Актуальность развития менеджеров в организации

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается актуальность развития менеджеров в нутри организации.

Ключевые слова

УМЕНИЯ, ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕНЕДЖЕР

Текст научной работы

Социально-экономическое реформирование образования на рубеже третьего тысячелетия обусловлено программами выхода России из кризиса, связанного с глобальными проблемами современного мира. В настоящее время человек нередко оказывается не готовым к тому, чтобы выдержать нравственно-психологические нагрузки современной жизни и оказывать им достойное сопротивление. Это обуславливает опасность дегуманизации человеческих взаимоотношений. В связи с этим современное образование вынуждено учитывать данную ситуацию и в соответствии с ней изменять содержание, формы и методы педагогической деятельности, прежде всего, ориентируясь на идеи уважения к самостоятельности подрастающего человека и задачу формирования у него способности самостоятельно осуществлять свои жизненные, в том числе и профессиональные планы. В этой связи можно говорить о различных вариантах самоопределения человека: жизненное, личностное, социальное, профессиональное.

Профессиональная ориентация опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Постепенная профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Человек становится профессионалом не сразу, а проходит на этом пути определенные этапы, при этом в профессиональной жизни человека может быть возврат на более ранние этапы. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на составляющие. Одна из возможных группировок фаз жизненного пути профессионала представлена Е.А.Климовым, А.К.Марковой. Так, выделяются фазы: оптанта, адепта, адаптации, интернала, мастерства, авторитета, наставничества. Фаза адепта характеризуется тем, что человек уже стал на путь приверженности к профессии и осваивает ее на определенном уровне. На этой фазе происходят существенные изменения самосознания, направленности личности. При этом наблюдаются свои специфические кризисы развития, обуславливающие потребность личности в психологической и педагогической поддержке. Воспитание человека самостоятельно мыслящего, способного принимать ответственные решения о выборе или перемене профессии, возможно при развитии рефлективности, как системообразующего фактора профессионально-личностного самоопределения и творческого самосовершенствования.

Значимым является внутреннее обоснование человеком выбора содержания и профиля своего общего и профессионального образования и самообразования, не менее ценны поиск и личностная оценка собственного жизненного, в том числе профессионального опыта. Рефлексия - необходимое основание профессионального и в целом жизненного творчества, начинающегося, как уже говорилось, с сомнения в сущем и поиске нового. Динамика профессиональной рефлексии заключается в том, что по мере того, как человек движется в своем личностном и профессиональном развитии, последовательно обогащаются возможности, изменяются конкретные задачи, на решение которых рефлексия направлена.

Возьмём профессию менеджера ((от англ. manage «управлять») или управляющий, руководитель — наёмный работник, занятый управлением на определённом участке производства или сферы услуг.). В соответствии с исследованием, для того чтобы понять какие требования предъявляются к профессии менеджер, была проанализирована литература по данной проблематике, в том числе, государственный стандарт, что позволило с определенной долей вероятности сделать предположение о личностных и профессиональных качествах, необходимых учащимся, для того, чтобы овладеть данной профессией и стать в будущем высоко квалифицированными менеджерами.

Среди требований к уровню подготовки менеджеров можно выделить общие и профессиональные, среди которых: способность к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики; умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии; способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; готовность к кооперации и другие.

Менеджер должен также обладать и следующими знаниями и умениями: знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; знать условия формирования личности, ее свободы; иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической само регуляции.

Менеджер - человек, профессионально осуществляющий функцию управления в рыночной системе отношений. Эффективность управления начинается с малого - умения осознавать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и красиво жить.

Менеджеру необходимо уметь понимать природу управленческих процессов, уметь распределять ответственность по уровням управления, знать экономику и маркетинг, информационную технологию, уметь планировать и прогнозировать развитие деятельности своей фирмы. Не менее важно быть специалистом по работе с людьми: уметь строить взаимоотношения с подчиненными, между фирмой и клиентами, с другими фирмами, уметь принимать решения в сложных, изменчивых ситуациях, ясно и доходчиво излагать свои мысли.

Менеджеру необходимо думать о своих индивидуальных возможностях, адекватно оценивать себя и свое поведение; быть способным к личностному росту и рефлексии, обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура менеджера включает три необходимых элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться с людьми и регулировать свое поведение.

Для каждого менеджера важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы, что можно достичь путем изучения различных психолого-педагогических дисциплин, систематического рефлексирования и применения полученных знаний в практической деятельности.

Таким образом, в различной литературе по менеджменту, выделяя качества, составляющие содержание модели, косвенно подчеркивается необходимость формирования способности к профессиональной рефлексии у специалистов управленцев.

Естественно, что жизненный путь профессионала-менеджера начинается уже на этапе пропедевтической подготовки и важно знать характерологические особенности специалиста данного профиля, которые составляют содержание модели. Профессиональная направленность предполагает положительное отношение менеджера к собственной профессии, понимание сущности и социальной значимости профессии, ее особенностей; наличие осознанных мотивов осуществления профессиональной деятельности, стремление к достижению высоких результатов; способность анализировать социально значимые процессы, знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде и трудовой деятельности; положительное и уважительное отношение к представителям других культур, национальностей, социальных общностей, их образу жизни, традициям и обычаям.

Профессиональная компетентность отражает знание менеджером современных управленческих подходов; умение формировать эффективные рабочие группы; умение разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на фирме, и взаимодействии последних с внешней средой; умение обобщать и анализировать разнообразный опыт (как положительный, так и отрицательный); умение учиться на ошибках и стремление к обновлению знаний; навыки системного решения проблем; знание культурных и национальных особенностей своего народа и других людей; умение адаптироваться к деловой культуре компаний, в том числе зарубежных; знание иностранных языков и информационных технологий.

Профессионально и социально значимые качества включают коммуникабельность; лидерские установки и амбиции (ориентация на карьеру); готовность работать в большой команде; социальную открытость, мобильность, гибкость; умение контролировать проявление своих эмоциональных реакций; терпимое и уважительное отношение к представителям других социокультурных групп; готовность и способность идти на компромисс; способность убеждать другого и «переубеждаться» самому; широкий кругозор и системное нестандартное мышление; разумную систему личных ценностей; четкие личные цели; изобретательность и способность к инновациям.

Формирование трудового потенциала менеджера - сложный, длительный, но индивидуальный процесс, ибо каждый человек проходит неповторимо самобытный путь познания и опыта.

Это формирование происходит в рамках профессиональной деятельности в контексте взаимоотношений в обществе и результативности труда; В социальном поведении вне организации деятельность можно рассматривать как систему действий (материального и идеального порядка) субъекта, направленных на достижение определенных целей. выступает уровень совести, организованности и ответственности, порой невозможно измерить, зафиксировать и учесть до возникновения соответствующих реальных ситуаций, в которых он проявляется, а также социальную сферу, где, как правило, выделяют макро-и микроуровне, а также систему ценностных ориентаций.

Профессиональный рост происходит в процессе жизни, с помощью особых методов, позволяющих учиться, делать выводы, адаптироваться, то бы то развивать личные качества, потенциальные возможности так, чтобы они соответствовали новым требованиям Человек развивается не только в результате того, что стремится приобрести новые знания и навыки посредством образования и профессиональной подготовки, обучения, но и в значительной степени потому, что у человека как у личности появляется больше уверенности в себе, понимание сущности своей деятельности, места и роли в жизни.

Проблемы развития образования менеджеров оказались в фокусе внимания мировой научной общественности. Основные цели и определяемые ими функции образования менеджеров сводятся к удовлетворению потребностей личности, общества, экономики:

  • личности – в самосовершенствовании
  • общества – в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности - экономики – в подготовке компетентного, эффективного работника.

Конечной целью образования менеджеров является развитие личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни.

В связи с этим с этим внутрифирменное обучение как особая схема организации подготовки менеджеров в настоящее время является актуальным вопросом. Развитие персонала посредством обучения является одним из важнейших факторов успешной деятельности организации. Обучение менеджеров является одной из проблем современной России. В связи с существенными изменениями во всех сферах жизни и динамичным ростом объема и сложности, необходимых для профессиональной деятельности знаний и умений, совершенствование процесса обучения становится поистине центральным пунктом реализации намеченных реформ. Однако процесс этот до сих пор явно недостаточно обеспечен дидактически и методически. Прежде всего, это подтверждается весьма ощутимым дефицитом эффективных технологий обучения, ориентированных на данную аудиторию.

Читайте также

Цитировать

Жигунова, А.С. Актуальность развития менеджеров в организации / А.С. Жигунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3012 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться