Местное сообщество школы как социальная общность

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется роль внешней социальной среды общеобразовательных учреждений в современных условиях. С социологической точки зрения раскрывается содержание термина "местное сообщество школы". Охарактеризованы признаки, на основе которых возникает и функционирует местное сообщество школы как социальная общность.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО, СООБЩЕСТВО, ОБЩИНА, ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Текст научной работы

В последнее время активизировалось внимание исследователей к проблемам местного сообщества. Многие ученые признают значимость и его исключительную ценность. Оно способствует формированию таких качеств, как солидарность, взаимное доверие, обязательства, общность интересов. Однако чаще всего исследователи обращают внимание на политические, управленческие, правовые аспекты местного сообщества в контексте местного самоуправления. В сфере образования проводят теоретический и практический анализ учащихся как социальной общности, учителей как профессиональной общности, местному сообществу же не проявляют такого интереса. Обуславливается лишь необходимость изучения данного феномена.

Местные жители являются институциональной средой школы, они задают тон ее деятельности. Сообщество является «поставщиком» учащихся, заказчиком на образовательные услуги и одним из ресурсов ее развития. В новых условиях государственного финансирования, конкурентной борьбы за учащихся, партнерскую помощь предприятий школам необходимо сплоченное, активное, самоорганизующееся сообщество.

Начиная с ХІХ века, термин «сообщество» в западной литературе означал в большей степени «надежду и желание создать более тесные, близкие и гармоничные связи между людьми». Социологические словари определяют термин «сообщество» как объединение индивидов, имеющих общие цели. Сообщество здесь выступает более организованным, упорядоченным явлением по сравнению с тем, каким является население, проживающее рядом с конкретной школой.

В работе Ф. Тѐнниса «Общность (сообщество, община) и общество» описываются два типа социального устройства [2]. Все типы связей, в которых преобладают сущностная воля, привычка, чувства, родство, Тѐннис называет общностью (сообществом, общиной), а все те, которые формируются посредством избирательной воли, рационального смысла, рыночных отношений, – обществом.

Очевидно, что семью, соседство можно назвать такими «чистыми» общностями, они и формируют первичные стереотипы человека. Более дальние, лишенные чувств отношения несут в себе черты того типа объединения, которое Тѐннис назвал обществом. Здесь былые общинные отношения утрачивают свой характер, они уже не являются родственными, естественными, а приобретают «механический» характер.

На первый план выходит сфера услуг, удовлетворяющая потребности членов сообщества.

Однако, несмотря на изменения, которые претерпела община, она по-прежнему играет значительную роль в повседневной жизни человека. Каждый человек воспитывается и становится членом общества в рамках той или иной общности. Она оказывает ему большинство услуг, причем некоторые из них предоставляются в рамках местных учреждений и организаций.

Сообщества – это группы людей, осознающих свою общность, свой общий интерес и часто способные поставить общую цель. Община, в отличие от сообщества, – это группа людей со сложившимися и устоявшимися жизненным укладом, обычаями, правилами поведения, основной целью которой является сохранение себя, воспроизводство традиции и образа жизни.

То есть сообщества могут ставить цели и мобилизовать свои ресурсы для их достижения. Общины, напротив, жестко и решительно препятствуют любым нарушениям традиционного жизненного уклада и служат источником устойчивости и стабильности. Общины связывает общий запас знаний, привычек, стереотипов, более устойчивый и неизменный, по сравнению с гибкими представлениями сообщества.

Именно сообщества, а не общины могут стать той силой, которая сможет организованно взаимодействовать, работая на благоустройство школы. Трудность, к сожалению, состоит в том, что такого идеального типа сообществ практически нет в действительности.

Для описания местного сообщества нас интересует системный подход к общности как комплексу организаций и людей, взаимодействующих друг с другом в рамках более или менее четко ограниченной территории (общая местность – характерная черта общины). При этом данный подход учитывает основные характеристики общности: ценностные ориентации ее членов, характер социальных связей, отношений, интеракции, коммуникации, нормативной и ценностной основ взаимодействия. Ее действия осуществляются отдельными людьми, семьями и группами, причем каждая из них преследует свои собственные цели и интересы, не всегда совпадающие с целями и интересами других людей.

Анализом феномена «местное сообщество» занимались Ю. В. Филиппов и В. В. Гассий [3]. По своему содержанию местное сообщество они характеризуют по совокупности признаков.

Во-первых, термин местное сообщество предполагает наличие пространства в пределах определенных границ. Территорией, применительно к данному исследованию, будет микрорайон (район) определенной школы. При этом необходимо различать сообщества села и города. Сельская общность характеризуется более тесными соседскими связями, нежели городская. Местное сообщество школы делится и в зависимости от городского пространства: есть центральные районы, районы, удаленные от центра города, пригороды.

Однако четкие границы территории определить сложно, так как родители учащихся (одни из самых важных представителей местного сообщества) не всегда проживают вблизи школы, они имеют право выбора школы для своего ребенка. К тому же сообщество сельской школы может трактоваться расширительно за счет подвозных детей. Тогда к местному сообществу могут относиться жители сразу нескольких смежных сел.

Вторым признаком является общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.). То есть это некая духовная общность людей, связанных одним или несколькими признаками: они не просто живут рядом, они сосуществуют определенный период времени, объединены общими ценностями нормами, историческими событиями. К социальным группам, входящим в местное сообщество школы, можно отнести непосредственных потребителей образовательных услуг (учеников и их родителей), формализованных партнеров (предприятия, организации, образовательные учреждения, принимающие выпускников школы, библиотеки, детские сады, клубы по месту жительства, некоммерческие организации) и неформализованных партнеров (местных жителей, проживающих рядом со школой).

Следующий признак общности – социальное взаимодействие. Конечно, не следует говорить о непосредственной связи в общностях между субъектами социального действия как об основном критерии. Речь скорее идет о соседских отношениях, общих правилах и нормах поведения, общественных услугах, взаимосвязи в производственной деятельности. Следует отметить, что ландшафт для конкретного местного сообщества составляют социальные организации, находящиеся на территории: магазины, учреждения культуры, вокзалы, школы. В свою очередь, школа сама организует пространство с помощью спортивных площадок, секций, досуговых мероприятий для местных жителей.

Последний признак общности – идентификация с сообществом. Ее можно определить, как чувство принадлежности, сопричастности к событиям в сообществе. Как пишет Г. Е. Зборовский, общности «выступают как такие социальные образования, которые сближают, скрепляют, делают солидарными людей в рамках определенных групп, позволяют идентифицировать себя с ними» [1].

Конечно, и чувство общности, и идентификация, и социальное взаимодействие не существуют в местном сообществе постоянно, они возникают в определенные периоды, при определенных условиях.

Анализируя перечисленные признаки, можно утверждать, что в зависимости от качественных признаков школы разнится сообщество. Так, в популярную школу города приходят ученики со всех районов; в школу, находящуюся вблизи от путей сообщения, стекаются жители соседних поселений. С другой стороны, школа, расположенная в неблагополучном районе с низким качеством жизни, терпит убытки, считается неблагоприятной для обучения детей. Дети из более благополучных семей, способных пройти отбор в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, уходят из обычных общеобразовательных учреждений.

Таким образом, территория, качество жизни местного сообщества, контингент учащихся формируют школу, а школа, в свою очередь, расширяет границы своего сообщества, отбирая контингент.

В сплоченной сельской местности школа взаимодействует с населением в большей степени, приглашая на проведение мероприятий, участвуя в жизни села. Представления о школе здесь основаны на более содержательной и регулярной информации. Однако и здесь школы стараются поддерживать контакты только с малочисленным активным населением, не привлекая внимание родителей и неформализованного сообщества соседних сел. Сельская школа всегда активно привлекала к своей деятельности местных жителей, для городских школ это направление было неактуально.

Таким образом, местное сообщество школы можно определить, как социальную общность, обладающую такими признаками, как наличие более-менее определенной фиксированной и ограниченной территории (район школы, село или несколько смежных сел, в которых расположена школа), наличие социальных связей между людьми, осознание принадлежности к школе, к району школы, осознание общности интересов.

Жизнеспособность местного сообщества, местная деловая активность находятся в прямой зависимости от представлений людей о школе. От активности сообщества зависит степень развитости партнерских отношений между ним и школой, а также кооперационных связей внутри сообщества.

В местном сообществе важную роль играет интеллигенция, в частности учителя школ. Именно они формируют у молодого поколения образ не-конфронтации, взаимодействия и обогащения тем культурным богатством, которым обладает человечество в целом. Процессы глобализации оказывают на процесс поликультурных ориентаций особо сильное влияние.

Результаты исследования выявили, что специфическим моментом личностной идентичности опрошенных нами трех групп является его амбивалентность – осознание себя и якутянином и россиянином: 63,5% школьников, 37,2% студентов и 44,3% учителей. Этот факт хорошо согласуется с выводами Дробижевой Л.М.: в Республике Саха на личностном уровне россиянами себя определяют более 60% саха и 70% русских. Можно отметить, что саха обладают более чем двумя идентитетами .

На Севере школа становится главным этнокультурным центром национального села, аккумулирующим его интеллектуальный, духовный, творческий и нравственный потенциал. В настоящее время именно в школе сосредоточена наиболее образованная и культурная часть жителей села и носителей национальной культуры. В школьниках как в фокусе отражаются все тенденции и проблемы в сельской жизни, в семье.

Современные условия вынуждают школу изменяться в том направлении, в котором взаимодействие с сообществом дает выполнять и реализовывать вменяемые ей функции. При этом они вынуждают школу влиять на формирование местного сообщества как ресурса, а не просто внешней среды. То есть необходимо развивать такое местное сообщество, которое будет интересоваться деятельностью школы, вовлекаться во взаимодействие с ней на основе принципов рационализма, а не привычки и идти на пути к общему развитию.

Читайте также

Список литературы

  1. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социологические исследования. 2010. - № 4. C. 3-12.
  2. Тѐннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб., 2002. 452 с.
  3. Филиппов Ю. В., Гассий В. В. Развитие местных сообществ // Муниципальная власть. 2004. № 11-12. С. 64-72.
  4. Борисова У.С. Социально-экономические проблемы учительства в условиях рыночной экономики (на материалах Республики Саха (Якутия): автореферат дисс. на соиск. учен. степ. к.э.н.. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1998. -20с.
  5. Борисова У.С. Этнокультурное образование: историко - социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия): автореферат дисс. на соиск. учен.степ. д.соц.н. − СПб ., 2006. − 40с .

Цитировать

Чемезов, С.П. Местное сообщество школы как социальная общность / С.П. Чемезов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3114 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться