина и др.) В отечественной и зарубежной психологии достаточно разработаны особенности структуры ценностных ориентаций различных групп молодёжи, дифференцированных по социальному, региональному, национальному, возрастному и ряду других признаков. Представляют интерес психологические исследования структуры и динамики ценностных ориентаций в юношеском возрасте в связи с характеристиками контактных групп и личностными особенностями. Однако, в исследовании ценностных ориентаций в юношеском возрасте, как правило не реализуется принцип системности, имеет место теоретическая и терминологическая запутанность, обусловленная спецификой различных исследовательских подходов.

Цель – выявить и научно обосновать условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

В зарубежной социологии проблемы ценностей и ценностных ориентаций, социокультурных установок личности и различных социальных групп рассматривались в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, М. Рокича, У. Томаса и других.

Среди отечественных ученых, разрабатывающих теорию ценностей, исследующих структуру и динамику трудовых ценностей, следует выделить труды Н. А. Журавлевой, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Лапина, Г. В. Осипова, И. М. Поповой, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова.

Сущность и природа ценностей молодого поколения, в частности процесс их формирования, рассматривались в работах З. Т. Голенковой, Ю. А. Зубок, В. Лукова, Ю. Лясниковой, В. С. Магуна, А. В. Петровой, Л. В. Рожковой, Е. Ю. Рудкевич, В. Е. Семенова, В. И. Чупрова и других.

Различные аспекты молодежной проблематики, такие как трудовое воспитание, ценностные ориентации, жизненные перспективы, профессиональные ориентации, нашли отражение в работах отечественных социологов: Ю. Р. Вишневского, М. К. Горшкова, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, Е. Л. Омельченко, Г. И. Осадчей, Т. Э. Петровой, И. А. Суриной.

Также теоретико-методологической базой являются основополагающие исследования по изучению ценностных ориентаций (А.Г. Асмолов, Ф. Б.Березин, Д.А. Леонтьев, , М. Рокич, Д.Н.Узнадзе), состава и структуры ценностных ориентаций личности (В.В. Гаврилюк, В.Краус, Д.А. Леонтьев, Т.А. Махрабян, Н.А. Трикоз, А.И. Яценко), динамики ценностных ориентаций (Л. И. Анцыферова, В. В. Собольников ,Д. Б. Эльконин,), проблем духовных ценностей (Т.Гоббс , И.Н.Ионов, А.С.Панарин), типов индивидуальной иерархии ценностей современных руководителей (С. Агафонов, В.В. Овчинников и К. Рихтер, В.Я. Цветов, А. А Радугин, К. А Радугин.) и т.д. [2]

В современных условиях необходимо психологическое сопровождение в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

Совершенствование образовательной деятельности в обозначенном направлении предполагает необходимость разрешения следующих противоречий :

  • несоответствие требований общества к человеку и его искажённое мировоззрение о себе, обществе, об отношении с природой;
  • несоответствие уровня психологической зрелости и требований которые предъявляет жизнь;
  • противоречие между требованиями формирования мировоззрения и неготовность педагогического работника к его формированию реализации в полной мере в его работе.[5]

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в подростковом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).[4]

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
  2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. -- 1984. -- Т. 5. -- № 5. -- С. 63-70.
  3. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.
  4. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский ИМ. Цен-ностные ориентации молодежи // Молодежь Рос-сии: тенденции, перспективы. М.: Молодая гвар-дия, 1993. С. 167-189.
  5. Козлов Н. Мудрость в повседневных контактах // Воспитание школьников - 1997 - 5 - с. 82-83

Цитировать

Тихонова, К.О. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников / К.О. Тихонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2970 (дата обращения: 28.03.2023).

Поделиться