Жизненные ценности современных подростков

NovaInfo 49, с.475-482, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 64
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются жизненные предпочтения современных детей и подростков.

Ключевые слова

ЦЕННОСТИ, УНИВЕРСАЛИЗМ, МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ДОСТИЖЕНИЯ, КОНФОРМНОСТЬ

Текст научной работы

Введение

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос связанный с поиском смысла жизни. В чем смысл жизни каждого конкретного человека? Что необходимо сделать, чтобы человеческая жизнь была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Как не ошибиться в выборе собственных ценностей? Вопросы, требующие ответа. Бесспорно, готовый ответ нам не даст никто, его мы обретаем сами, следуя по дороги жизни.

Тема данной статьи посвящена проблеме, связанной с выявлением психологических особенностей ценностей современных подростков.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что: выбранный для анализа возраст имеет колоссальное значение в становлении личности, а также ее дальнейшем развитии. Подростковый возраст – это переходный этап от детства к взрослости, где закладываются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье, социуму, закладываются основные ценностные предпочтения и т.д.

Ценности – это разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижение. (Ю.Волков, И Мостовая)

Анализируя литературу, освещающие вопросы жизненных ценностей, было замечено, что формирование ценностных ориентаций школьников недостаточно полно освещено в научных трудах. Это и определило проблему нашего исследования, связанную с необходимостью разработки теоретико-методиеской базы, направленной на осуществление принципов формирования жизненных предпочтений современных детей в условиях школьного образования. Следует заметить, что проблема актуальна по причине глобальных преобразований в данной сфере.

Объектом исследования были выбраны ценности современных подростков.

Предмет исследования: выявление различий в системе ценностей современных подростков в связи с половыми и возрастными особенностями.

Цель исследования: определить различия в содержании, структуре, количестве ценностей учащихся с учетом возрастных особенностей школьников, пола и образования (4-10 класс) испытуемых через психолингвистический анализ текста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогической литературу по названной теме;
  2. Исследовать различия в системе ценностных предпочтений современных подростков;
  3. Выявить особенности ценностей учащихся с учетом их возраста, пола и образования;

Гипотеза исследования состоят в следующем:

  • у современных подростков будут наблюдаться явные различия в ценностных ориентациях в связи с половыми и возрастными особенностями;

Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности, социального становления личности (Ананьев, Рубинштейн), теории педагогического и социально-педагогического сопровождения и поддержки детей (Соколова), психологические особенности подросткового возраста (Выготский, Божович, Титова).

В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретический анализ, тестирование (методика - ценностный опросник Шварца), контент-анализ текста, количественная и качественная обработка данных.

Эмпирическую базу исследования составили: учащиеся 4-10 классов МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля». Количество – 158 человек.

Новизну исследования можно определить следующим образом:

  • уточнение понимания сущности и содержания ценностных ориентаций современных подростков;
  • выявление особенностей ценностных предпочтений для детей разных возрастов;
  • установление характерных психологических особенностей письменных текстов у учащихся школы, а также выявление уровня взаимосвязи ценностных ориентаций с качеством речи и развернутостью мысли.

В современной науке расширяется поле исследований в междисциплинарной области – на грани лингвистики и психологии. В качестве прикладной сферы для этих двух наук выступает психолингвистика, разрабатывающая вопросы изучения письменного текста и создающая методы его психологического анализа [1, с. 24]. К числу наиболее разработанных и проверенных на практике психолингвистических методов относится качественно-количественный метод контент-анализа [12, с. 42].

Уникальным в своем роде материалом для исследования этой темы являются сочинения учащихся на тему: «Что я ценю в этой жизни». На основе контент-анализа было выделено 10 смысловых категорий:

  • Семья
  • Жизнь
  • Дружба/друзья
  • Учеба
  • Здоровье
  • Общечеловеческие качества (доброта, понимание, забота, терпимость, любовь и т.д.)
  • Люди
  • Вещи
  • Родина
  • Красота

Для построения иерархии ценностных ориентаций для школьников разных возрастов (4-10 класс), нами была использован методика – ценностный опросник (ЦО) Шварца.

Результаты, полученные с помощью методик Ш. Шварца и контент-анализа согласованы между собой. В различных группах испытуемых наблюдается преобладание ценности «семья», именно эта категория и занимает верхнюю часть рейтинга: «Я В..Матвей родился в 2004 году. Мне 10 лет. Я учусь в средней школе № 2, в 4 б классе. Для меня ценное в жизни – это моя семья. В семье меня учат любить, понимать окружающих, заботиться о близких, учат прощать обиды,хотя порой это бывает сделать очень сложно, уважать старших и быть воспитаным. Мои родные всегда поддержжат в трудную минуту… Мама и бабушка учат меня быть терпимее и добре. Я стараюсь их не огорчать и учусь быть хорошим человеком, ведь плохому моя семья меня точно не научит» (Матвей В., 4 класс) или 8 класс: «Для меня самым ценным в этой жизни является семья. «Почему?» – спросите вы. Я отвечу – «семья для меня нечто большее чем кров и питание, она дала мне жизнь, любовь, заботу! И продолжает давать это по сей день. Некоторые не ценят жизнь, как должны ценить ее все без исключения. Я считаю, что, наверное, нету человека у которого лишь одна ценность в жизни, это значит у меня их тоже несколько» (Виктория Г., 8 класс «наличие хороших и верных друзей»: «В этой жизни я ценю родных и друзей. Друзья играют в моей жизни большую роль. Часто помогают и выручают. С некоторыми я дружу с садика, с другими же познакомилась в школе. У нас много общего. Многое пережили, «великие» планы на будущее вместе с ними…» (Лина К., 9 класс), «жизнь»: «Самое ценное – это жизнь. Она дается только один раз. Прожить жизнь не поле перейти, поэтому ее нужно прожить так, чтобы, оглянувшись, осмотревшись назад проанализировав прожитые годы, ты смог увидеть свой труд, его значимость. Считаю, что подобный анализ следует делать на разных возрастных этапах, что-то переоценивать, что-то менять, что-то совершенствовать» (Алина А., 10 класс), «здоровье»: «Я ценю свое здоровье и здоровье своих близких. Стараюсь заботиться о нем» (Кристина, 6 класс). Анализ творческих работ учащихся позволил установить, что у ребят всех возрастов сформированы фундаментальные ценности для будущей взрослой жизни [15, с. 105]. Рейтинговые показатели установили, что нижняя часть остается для таких ценностей, как «безопасность», «конформность», «традиции», также следует заметить, что нижняя ступень охватывает и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»). Такие результаты ставят проблему в системе ценностей современной молодежи, поскольку в их сознании низкое значение отводится традициям, Родине, культуре, красоте. Так как, богатство общественной жизни государства отходит на задний план, то возникает закономерность, связанная с уделением должного внимания для формирования именно ценностей этой категории, которую еще можно сформировать и корректировать. Проводимое исследование в разных возрастных группах позволило заметить, что система ценностей не статична, а имеет подвижки, связанные с возрастом испытуемых. Наше исследование базировалась на учащихся 4-10 классов, а значит, формировать и закреплять ценностные ориентации еще не поздно.

По опроснику Шварца, с точки зрения половых различий [8, с. 96], самые высокие показатели у учащихся женского пола наблюдается по шкале - универсализм (73%) и достижения (73%), что позволяет судить о важности в жизни понимания, терпимости и защиты. Чуть ниже по значимости расположились такие ценности, как: конформность (66%) (основывается на сдержанности и предотвращении/побуждении, которые могут причинить вред окружающим); доброта (60%) и самостоятельность (60%), которая у них опирается на самостоятельности выбора и мышления подростков, активно проявляясь в творчестве и исследовательской деятельности.

Малозначимой ценностью является стимуляция (26%), что открыто демонстрирует нежелание доминировать над другими людьми. Чуть выше расположились такие ценности, как традиции (33%) и гедонизм (33%), но также являются малозначимыми в жизни учащихся женского пола.

Иначе произошло распределение ценностей у учащихся мужского пола, где универсализм (86 %) выступает главной ценностью. Далее по значимости выдвигаются достижение (73%), конформность (73%), самостоятельность (73%), что непосредственно связано с достижением личностного успеха, самостоятельностью в выборе действий. Подобные приоритеты говорят о том, что для мужского пола именно эти жизненные ценности в соответствии с социальными стандартами для них является главными и важными.

Безопасность (67%) и стабильность общества не менее важны для мальчиков всех возрастов. Невысокие показатели наблюдались по шкалам стимуляции (40%), доброта (47%), традиции (40%), гедонизм (47 %), что позволяет сделать вывод о стремлении мужского пола к повышению и сохранению благополучия близких и родных людей.

Власть как одна из значимых ценностей – 60% говорит о желании и стремлении проявлять доминирование над ресурсами и подчинении людей. Все это связано с обретением определенного статуса и престижа в социуме, как среди своих сверстников, так и в других социальных группах.

Проводя анализ возрастных предпочтений ценностей, мы можем наблюдать следующее: для младшего школьного возраста важно проявление доброты, как в семье, так и от окружающих людей, быть самостоятельным в своем выборе и поступках. В более старшем возрасте категория «семья» не теряет своей актуальности, где также ценится добро, забота, терпимость, а значит с возрастом ценности «семьи», как ячейки общество все более сознательно закладывается в сознании подростков. Кроме этого, важным для учащихся 5-7 классов становится и «достижения», и «самостоятельность», и «безопасность». Категория «власти» приобретает особое значение у учащихся 7 классов, как проявление переходного возраста и возможность самоутверждения среди сверстников. Ни в одной возрастной группе больше «власть» не является доминирующим компонентом. У более старших школьников вперед выдвигаются «стимуляции», «достижения», все больше вопросов, связанных с выбором будущей профессии, а значит о возвышении ценности «учебы», как возможной перспективы реализации своих жизненных планов и занятия достойного места в социуме.

Возвращаясь к поставленной проблеме – определения ценностных ориентаций современных подростков, сделаем следующие выводы:

  1. Семья», «жизнь», «доброта», «достижения» и «самостоятельность» - вот преобладающие ценности для испытуемых. Подобные доминанты ценностей позволяют нам говорить об устойчивой ориентации современных подростков на личные отношения, настоящую любовь, искреннюю доброту, верную дружбу, а значит, молодежь стоит на верном пути и имеет прочные задатки для формирования гуманного высоконравственного общественного сознания.
  2. Мотивационные типы (по концепции Шварца должны составлять взаимодополняющие пары) пар не образуют.
  3. Те ценности, которые относятся Шварцем к выражающим интересы группы, а именно такие ценности, как «традиции» и «конформность», у учащихся 4-10 классов представлены как малозначимые.
  4. Традиции», «Родина» - ценности, которые имеют хоть какую-то долю значимости только в индивидуальных случаях, в большинстве для всех возрастных групп они не представляют никакого интереса, что говорит о несформированности или слабо сформированной гражданско-патриотической позиции. Такая проблема ставит ряд вопросов, связанных с формированием и утверждением гражданской идентичности: чувства долга и ответственности перед обществом, защита своих прав и интересов и т.д.

Заключение

Результаты эмпирического исследования выявили различие в выборе ценностных ориентаций среди группы учащихся разных возрастов. Следует заметить, что формирование ценностей у подростков может осуществляться и в рамках образовательной деятельности.

На сегодняшний день в системе образования наблюдаются колоссальные изменения, связанные с переходом образовательных учреждений на стандарты второго поколения (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности на основе универсальных учебных действий (УУД). В качестве методических рекомендаций, формирующих УУД, предлагаем на уроках и внеурочной деятельности использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Задания такого типа имеют учебное и жизненное обоснование, самое главное, что КОЗ не вызывают у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Важным компонент, влияющий на формирование системы ценностей современных подростков в рамках учебной и внеучебной деятельности учащихся является такой вид работы, как проект. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения определенных целей. С нашей точки зрения целесообразным является применения проектной деятельности в образовательных учреждениях (такая форма работы все более прочно входит в образовательную сферу и может стать одной из форм экзаменационного испытания).

Проектная деятельность в рамках образовательного процесса помогает формировать интересы, склонности личности к познавательной деятельности, развивает творческие способности, развивает эстетические способности, раскрывает мироощущение, создает мотивацию достижения успеха, а также дает возможность обогащения опыта, самореализации учащихся в той или иной деятельности.

Данные результаты показывают наличие патриотической, эстетической, лингвистической проблемы, имеющей место в современной социокультурной реальности, так как многие современные подростки не видят и не хотят видеть красоту окружающей действительности, не ценят его многообразие, соответственно не осознают значимость Родины и говорит о неразвитости чувства патриотизма, что требует педагогического решения в первую очередь в отношении содержания гуманитарных дисциплин современного школьного образования.

Приложение 1

Компетентностно – ориентированное задание по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.

Стимул:

Урок закончился, а спор не унимается. Два твоих одноклассника Артем и Влад не могут решить спор: можно ли считать Петра Гринева героя произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина «недорослем». Ты решил им помочь. Но оказалось это не так-то просто. Чтобы разрешить спор вы обращаетесь за помощью к учителю литературы. Учитель выслушав спорящие стороны посоветовал всем перечитать конкретные главы романа и ответить на следующие вопросы:

  1. Кто и чему учил Петрушу?
  2. Что умеет и знает Петр Гринев?

Ответив на эти вопросы, ты сможешь примирить спорящих одноклассников.

Задачная формулировка: в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затронут вопрос о воспитании и образовании Петра Гринева. Охарактеризуйте этот вопрос.

*К какому типу людей Вы можете отнести себя? Обоснуйте свой ответ и аргументируйте его.

Использование КОЗ на литературе позволяет решить следующие задачи:

  • мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;
  • создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);
  • понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;
  • формировать нравственного человека с устоявшимися мировоззренческими установками.

Читайте также

Список литературы

  1. Brinker, K. Linguistiche Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe and Methoden / K. Brinker. - Berlin. : Erich Schmidt, 1992.
  2. Drucker P. The age of social Transformation // Quality digest. Seattle, 1995.- April. P. 34 - 40.
  3. Аверьянов, Л.Я. Контент-анализ, 2007 г. - URL: www.i-u.ru/biblio
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ISBN 5-94723-045-3
  6. Васильев, Л.Г. Текст и его понимание / Л.Г. Васильев. - Тверь гос. ун-т. - Тверь : ТГУ, 1991. - 67с
  7. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. — М.: Смысл, МГППУ, 2003.
  8. Горошко Е.И. Сборник статей: Гендерная проблематика в языкознании. Лингвистика интернета: формирование дисциплинарной парадигмы. (интернет сборник статей http://www.twirpx.com/file/341443/)
  9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984. -268 с.
  10. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин. гос. ун-т. - Калинин, 1988. - 95 с
  11. Замалетдинов И.С., Богдашевский Р.Б. Использование речевых показателей в оценке индивидуальных особенностей личности // Речь, эмоции и личность: проблемы и перспективы. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 101- 105.
  12. Калмыкова, Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 3. С. 28-41
  13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценности личности: концепция и методическое руководство. - Спб.: Речь, 2004.
  14. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети//Языковое сознание: формирование и функционирование. URL: http://www.ilingan.ru/library/psylingva/sborniki/Book1998/index.htm
  15. Кустарева В.А. Построение детских сочинений // Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. - с. 68-89.
  16. Электронные ресурсы:
  17. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998. С. 29http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru-001.htm
  18. Rokeach M. The nature of human values. N.-Y., 1973. https://books.google.com.ua/books/about/The_nature_of_human_values.htm

Цитировать

Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 49. — С. 475-482. — URL: https://novainfo.ru/article/7332 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться