Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров (региональный аспект)

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

В статье описываются основные трудности и проблемы системы профессиональной подготовки кадров региона, предлагаются принципы и направления совершенствования развития профессионального образования.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Текст научной работы

В современном мире образование играет ключевую роль в развитии экономики на национальном и региональном уровнях и является одним из главных компонентов благополучия. Форсированное техническое перевооружение, которое сейчас необходимо в России, потребует квалифицированных, энергичных кадров, которые будут тиражировать инновации, создавать инновационно-восприимчивую среду. Социально-экономическое развитие региона в современных условиях модернизации экономики во многом определяется уровнем обеспечения промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

Состояние трудового потенциала, являющегося частью человеческого капитала, в нашей стране не адекватно вызовам современного этапа ее экономического развития. Ухудшается качество профессионального образования, профессионально-квалификационная структура во многих случаях не соответствует потребностям производства. А из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. В связи с этим остро встает проблема подготовки необходимых специалистов в системе профессионального образования.

Система профессионального образования традиционно включает в себя три основных звена: систему начального профессионального образования; систему среднего профессионального образования; систему высшего профессионального образования. Наряду с традиционными формами в последнее время становятся все более актуальными новые формы получения профессионального образования - послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовка специалистов, корпоративное обучение и др.

В основу региональной системы обеспечения качества профессионального образования на всех уровнях должны быть положены следующие принципы:

  • ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон (обучающихся, образовательных учреждений, общества, государства, потенциальных работодателей);
  • развитие социального партнерства (взаимовыгодное сотрудничество, построенное на доверии, обмене знаниями и интеграции с партнерами);
  • непрерывное обучение, инновации и совершенствование образовательного процесса;
  • управление качеством образования, основанное на информации, фактах и процессах;
  • системный подход к управлению образованием;
  • ответственность перед обществом.

Развитие системы профессионального образования в регионе предполагает:

  • создание оптимальной системы профессионального образования на основе постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда и ее последующая коррекция с учётом требований государственных и международных образовательных стандартов;
  • повышение конкурентоспособности, профессиональной и социальной мобильности выпускников на рынке труда;
  • повышение качества профессионального образования за счёт создания эффективной системы управления, развития и внедрения новых технологий обучения, усиления практической направленности и совершенствования содержания образования, повышения профессионализма научно-педагогических, инженерно-педагогических кадров;
  • развитие системы социального партнерства в области образования, воспитания и молодёжной политики;
  • формирование информационно-технологической инфрастуктуры региональной системы профессионального образования и интеграция ее в единое образовательно-информационное пространство России;
  • сохранение и развитие системы социальной защиты работников и обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования с учётом современных тенденций развития профессионального образования и региональных особенностей.

Достижение вышеобозначенных условий возможно только на основе комплексной системы мер межведомственного характера. Основными направлениями развития региональной системы профессионального образования являются:

  1. Повышение качества профессионального образования.
  2. Развитие единого информационно-образовательного пространства на основе современных информационных технологий.
  3. Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования.

Качество образования - интегральное свойство, обуславливающее способность педагогической системы удовлетворять существующие и потенциальные потребности личности, общества и государства. Анализируя качество профессионального образования, следует учитывать, что это системное понятие, включающее следующие компоненты: качество субъекта оказания образовательных услуг - педагогического персонала; качество объекта оказания образовательных услуг - абитуриентов и студентов; качество процесса оказания образовательных услуг – образовательные программы, технологии и научно-методическое и техническое обеспечение, нравственная и психологическая атмосфера; качество внутренних и внешних условий, отношений с внешней социальной средой; качество управления образовательным учреждением. Оценка качества образования предполагает оценку шести основных составляющих: качества образовательной среды, качества результата, качества преподавания, качества содержания, удовлетворённости субъектов образовательного процесса, качества образовательных технологий.

Одним из магистральных направлений повышения качества профессионального образования является широкое использование в учебном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Интенсивное развитие данных технологий и информатизация становятся важными факторами повышения качества профессионального образования в регионе. Компьютеризация профессионального образования расширяет возможности использования современных информационных технологий и ресурсов в учебных целях, повышает эффективность самостоятельной работы, стимулирует интеллектуальное творчество и профессиональное мастерство, способствует формированию и закреплению общенаучных и специальных знаний, профессиональных умений и навыков обучающихся. Вместе с тем, очевидна недостаточная развитость региональных информационных и телекоммуникационных сетей. Большинство малых городов и поселков России имеют слабо развитую информационную инфраструктуру и, как следствие, более низкий уровень образования и информационной культуры населения. Недостаток компьютерной техники, программно-технических средств, отсутствие развитой региональной сети электронных библиотечно-информационных ресурсов, электронных архивов данных, нехватка и недостаточный в целом уровень подготовки специалистов, обеспечивающих внедрение и сопровождение современных информационных и телекоммуникационных технологий в учреждениях профессионального образования ограничивают доступ преподавателей и учащихся к информационным ресурсам.

Для развития единого информационно-образовательного пространства региона необходимо: оснащение учреждений профессионального образования и органов управления образованием современными средствами вычислительной техники и телекоммуникации; разработка и внедрение электронных учебников, учебно-методических комплексов и других учебных материалов, а также электронных средств информационно-технологической поддержки учебного процесса; создание единой региональной системы непрерывной многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, административно-управленческого персоналов учреждений профессионального образования и библиотечных работников в целях оперативного и эффективного внедрения в учебный процесс новейших информационных и телекоммуникационных технологий; формирование на базе Интернет-технологий новых видов региональных информационных ресурсов (областного депозитария электронных учебников и учебно-методических материалов, областного образовательного портала); создание региональной системы централизованного мониторинга качества и сертификации информационных ресурсов; разработка интегрированной в национальное и международное образовательное пространство региональной системы технологических стандартов форм представления данных и обмена данными.

Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего, высшего профессионального образования должна включать комплекс мер по предоставлению социальных гарантий и льгот, направленных на поддержание уровня жизни и стандартов потребления, соответствующих современных требованиям. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации ключевыми проблемами социального характера работников сферы образования и науки являются неудовлетворительная, низкая оплата труда, невозможность разрешения жилищных проблем, слабая обеспеченность медицинскими услугами, низкая доступность санаторно-курортного лечения, разрушение социально-бытовой инфраструктуры учреждений профессионального образования. Между тем, учеными установлено, что соотношение заработной платы занятых в сфере образования, науки и научного обслуживания к средней заработной плате по экономике в целом должно быть не ниже уровня 1,25:1.

На наш взгляд, значительное место в политике стимулирования развития профессиональной подготовки должно отводится вопросам формирования системы помощи детям и молодежи, живущим в малообеспеченных семьях, особенно на селе, и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов молодого поколения. Как известно, молодежь является важнейшим ресурсом для формирования экономики нового типа, основанной на знаниях. Именно она, как было выяснено в ходе исследований, обладает более высоким уровнем адаптивности к рыночной экономике, проявляет более высокую социальную мобильность и гибкость, готовность к развитию своего «человеческого» капитала, склонность полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха. Поэтому необходимо создать условия для обеспечения возможности овладения новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы, помочь в трудоустройстве, улучшении жилищных условий и т.д. Социальная помощь должна носить целевой адресный характер. В качестве поощрительных мер для студентов, отличившихся в учёбе, науке, творчестве, спорте можно использовать выплаты дополнительных стипендий, например губернаторских стипендий победителям Всероссийских и международных олимпиад, путевки в оздоровительные учреждения и т.д. Малообеспеченные студенты должны получать, например, бесплатные продуктовые наборы, денежную компенсацию за оплату проезда в общественном городском транспорте и т.д. Молодые специалисты, которые устраиваются на работу в сельские образовательные учреждения, должны получать «подъёмные», а решившие трудиться преподавателями – надбавки к зарплате в течение первых лет. Большое внимание должно уделяться организации лечения и отдыха обучающихся.

Развитие системы профессионального образования в условиях формирования инновационной экономики России требует принципиального изменения образовательной политики перехода к опережающему образованию. По мнению ряда ученых, необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, несмотря на то, что сегодня для них в стране или в регионе может не оказаться работы. В условиях развала большинства высокотехнологичных предприятий в стране есть два пути. Первый – опустить уровень образования до потребностей нынешней деградирующей экономики сырьевой направленности. Второй – готовить специалистов для высокотехнологичной отечественной экономики, рассчитывая на то, что часть этих людей ее и создаст. Инновационное развитие связано с выбором второго пути. Поэтому развитие системы профессиональной подготовки кадров должно быть подчинёно единой концепции социально и профессионально ориентированной молодёжной политики, государственной поддержки талантливой молодёжи и всех форм научно-технического творчества студентов, аспирантов и докторантов высшей школы.

Решение экономических проблем в инновационном секторе экономики зависит, прежде всего, от людей-профессионалов, использующих бизнес-стратегии, от наличия инновационно-образовательной среды, устойчивой, самоподдерживающейся и восприимчивой к нововведениям и их коммерциализации. Это требует подготовки молодых специалистов нового типа, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности. Необходимы также инфраструктура, механизмы и методики генерации такого рода специалистов, изменение шкалы ценностей, установок, а также существенной организационной поддержки этой работы со стороны государства, региональных властей и со стороны бизнеса.

Как и в другие исторические эпохи, когда многое необходимо строить заново, востребованными оказываются «новые люди», подготовку которых берут на себя передовые высшие учебные заведения определенного типа, как, например, Эколь-нормаль в годы Великой Французской революции, Московский университет во времена екатерининских реформ, Московских физтех в период создания ракетно-ядерного щита и др. Люди нового типа должны уметь творчески мыслить и иметь другие ценностные ориентации.

Опыт промышленно-развитых стран показывает, что задачу подготовки современных кадров позволяет решить кооперация учебных заведений и промышленных компаний. Это включает в себя открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Крайне важным представляется инициатива ряда ВУЗов выявить инновационные потребности на региональном уровне и готовить специалистов, ориентированных на их выполнение.

Для организации более тесного сотрудничества учреждений образования и предприятий реального сектора в целях подготовки специалистов нужной квалификации необходимо:

  1. Создание системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, объединений работодателей, бизнес-структур с государственными и частными образовательными учреждениями.
  2. Систематическое проведение мониторинга кадровых потребностей, рейтингование образовательных учреждений, учебных центров, бизнес-школ и учебно-тренинговых программ.
  3. Определение потребностей компаний в развитии компетенций ключевых специалистов и управленческих кадров.
  4. Формирование системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.
  5. Предъявление ведущим образовательным учреждениям, учебным центрам и бизнес-школам потребностей и требований к профессиональному образованию и бизнес-обучению.
  6. Апробирование и разработка современных российских методик, тренингов, программ с участием специалистов высокого уровня.
  7. Организация и проведение специализированных учебно-тренинговых бизнес-программ.
  8. Вовлечение в совершенствование профессиональной подготовки кадров регионального бизнеса.
  9. Изучение российского и зарубежного опыта и экспертиза практических ситуаций по реформированию бизнес-процессов, определению компаниями стратегических позиций, конкурентному прорыву в глобальной экономике.

Координация усилий, активное сотрудничество вузов с промышленностью, совместная работа с органами исполнительной и законодательной власти позволят преодолеть те трудности, с которыми сталкивается сейчас система профессиональной подготовки кадров региона.

Читайте также

Список литературы

  1. Кабаева А.А., Лескина О.Н. Вопросы кадрового обеспечения экономики региона (на примере Пензенской области) // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - ч.14
  2. Лебедева Н., Татарко А. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. С.25
  3. Лескина О.Н. Проблемы и перспективы развития человеческого интеллектуального капитала российского общества// Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России. Посвящается 95-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации/ под общ. ред. В.В. Бондаренко, В.А. Дресвянникова, О.В. Лосевой. – Пенза: Издательство ПГУ, 2013
  4. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы и проблемы их воспроизводства в современной России// Предпринимательство и инновации: региональные приоритеты и перспективы развития: сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Алтайского края. – Барнаул: Изд-во «АЗБУКА», 2013
  5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика – XXI, 2005.
  6. Харин А. А., Майборода В.П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. htttp:// www.itbu.ru
  7. Ясин Е. Модернизация и общество.// Вопросы экономики. 2007. № 5. С.4-29

Цитировать

Лескина, О.Н. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров (региональный аспект) / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2995 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться