Научно-практические рекомендации для родителей по регуляции взаимоотношений с подростками

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье поднимается проблема взаимоотношений родителей с подростками

Ключевые слова

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОДРОСТКИ, ПРОБЛЕМЫ

Текст научной работы

Воспитание подростка – сложный процесс. Подросток - формирующаяся личность. Б.Г. Ананьев приводит возрастную периодизацию, принятую «на одном из международных симпозиумов»: с 13 до 16 лет у мальчиков, с 12 до 15 лет у девочек [1 с. 125]. Реальный мир отражается в его сознании неполно и противоречиво. Сложные жизненные ситуации, в которые он попадает, вызывают различное отношение к людям, их деятельности, самому себе. В поведении подростка неизбежны, естественны ошибки, неудачи, упущения, трудности. Они проявляются в результате педагогических ошибок родителей, неумения учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков, предвидеть и проектировать развитие своего ребёнка, что часто ведёт к резким переходам от одного стиля воспитания к другому. Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом, по мнению Р. Бернса, одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции» ребенка. Например, если родители постоянно напоминают сыну о его безответственности, то, вероятнее всего, он так и будет воспринимать себя. Подобным же образом ребенок будет высоко оценивать свои способности, если услышит лестный отзыв [3, с. 324].

Причины подростковой преступности могут быть обусловлены целым рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.

Корыстные мотивы носят незавершённый детский характер. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, желание приключений и острых ощущений. На незрелость мотиваций указывает и тот факт, что большая часть правонарушений носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определённость. Подростков интересуют в основном предметы молодёжной моды: радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, деньги, оружие.

Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида – потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие – типично подростковая мотивация. Зачастую такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Наиболее общими личностными характеристиками несовершеннолетних правонарушителей можно назвать следующие: деформация нравственных и правовых ориентаций и установок, смещение ценностей в сторону сиюминутных удовольствий; в эмоционально-волевой сфере – ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность. При этом отсутствие волевых качеств констатируется в 15-25% случаев, е если всё-таки волевые усилия и проявляются, то чаще всего бывает выражена их отрицательная направленность; отягощённость нервно-психическими аномалиями, причём в 85% случаев они приобретаются вследствие неблагоприятный условий жизни и воспитания; пониженная самооценка; высокая склонность к риску.

С точки зрения выраженность и направленности волевых качеств, условно можно выделить три типа подростков-правонарушителей: подростки с сильной волей, способные организаторы; подростки с проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами: активные участники подготовки и совершения преступлений; слабовольные подростки, которых втягивают в совершение правонарушений другие лица.

Подростки становятся грубыми, чтобы:

  1. Получить недостающее им внимание родителей –неважно, положительное или отрицательное.
    • В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.
    • В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам этого внимания, и у ребёнка в силу инфантилизма возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.
  2. Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью, самоутвердиться и уважать себя.

Подростки становятся трудными в результате того, что:

  1. Родители всё свободное время и силы посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования и единственным «светом в окошке».
  2. Родители не уделяют достаточно времени ребёнку, общению с ним, беседам и воспитанию. Они «содержат» и «питают» его; в семье царят холодновато – вежливые отношения, чувства и эмоции не принято проявлять открыто.
  3. Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.
  4. Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.

Подростки становятся трудными, потому что:

  1. Воспитывая детей, родители нарушают главные правила и принципы воспитания.
  2. В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.
  3. Родители пренебрегают воспитанием как таковым, и только «содержат» и «кормят» ребёнка, наивно надеясь. Что его воспитает «школа», «жизнь», «государство»…

Подростки становятся «трудными», после того как:

  1. Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет нормального с ним общения.
  2. Ребёнок растёт в «одинокой» семье: «только с папой», «только с мамой», «только с бабушкой» и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов, мужчин и женщин.

Важными являются возрастные и половые различия в проявлении тех или иных трудностей поведения. В частности, не всем родителям известно, что в процессе развития детской психики существуют три пика агрессивности и упрямства, которые совпадают с периодами возрастных кризисов: от 2-х до 4-х лет, от 7 до 8 лет и от 14 до 17 лет. На девочек воспитательное давление намного меньше, чем на мальчиков, но нервная система мальчиков наиболее, уязвима, они больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки, для них особенно опасна изоляция отцов от воспитания. Если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически беспомощным, нерешительным, боящимся жизни. Девочки, наоборот, становятся всё более агрессивными и драчливыми. У них развиваются традиционно считающиеся мужскими черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить другими детьми. Г. Крайг пишет о том, что часто трудно точно определить начало и конец подросткового возраста. Ребенок иногда начинает действовать как подросток, еще до того как происходят соответствующие физиологические изменения. Показателем наступления взрослости Г. Крайг считает эмоциональную зрелость [2 с. 355]. Первые интенсивные эмоциональные стимулы предоставляет ребёнку его мать (раннее детство), роль отца осознаётся им в более позднем возрасте (подростковый возраст). Мать, как правило, является основным объектом привязанности, которая затем распространяется на отца и на других родственников. Доказано, что чем благополучнее отношения между ребёнком и матерью, тем прочнее связь между ребёнком и другими объектами привязанности и меньше его стремление к другим социальным контактам. Таким образом, именно отношение матери к своему ребёнку создаёт у него ощущение защищённости и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с другими лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей от окружающей среды.

Что делать родителям?

  • Помните ли Вы себя в подростковом возрасте? Вспомните, каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир! -Вспомните, как много делали просто «назло» в отместку постоянным наставлениям матери, отца, учителей.
  • Вам казалось, что вас никто –никто не понимает. Забывая о том, какими были мы сами, с какими проблемами сталкивались и как остро всё переживали, мы не сможем понять собственных детей.
  • В подростковом возрасте нашим детям понимание нужно как никогда..
  • Разберитесь с правами и обязанностями.
  • Ваш контроль преподносите как заботу.
  • Не критикуйте подростка в присутствии других.
  • Не бойтесь признаваться в своих ошибках.
  • Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение с ребёнком.
  • В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего.
  • Обязательно обсуждайте с детьми актуальные темы.
  • Старайтесь смотреть на мир с его позиции.
  • Поддерживайте ровные отношения с его друзьями.
  • Пусть они приходят в Ваш дом, только Вы сможете как то влиять на происходящее.
  • Учите собственным примером.
  • Сотрудничайте с учителями.
  • Выход из этой ситуации для родителей –не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае.
  • Разговаривайте с подростком о наркотиках. Доверяйте своему ребёнку.
  • Не оскорбляйте ребёнка недоверием.
  • Постарайтесь терпимо относиться к отрицанию. Отрицание это не всегда плохо. Любой подросток, выражает собственное «Я». Очень хорошо, если у подростка не будет сомнений, что Вы понимаете, что с ним происходит.

Приведем пример программы по коррекции поведения подростков. В домашних условиях родитель с ребенком может провести подобное занятие. Можно использовать для работы такие темы занятий:

I часть: Самопознание

  • Занятие 1. Общение в жизни человека
  • Занятие 2. Зачем нужно знать себя?
  • Занятие 3. Я глазами других
  • Занятие 4. Самооценка
  • Занятие 5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
  • Занятие 6. Ярмарка достоинств
  • Занятие 7. Ищу друга

II часть: Позитивное общение

  • Занятие 8. Почему люди ссорятся?
  • Занятие 9. Барьеры общения
  • Занятие 10. Предотвращение конфликтов
  • Занятие 11. Учимся слушать друг друга
  • Занятие 12. Уверенное и неуверенное поведение
  • Занятие 13. Нужна ли агрессия?

III часть: Проблемы общения

  • Занятие 14. Пойми меня
  • Занятие 15. Мои проблемы
  • Занятие 16. Обиды
  • Занятие 17. Критика
  • Занятие 18. Комплименты или лесть?
  • Занятие 19. Груз привычек
  • Занятие 20. Азбука перемен
  • Занятие 21. Вежливость

Например тема занятия: почему люди ссорятся?

Цели: Познакомить ребенка с понятием «конфликт». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Ход занятия

Родитель. Подумай над вопросом: «Почему люди ссорятся?» Запиши свои ответы в тетрадь. А теперь давай их обсудим. Все варианты ответов родитель для себя: Люди не понимают друг друга. Не владеют своими эмоциями. Не принимают чужого мнения. Не считаются с правами других. Пытаются во всем доминировать. Не умеют слушать других. Хотят умышленно обидеть друг друга.

Родитель. Мы уже раньше обсуждали с тобой, как важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние.

Игра «Разожми кулак»

Родитель. я сжимаю руку в кулак, а ты стараешься разжать его (нельзя причинять боль). Затем мы поменяемся ролями.

Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьбы, хитрость.

Игра «Толкалки без слов»

Родитель. Мы с тобой свободно двигаемся по комнате, касаемся друг друга, толкаемся, щиплемся, но не разговариваем.

Затем обсуждаем впечатления от игры.

Игра «Да и нет»

Родитель. Каждый из нас выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это слово. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.

После всех игр проводится обмен мнениями: Какие ты испытывал эмоции? Было ли ощущение напряжения и раздражения? Ощущал ли ты предконфликтную ситуацию? Что помогло избежать конфликта?

Обучение выходу из конфликта

Прежде чем обучать ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить ему возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как он выходит из конфликтов. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь. Выслушать спокойно все претензии партнера. На агрессивность партнера не реагировать: сдерживать свои эмоции и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое. Попытаться заставить партнера говорить конкретно (называть только факты) и без отрицательных эмоций. Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику. Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Анализ занятия

Родитель задает следующие вопросы для обсуждения: Можно ли постоянно контролировать свое состояние? Как ты думаешь, сможешь ты достойно выходить из конфликтных ситуаций? Что для тебя было самым трудным на занятии?

Читайте также

Список литературы

  1. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа – 1984 г. – 540 с.
  2. Крайг Г., Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», – 2000. – 752 с.
  3. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, – 2003. – 544 с.

Цитировать

Паршикова, Л.В. Научно-практические рекомендации для родителей по регуляции взаимоотношений с подростками / Л.В. Паршикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3048 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться