Приоритеты молодежной политики в современной России

NovaInfo 30
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье дается обзор приоритетных направлений государственной молодежной политики в духе формирования ценностей среднего класса и задач расширения его численности в стране.

Ключевые слова

СРЕДНИЙ КЛАСС, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, МОЛОДЕЖЬ

Текст научной работы

В условиях модернизации экономики России, растущих требований к человеческому ресурсу государственная молодежная политика является инструментом развития и преобразования страны. В «Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. N 1760-р (с изменениями на 16.07.2009 г.) отмечено, что государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

В отечественной практике государственная молодежная политики ориентирована преимущественно на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в т.ч. на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. По нашему мнению, молодежная политика должна являться важнейшей частью осуществления политики формирования и расширения численности среднего класса в стране [4]. Средний класс занимает особое место в социальной структуре общества. Он не просто является срединным слоем населения, а служит основой социально-экономического развития и стабильности в стране, выполняя функции массового потребителя, основного налогоплательщика, значимого инвестора, субъекта предпринимательской деятельности и высокой инновационной активности, воспроизводящего и распространяющего знания, информацию, идеи ценности образования в обществе.

В средний класс входят образованные, обладающие высокой квалификацией, экономически самостоятельные и мобильные люди, с устойчивыми и значительными по размерам доходами, владеющие собственностью. В развитых странах к среднему классу традиционно относятся квалифицированные работники, интеллигенция, управляющие среднего и низшего звена, представители мелкого бизнеса, часть фермерства. Средний класс в развитых странах достигает 60-80% от общей численности населения. В нашей стране численность среднего класса на протяжении последних лет остается практически неизменной, и по западным критериям составляет не более 6-8% населения! Проблема формирования многочисленного среднего класса входит в ряд первостепенных задач «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.».

Молодежь, как наиболее перспективный социально-демографический ресурс, должна занять достойное место в социальной структуре российского общества и пополнить ряды среднего класса. Для этого необходимо сформировать определенную молодежную политику и претворить ее в жизнь в жизнь органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, неправительственных организаций, учебных заведений, отдельных юридических лиц [5, С.56-58]. В современной России необходимо реализовать следующие приоритетные направления молодежной политики в сферах: образования, профориентационной подготовки, социальной защиты, обеспечения жилищных условий, духовно-нравственного воспитания.

В условиях современной России расходы по образованию в большей и большей степени начинают перекладываться на население, что приводит к распространению его недоступности для граждан. Если в 1990 г. образование всех ступеней было бесплатным, то в 2008 г. уже 38% молодежи, получающей образование, начиная с общего среднего и заканчивая наиболее высокими его ступенями, целиком или частично возмещали затраты на обучение. Причем в 2000-2005 гг. 25-33% желающих обучаться хотели бы, но не имели возможности приобрести профессиональное образование из-за недостатка финансовых средств. Доля тех, для кого высшее профессиональное образование является недоступным по материальным причинам, растет (особенно эта тенденция касается молодежи из неполных и многодетных семей). Это свидетельствует о том, что в России сложилась система, стратифицирующая доступность образования и тем самым усиливающая социальное расслоение общества [2, c.26].

В то же время молодежь является важнейшим ресурсом для формирования экономики нового типа, основанной на знаниях. Именно она обладает более высоким уровнем адаптивности к рынку, проявляет более высокую социальную мобильность и гибкость, готовность к развитию своего «человеческого» капитала, склонность полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха [6]. Поэтому необходимо обеспечить возможность для молодежи овладеть новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы. В качестве поощрительных мер для студентов, отличившихся в учёбе, науке, творчестве, спорте можно использовать выплаты дополнительных стипендий, например губернаторских, путевки в оздоровительные учреждения и т.д.

Для молодежи, получившей достаточный уровень образования, необходимо продумать систему поддержки и трудовой адаптации на рабочем месте. Например, для молодых специалистов, устраивающихся на работу в сельские образовательные, медицинские учреждения, должны выплачиваться «подъёмные», надбавки к зарплате в течение первых лет. Можно вспомнить успешный опыт времен бывшего СССР, где проблемы трудовой адаптации молодежи реально учитывались в комплексе краткосрочных и долгосрочных мер по реализации принципа всеобщей занятости. В советское время на предприятиях строго регламентировались численность и профессионально-квалификационный состав работников по возрасту. Для обеспечения занятости молодежи применялось целевое бронирование рабочих мест и централизованное распределение выпускников учебных заведений по различным предприятиям и учреждениям.

За последнее время в России наметилась тенденция к увеличению доли молодых людей, не намеренных продолжать учебу после окончания школы и выходящих непосредственно на рынок труда. По экспертным оценкам их численность варьируется от 1,5 до 2 млн. чел. Их характеризуют низкий образовательный и профессиональный уровень, отсутствие четкого представления о будущей специальности, неустойчивость жизненной ориентации [3, c.19].

Профориентационное направление молодежной политики должно создавать условия для успешного самоопределения людей в жизни, в выборе будущей профессии, сферы деятельности. Профориентация молодежи должна включать систему конкретных мер, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии, содержать профинформирование, профконсультирование и профотбор [1]. Для повышения эффективности молодежной политики занятости следует прибегнуть к использованию экономических стимулов, в т.ч. налоговых льгот, увеличивающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству молодых людей, их профессиональном обучении и переподготовке и проч. [3, c.23].

В социальной поддержке молодежи, на наш взгляд, значительное место должно отводится вопросам формирования системы помощи детям и молодым людям, живущим в бедных и малообеспеченных семьях, особенно на селе, и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов молодого поколения. Социальная помощь должна носить целевой адресный характер. Малообеспеченные студенты должны, например, получать бесплатные продуктовые наборы, денежную компенсацию за оплату проезда в общественном городском транспорте и т.д. Большое внимание должно уделяться организации лечения и отдыха молодежи, т.к. ухудшение здоровья молодого поколения отрицательно скажется и на ее будущем потомстве, что приведет к дальнейшему ухудшению качества национального человеческого капитала.

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед обществом в целом и молодежью, в частности, является обеспечение жильем. Несмотря на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен на жилье и арендной платы. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются также недоступными для большинства молодых людей в России. Решать данную проблему следует путем осуществления различных форм поддержки молодежи в приобретении жилья (жилищные сертификаты, сниженные ставки по ипотечным кредитам для молодых специалистов и проч.).

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения должно осуществляться в духе ценностей среднего класса, среди основных жизненных приоритетов которого выделяют: обучение на протяжении всей жизни, постоянное повышение квалификации, позволяющие среднему классу всегда быть востребованными на рынке труда; работу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться в жизни; создание материальной основы жизнеобеспечения своей семьи в виде собственного бизнеса, получения стабильной заработной платы, обеспечивающей достойный уровень потребления, недвижимости, акций.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Поэтому она является значимым социальным ресурсом не только для пополнения среднего класса, а также для выполнения стратегических задач модернизации экономики России. Требуется системное вовлечение молодежи в общественную жизнь страны, развитие навыков ее самостоятельной жизнедеятельности, информирования всех молодых людей о возможностях их развития, что позволит полнее реализовать потенциал молодого поколения.

Читайте также

Список литературы

  1. Антипьев А. Профориентация молодежи: сегодня и завтра// Человек и труд. – 2012. – № 7
  2. Бобков В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России.// РЭЖ. – 2012. – №2.
  3. Дунаева Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость российской моло-дежи – стратегическая проблема// Человек и труд. – 2010. – №2
  4. Лескина О.Н. Средний класс как фактор устойчивости социально-экономической системы// диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Тамбов., ТГУ им. Г.Р.Державина, 2005
  5. Лескина О.Н. Социально-экономические условия и государственная политика формирования среднего класса в России// В мире научных открытий. –2010. –№1-2.
  6. Смердов Г.В. Молодежь как социальный ресурс среднего класса в усло-виях реформирования российского общества. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.

Цитировать

Лескина, О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2994 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться