Об использовании case-систем в высшем образовании

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы использования CASE-систем в высших учебных заведениях, а также особенности разработанной автором клиент-серверной CASE-системы для автоматизации работы преподавателей.

Ключевые слова

ТЕСТИРОВАНИЕ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, CASE-СИСТЕМА, ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Текст научной работы

Значительную часть рабочего времени преподавателей высших учебных заведений занимают различные виды учебной и учебно-методической работы, что включает в себя проведение аудиторных занятий, осуществление различных форм контроля над успеваемостью обучающихся и заполнение отчетности (зачетных и экзаменационных ведомостей, ведомостей рейтинга и т.д.).

Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет сократить долю ручного труда преподавателей за счет введения в рабочий процесс различных прикладных программ и программных комплексов, использующих современные технологии обучения. Создание информационной образовательной среды в целом сводится к подготовке и упорядочиванию комплекса разнообразных материалов, которые составляют так называемый «кейс» (от англ. case — чемодан) [1]. Этот подход применим и к разработке систем, позволяющих осуществить все сказанное выше, так называемых CASE-систем.

CASE-систему можно определить, как набор CASE-средств, которые имеют определенное функциональное предназначение и выполнены в рамках единого программного продукта. CASE-средства представляют собой программы, поддерживающие процесс создания информационных систем, такие как проектирование приложений и базы данных, генерация кода, тестирование, управление конфигурацией и пр.

В большинстве случаев CASE-системы для автоматизации работы преподавателей призваны:

  • эффективно управлять деятельностью преподавателей и обучаемых;
  • рационально сочетать разные технологии представления материала;
  • снизить долю ручного труда преподавателей в результате внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, а также автоматизации вывода различных отчетов.

Рассмотрим особенности разработанной автором CASE-системы для автоматизации работы преподавателей высших учебных заведений [2].

Принцип работы CASE-системы основан на архитектуре «клиент-сервер», при которой база данных (БД) размещается на компьютере-сервере и называется также удалённой базой данных. Приложение, которое осуществляет работу с БД, находится на клиентском компьютере.

Отличительной особенностью CASE-системы является организация работы по принципу "все в одном", обеспечивающим:

  • безопасную переносимость системы с одного компьютера на другой;
  • возможность создания сервера на любом компьютере в локальной сети;
  • доступ к статистике и рейтингу обучаемых без подключения к сети.

Серверное приложение CASE-системы предназначено для:

  • разработки электронных учебных пособий по различным дисциплинам;
  • создания аттестационных тестовых заданий 5 различных типов;
  • организации локального и удаленного (дистанционного) тестирования;
  • ведения учета деятельности обучаемых и групп обучаемых;
  • генерирования разнообразных отчетов с использованием шаблонов.

В состав серверного приложения CASE-системы, помимо блока настройки и администрирования, входят следующие основные модули: редактор структуры, редактор тестов и редактор отчетов.

Блок настройки и администрирования CASE-системы предназначен для:

  • регистрации обучаемых и групп обучаемых, настройки их прав доступа;
  • установления связей между учебными дисциплинами и обучаемыми;
  • гибкой настройки баллов рейтинга по учебным дисциплинам;
  • организации удаленного тестирования по интернету или локальной сети.

Редактор структуры предназначен для разработки структур электронных учебных пособий, содержащих конспекты лекций, контрольные вопросы, тесты, методические пособия, справочники и т.д. в удобном для пользователей формате.

Особенностью редактора структуры является графическое изображение структуры электронного пособия в виде схемы, пример которой приведен на рис. 1 [3].

Пример структуры электронного пособия в редакторе CASE-системы
Рисунок 1. Пример структуры электронного пособия в редакторе CASE-системы

Принцип работы редактора структуры основан на редактировании проектных файлов, содержащих информацию о порядке расположения узлов и подузлов структуры электронных учебных пособий и их параметры.

Редактор тестов CASE-системы, как следует из названия, предназначен для создания тестов по различным учебным дисциплинам. Редактор поддерживает создание вопросов следующих типов:

  • 1 из N — тип вопросов, когда тестируемому предлагается выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных. Такой тип вопросов является наиболее распространенным;
  • M из N — тип вопросов, в которых в отличие от типа 1 из N предлагается выбрать несколько вариантов ответа;
  • открытый вопрос — ответы на данный тип вопросов предлагается вводить с клавиатуры в специальное поле ввода;
  • вопрос на соответствие — тестируемому в качестве ответа предлагается установить соответствие между двумя (левым и правым) столбцами значений;
  • хронологический вопрос — тестируемому предлагается упорядочить (т. е. расположить в определенном порядке) список ответов.

Редактор тестов CASE-системы имеет следующие особенности:

  • оценка за тест имеет гибкую систему настроек, позволяющую адекватно оценивать тестируемого [4];
  • возможность задать ограничение по времени, как на отдельный вопрос, так и на тест в целом;
  • возможность установки различных вариантов выдачи вопросов в момент проведения тестирования (например, случайным образом).

Редактор отчетов позволяет создавать различные виды отчетов (зачетные и экзаменационные ведомости, рейтинговые ведомости и т.п.) на базе шаблонов, разработанных в формате файлов Microsoft Excel. Редактор имеет гибкую систему настроек и предустановленный набор шаблонов, что дает возможность пользователю без особого труда создавать отчеты практически любой сложности.

Клиентское приложение разработанной автором CASE-системы в исходном виде представляет собой открытую программную среду с возможностью:

  • подключения электронных учебных пособий, разработанных в серверном приложении CASE-системы;
  • проведения локального (т.е. без подключения к серверу) и дистанционного тестирования с оценкой и детальным разбором результатов;
  • выдачи информации (статистики) о результатах деятельности обучаемых.

Принцип работы приложения-клиента CASE-системы основан на работе с локальными и удаленными файлами, входящими в состав различных учебных пособий, а также с таблицами баз данных сервера.

Локальные материалы учебных дисциплин (конспект лекций, задания для практических и лабораторных работ, учебные и учебно-методические пособия и т.п.) располагаются на клиентском компьютере, для доступа к ним нет необходимости в подключении к серверному приложению. Локальные материалы представляют собой файлы, входящие в состав структуры конкретной учебной дисциплины, в удобном для пользователей формате.

Удаленные материалы представляют собой файлы тестов, расположенные на компьютере-сервере, для доступа к ним необходимо подключение к серверу, которое устанавливается автоматически при выборе учебной дисциплины.

Таким образом, разработанная автором CASE-система для автоматизации учебно-методической работы преподавателей позволяет не только снизить долю ручного труда, повысить уровень усвоения учебных материалов обучаемыми в результате использования разных мультимедийных технологий его представления, но и осуществить гибкую оценку знаний, а также предоставить широкие возможности для проведения аттестации, что позволяет более эффективно управлять деятельностью преподавателей и обучаемых и обучаемых в условиях рейтинговой системы обучения.

Для того чтобы получить бесплатную демонстрационную версию описанной в статье CASE-системы, необходимо отправить письмо с запросом на электронный адрес автора.

Читайте также

Список литературы

  1. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008. 320 с.
  2. Антипин А.Ф. Система автоматизированной разработки учебно-методических комплексов на основе многомерных логических регуляторов // Программные продукты и системы. 2011. №2. С. 119–122.
  3. Антипин А.Ф. Организация эффективной работы преподавателей в условиях рейтинговой системы обучения // Прикладная информатика. 2014. № 3. С. 48–59.
  4. Антипин А.Ф., Антипина Е.В. Применение интеллектуальных технологий для анализа многомерных данных // Молодой ученый. 2014. №19. С. 172–175.
  5. Антипин А.Ф. Способ построения многомерных систем управления с компенсацией взаимного влияния контуров регулирования // Молодой ученый. 2014. №18. С. 220–224.

Цитировать

Антипин, А.Ф. Об использовании case-систем в высшем образовании / А.Ф. Антипин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3071 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться