Общение как межличностное взаимодействие

№60-2,

психологические науки

В данной статье рассматривается психологическая природа общения, его место в межличностном взаимодействии.

Похожие материалы

Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием и т.д., люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до сих пор не понимал. Цели общения отражают потребности людей в процессе совместной деятельности. Это не исключает случаев пустой болтовни, так называемого фатического общения (лат. сл.– глупый), бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения. Если же общение не является фатическим, оно обязательно имеет, во всяком случае, предполагает некоторый результат – изменение поведения в деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение В, вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм –принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и проступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного им чужого поведения.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» обобщающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, по возрасту, положению в семье и т.д.). Каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения.

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевых конфликты (отец – учитель, педагог в школе, дома проявляет слабость; педагог в доме ученика – гость, с другой стороны как педагог обязан поговорить с родителями).

Взаимодействие людей, выполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или нет, человек, на окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другие ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом. Бестактность-это деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Межличностные конфликты, истоки и пути преодоления

Нельзя представить себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается различия в позициях, задачах, целях, это иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт. В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия, и расхождения личностно-прагматических интересов. В том случае, если во взаимодействии людей осуществляющих хорошо организованную совместную деятельность, преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт не ведет, как правило, к разрыву межличностных отношений.

В то же время противоречия в сфере личностно-прагматических интересов легко переходят в неприязнь и вражду. Отсутствие общего дела ставит людей, преследующих свои узколичные цели, в ситуации конференции, где выигрыш одного означает проигрыш другого. Это не может не обострять межличностные отношения.

Причиной возникновения конфликтов являются также непреодолимые смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер – в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия (например, общение взрослых и детей: «проблема отцов и детей».). Путь - научить детей пользоваться языком взрослых детей и научить взрослых понимать язык детей). Взрослому следует попытаться проникнуть в глубинный личностный смысл ребенка. Важную роль при этом имеет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, идентифицироваться с ним.

Особая форма общения людей, дружба, это устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением с друг другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Общение как понимание друг друга

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точного «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий. В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, стереотипизация.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта, в ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. (студент, увидев абитуриентов, сдающих экзамен, он реконструирует их душевное состояние, вспоминает и свое состояние в процессе поступления в институт).

Однако субъекту общения важно не только со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать, и понимать его самого.

Осознание субъектом итого, как он воспринимается партнером по общению называется рефлексией. Понять другого означает осознать его отношение к себе как субъекту восприятия. Следовательно, восприятие человека человеком может уподобиться удвоенному зеркальному отражению.

В повседневной жизни, как правило, человек не имеет полной информации о другом человеке, это вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название казуальной атрибутики (лат. сл.-причина, атрибутио –придаю, наделяю) или причинной интерпретации. Казуальная атрибутика, как правило, осуществляется неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком.

Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда без основания) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип - это сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Например, при восприятии незнакомого человека большую роль играет та изначальная информация, которую получил субъект восприятия. Эксперимент, проведенный американскими психологами: преподавателям вуза раздали 400 личных дел студентов, дать характеристику на студентов. Все дела после эксперимента можно было разделить на две группы: часть из них получила положительные характеристики, часть - отрицательные. На самом деле всем были розданы одно и то же дело. Но 200 личных дел содержали фото симпатичного, серьезного, вдумчивого молодого человека, 200 –фото малопривлекательного, несерьезного человека. На ответы оказала воздействие фотография. Хотя никто не просил оценивать внешность студентам, но именно внешность имела значение на ответы.

Таким образом, существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация, которую человек получает об объекте восприятия.

Список литературы

  1. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 47-58.
  2. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Майерс Г.Н. Межличностное общение как база формирования межкультурного общения // Сборник научных трудов, посвященных юбилею члена-корреспондента Российской академии образования и Российской академии словесности, доктора филологических наук, профессора Ольги Даниловны Митрофановой Тула, 2010. С. 42-47.
  3. Лепнева С.Д., Алещанова И.В. Барьеры общения в межличностном общении // Городу Камышину - творческую молодежь Материалы IV региональной научно-практической студенческой конференции. 2010. С. 63-65.
  4. Махаева А.К. Текст как единица общения и обучения опосредованному межкультурному общению // Молодой ученый. 2010. №1-2-2. С. 88-92.
  5. Муталимова А.М. Основные подходы рассмотрения общения и феномена затрудненного общения в зарубежных концепциях // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения к 120-ти летию Л.С. Выготского: материалы 5-ой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 187-193.
  6. Семенова Л.Э. Социальная психология: Учебно-методическое пособие. Саратов: Вузовское образование, 2015. 123 с.
  7. Собирова Д.А., Саидназарова Г. Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №5. С. 59-65.
  8. Старостина Н.В. Сущностная характеристика понятий «Общение» и «Педагогическое общение» // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 7. С. 237-241.
  9. Трунова О.В., Бубнова И.А. Грани и границы межкультурного общения международный семинар «Язык, литература, культура как грани межкультурного общения» // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2015. № 3 (11). С. 85-100.
  10. Тюрина Е.С., Нугаева О.Г. Общение, межличностное общение, межличностные отношения // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы межрегиональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. С. 55-58.
  11. Файзиева У.А., Хикимова М.Т. Условия эффективности педагогического общения // Наука. Мысль. 2015. №1. С. 19-22.
  12. Шадричева А.И. Особенности межличностной аттракции в юношеском возрасте // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 1. С. 88-95.