Научная картина мира в системе знания

№52-1,

философские науки

Статья посвящена раскрытию содержания понятия «научная картина мира». В статье особое внимание уделяется понятию «философская картина мира».

Похожие материалы

Научная картина мира – представляет собой целостную систему представлений об всеобщих свойствах и закономерностях объективной реальности, сконструированная как результат обобщения и синтеза достижений современной науки. В философии науки встречаются понятия «научная картина мира», «общенаучная картина мира», «локальная картина мира», «физическая картина мира», «астрономическая картина мира», «биологическая картина мира» и т.п. В конце прошлого и в начале этого столетия понятие «картина мира» стал модным термином, который нередко употреблялось совершенно не к месту. Так, в научной электронной библиотеке eLIBRARE помещены сотни статей на эту тему, в которых упоминаются даже такие, как «фразеологическая картина мира», «цветовая картина мира», «музыкальная картина мира» и т.п. Нам представляется, что прав профессор Р.Ю. Рахматуллин, который в своих работах утверждает, что картина мира является мировоззренческим видом знания и представляет собой предметную сторону мировоззрения. Так, если мировоззрение является религиозным, то его предметной стороной является религиозная картина мира, а если мы имеем дело с научным мировоззрением, то его предметной стороной является научная картина мира. Так как нет фразеологического мировоззрения, то нет и фразеологической картины мира [1; 2]. О том, что картина мира представляет собой вид мировоззренческого знания пишут и профессора Р.Х. Лукманова и А.И. Столетов [3; 4].

Как правило в общей научной картине мира главное место занимает та область научного знания, которая в этот момент занимает лидирующее положение в системе наук. Такая же картина наблюдается в области религии: если, к примеру о картине мира пишут исламские богословы, то их онтологические представления центрированы кораническими идеями. Если же, например, мы имеем дело с онтологией томизма, то главное место в представленной ими религиозной картины мира занимают библейские идеи [5]. В современной общенаучной картине мира главное место занимают физические знания. Что же касается таких локальных (специальных) картин мира, как физическая, химическая, биологическая и т.п., то в их содержание входят не только физические, химические, биологические знания. По сути, правильней было бы говорить о картине мира определенного физика, а не вообще о физической картины мира. Почему? Потому что картина мира А.Эйнштейна заметно отличается от картины мира И. Ньютона, а картина мира В. Гейзенберга отличается от картины мира Эйнштейна. И в картинах мира этих физиков присутствуют не только физические знания, но и другие, включая даже религиозные и политические.

Нередко можно встретить утверждение, что самой развитой системой знания является философская картина мира. Мы сомневаемся в этом. Во-первых, о какой философской картине мира говорят сторонники этого утверждения: о марксистской, позитивистской, персоналистской, структуралистской? Ведь натурфилософская картина мира Ф. Энгельса очень сильно отличается от религиозно-философской картины мира Ж. Маритена. Видимо, здесь тоже нужно говорить о картине мира отдельного философа, а не философской картине мира вообще. И почему картина мира отдельного кандидата философских наук Ивана Тряпкина является более высокой формой научного знания, чем физическая картина мира Нильса Бора?

Существует еще один контртезис по поводу существования философской картины мира. Дело в том, что философские знания в том или ином виде входят содержание научной картины мира. Они выполняют в картине мира структурирующую функцию, организуя ее содержание в целостную систему [6]. Главными элементами содержания научной картины мира являются особого рода образы, являющиеся результатом онтологизации научно-теоретического знания. Механизм такой онтологизации подробно рассмотрен в работах Р.Ю. Рахматуллина [7; 8]. Эти онтологизированные образы являются формой синтеза теоретического знания с чувственным опытом человека. Такая их особенность позволяет им выполнять герменевтическую функцию в системе научного знания [9; 10; 11].

Важно заметить и то, что в научную картину мира входят не только конкретно-научные и философские знания, но идеалы и нормы научного исследования. На наш взгляд, они, как и философские знания, выполняют в картине мира структурирующую функцию, являясь своеобразной формой нормативного знания.

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Картина мира и мировоззрение // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 632-635.
  3. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Об особенностях философского знания // О вечном и преходящем. Сборник научных статей. Уфа, 2012. С. 27-36.
  4. Столетов А.И. Об особенностях генезиса индивидуального мировоззрения // О вечном и преходящем. Сборник научных статей. Уфа, 2015. С. 26-31.
  5. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2 (38). С. 166-168.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Онтологизация как компонент научного познания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1 (50). С. 160-162.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-2 (53). С. 163-165.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
  10. Семенова Э.Р., Хамзина Д.З. Образные представления в научной коммуникации // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 504-507.
  11. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Место образа в научном познании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (69). С. 132-134.