Деятельность как психологическая категория

№60-1,

Психологические науки

В данной статье рассматривается феномен деятельности с позиции психологической науки.

Похожие материалы

Человек по своей природе активен. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека, глубины ума, чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность-категория социальная. Животным доступна жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя среди всего живого, из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Если поведение животных целиком определяется непосредственным окружением, то активность человека уже с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями общества. Этот тип настолько специфичен, что для него в психологии употребляется особый термин – деятельность.

Первая специфическая особенность деятельности - содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Если потребность в качестве мотива дает толчок к деятельности, стимулируют ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, требованиями и опытом. Так, мотивом, который заставляет человека работать, может быть и потребность в пище. Содержание его деятельности определяется не потребностью, как таковой, а целью–изготовлением определенного продукта.

Таким образом, первое: порождаясь потребностью как источником активности она управляется осознаваемой целью как регулятором активности. 2. Чтобы деятельность была успешной, психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определяться ими (а не потребностями организма, способы достижения поставленной цели). 3. Деятельность должна обладать способностью управлять поведением человека так, чтобы реализовать эти целенаправленные действия, а именно стимулировать и поддерживать активность, которая сама по себе немедленно не удовлетворяет возникшие потребности, т.е. не сопровождается непосредственным подкреплением. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов. Таким образом, деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Деятельность–это совокупность действий и движений, направленных на удовлетворение потребностей и интересов человека.

Следовательно, для того, чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности – ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации - могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут осознаваться не полностью и даже неверно. Например: дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть, а младший школьник – мотивы своей учебной деятельности.

Каков бы ни был этот уровень осознанности деятельности сознание цели всегда остается необходимым ее признаком. Человек выступает как личность, движимая определенными мотивами, и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достичь личность в результате деятельности.

С.Л. Рубинштейн (1935) о единстве сознания и деятельности писал: «Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое, не тождество, но единство». П.А. Рудик деятельность определял через действия: «Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворения его потребностей и интересов». Такое понимание этой категории не учитывает специфики умственных действий и деятельности. А.Н. Леонтьев понимает деятельность иначе: «Мы называем деятельностью не всякий процесс – пишет он. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребностей». Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется, и проявляется в ее деятельности.

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Анализ структуры деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый их результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует (обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудач.

Выше изложенное определение о деятельности этими учеными психологами сводятся к трем основным принципам.

Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный российскими психологами обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты, или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника.

Другим важнейшим принципом психологической теории деятельности является принцип деятельностного опосредствования, введенный в психологию А.В. Петровским. Этот принцип означает, что содержание деятельности опосредует все психические процессы и состояния личности. Выражается это в особенностях взаимоотношений человека с другими людьми, в его поведении и поступках.

Отечественная психология исходит из принципа единства деятельности и общения, рассматривая общения как особый вид человеческой деятельности, целью которого является взаимопонимание людей, взаимодействие, объединение усилий в коллективном труде. Таким образом, деятельность неразрывно связана с познанием и волей, активностью, действиями, потребностями, опирается на них и невозможна без познавательных и волевых процессов. И чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выяснить ряд ключевых вопросов, таких как, активности, потребности, мотивы, цели, действия и т.д.

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность. Активность- это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние, нужда живого существа в чем-либо или ком-либо. Активность человека проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. В потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности. Активности человека и источник этой активности - человеческие потребности формируются в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Активность различается по сфере формирования. Так, выделяется внутренняя, или внутриличностная активность, направленная на преобразования самого субъекта, и внешняя или межличностная, активность, направленная на преобразование окружающего мира и людей. Степень внешней активности во многом определяется потребностями в общении и наличием общих целей деятельности.

По своему носителю (или источнику) активность делится на: общественную, коллективную (или групповую) и личную (или индивидуальную). Общественная активность включает в себя коллективную и личную активность и реализуется в общественной деятельности людей в рамках общественных организаций.

Различают также психическую и социальную активность личности. Психическая активность личности проявляется в динамике и интенсивности поведения, мышления, эмоций, в волевой активности, работоспособности, состоянии психического и физического здоровье человека.

Психическая активность имеет и неосознаваемый уровень (например, активность реакций человека в зависимости от свойств его темперамента и нервной системы. Социальная активность личности – более высокий уровень активности – корректируется и направляется целями созидательной деятельности прежде всего трудом.

Социальная активность – высший вид активности выражается в действиях субъекта как члена общественной организации, партии, государства.

Потребности человека имеют и общественный и личный характер.

  1. Для удовлетворения потребностей, которые носят узколичный характер (например, связанных с пищей), используются результаты общественного разделения труда (хлеб попадает на стол как овеществленный результат трудовых усилий многих людей);
  2. Для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях (человек нуждается в тарелке, ноже, вилке, мясо нужно приготовить и т.д.).
  3. Множество потребностей человека выражает не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, в котором живет человек – потребности коллектива приобретают характер личных потребностей человека.

Потребности различают по происхождению и предмету.

По своему происхождению потребности бывают естественными и культурными. Естественные потребности – в пище, питье, во сне, в защите от холода, жары и т.д. По своей психологической сущности естественные потребности человека отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное, претерпевают изменение и сами потребности, которые переживаются самим человеком.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни целиком лежат в границах человеческой истории.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, предметах быта и т.д.); в духовных –зависимость от продуктов общественного сознания. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи (книги, газеты, краски и т.д.), которыми являются, в свою очередь, предметом духовных потребностей.

Итак, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – может быть материальной, либо духовной по предмету.

Список литературы

  1. Дянкова Г.Х. Словесная деятельность и «Магическое если» в риторической подготовке студентов по профессиональному направлению «Педагогика» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 4. С. 75-82.
  2. Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Педагогика и психология образования. 2013. №3. С. 95-106.
  3. Кабанов Ю. Н., Чухрова М. Г. Педагогическая концепция спортивно-ориентированной деятельности как социальнокультурного феномена // Мир науки, культуры, образования. 2010. №6-1. С.214-218.
  4. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-pomogayuschey-deyatelnosti#ixzz4ZF4ZBpGu
  5. Носкова О. Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. №3. С. 104-121. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskaya-teoriya-deyatelnosti-i-problemy-psihologii-truda#ixzz4ZF5thsec
  6. Панферов В.Н. Объективация психических явлений // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. №2. С.76-87.
  7. Сабанин П.В. РОЛЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Наука. Мысль. 2014. № 7. С. 43-51.
  8. Чудакова В.П. Психологическая готовность к инновационной деятельности как фактор конкурентоспособности личности в быстро изменяющихся условиях // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. С. 94-105.
  9. Урусова Е.А. Актуальные проблемы психологии в свете идей В. И. Вернадского // ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2013 Труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. 2014. С. 390-392.