Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия, оказывающего услуги по сдаче в аренду нежилых помещений

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 54
CC BY-NC

Аннотация

Рассматриваются основные пути повышения прибыльности, рентабельности, и, как следствие эффективности деятельности предприятия, оказывающего услуги по сдаче в аренду нежилых помещений. Проведен анализ основных показателей, характеризующих имущественное положение и результаты деятельности.

Ключевые слова

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, УСЛУГА ОТВЕТСТВЕННОГО ХРАНЕНИЯ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ЛИКВИДНОСТЬ БАЛАНСА, БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, ПРИБЫЛЬ

Текст научной работы

Пути повышения прибыли и рентабельности предприятий, являющихся базовыми характеристиками их деятельности — одна из основных задач, которая стоит перед руководством любого предприятия. Именно эти показатели рассматриваются как основные критерии успешности.

Комплекс процедур оценки и управления ростом прибыльности подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы повышению доходов и снижению расходов, однако для показателей прибыли характерен один общий недостаток — это абсолютные показатели, что затрудняет их использование в пространственно-временных сопоставлениях.

Поэтому при проведении анализа эти индикаторы дополняются коэффициентами рентабельности. Предприятие считают успешным, если растет рентабельность — один из основных показателей эффективности работы.

Рассматриваемое в статье предприятие оказывает услуги по сдаче нежилых помещений в аренду.

Территориально данное предприятие расположено в районе сосредоточения складских комплексов, а, значит, степень конкуренции его деятельности высока.

Однако, наличие железнодорожных подъездных путей, автодороги с выходом на федеральную трассу, круглосуточный доступ на охраняемую территорию, наличие морозильного и холодильного оборудования, парковочной стоянки и кафе являются конкурентными преимуществами, ставящими данное предприятие в более выгодное в сравнении с конкурентами положение.

В связи с тем, что сфера осуществления деятельности данного предприятия конкурентна, ценовая политика, играет важную роль в системе маркетинга предприятия. Цена — экономический процесс, который выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем.

В системе маркетинга данного предприятия ценовая политика играет важнейшую роль, поскольку от грамотно установленных расценок на арендуемые помещения напрямую зависит спрос на них и, как следствие, финансовые результаты деятельности.

Политика установления цены на арендуемые помещения, предприятием, как правило, разрабатывается с перспективой на год, поскольку именно в течение года, как правило тарифы на коммунальные услуги и налоги не меняются и включает в себя следующие этапы (табл. 1).

Таблица 1. Этапы расчета исходной (базовой) стоимости арендной платы

Этап расчета

Содержание этапа

1. Постановка задачи

Выживаемость предприятия

Максимизация прибыли

Стабилизация доли рынка

2. Определение спроса

Верхняя граница цены

3. Расчет издержек производства

Нижняя граница цены

4. Анализ услуг и цен конкурентов

Услуги и цены конкурентов

5. Выбор метода ценообразования

На основе текущих цен при данной себестоимости

Средние издержки плюс прибыль

«Ощущаемая ценность товара»

С учетом конкуренции

6. Установление варианта окончательной цены

Первоначальная цена предложения

7. Установление окончательной цены

Окончательная продажная базовая цена

8. Корректировка цены услуги

Корректировка цены услуги в зависимости от воздействия на нее других факторов

Арендная плата рассчитывается на основе арендуемой площади общественных, административных и переоборудованных производственных помещений и ставки арендной платы за 1 м2 арендуемой площади и напрямую зависит от затрат на содержание объекта аренды.

Как правило, в стоимость арендной платы закладываются следующие затраты: коммунальные платежи; охрана помещения; расходы на содержание административного и складского персонала; налоги и т.д. Расчет стоимости арендной платы одного квадратного метра нежилых помещений в месяц производится по формуле:

A = C\times K_o\times K_k\times K_p, (1)

где A — стоимость арендной платы одного квадратного метра общей площади нежилых помещений в месяц (руб.); C — базовая ставка стоимости (руб.) одного квадратного метра общей площади нежилых помещений в месяц; Ko — коэффициент, учитывающий отраслевые и целевые характеристики используемого недвижимого муниципального имущества; Kk — коэффициент, учитывающий категорию арендатора; Kp — коэффициент, учитывающий тип помещения

Отдельными счетами оплачиваются телефонная связь, интернет, водо- и электро- потребление, которые в стоимость арендной платы не включаются.

Бухгалтерский учет, представляющий собой систему формирования документированной систематизированной информации об объектах учета (табл. 2), предприятие ведет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таблица 2. Объекты бухгалтерского учета

Объект

Определение, сущность

Факты хозяйственной жизни

Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение предприятия, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств

Активы

Хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ему экономические выгоды в будущем

Обязательства

Существующая на отчетную дату задолженность экономического субъекта, которая является следствием свершившихся проектов его хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательства влекут отток денежных средств, то есть создают эффект, противоположный действию активов.

Источники финансирования деятельности

Капитал коммерческого предприятия, определяемый как разность активов и обязательств и характеризующий финансовое положение организации.

Доходы

Увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников

Расходы

Уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов учета организовано директором предприятия, который возложил ведение учета на главного бухгалтера, ежегодно утверждающего локальный стандарт, устанавливающий правила ведения учета на следующий отчетный период — в виде положения об учетной политики, утверждаемый директором общества.

Ведение учета в обществе осуществляется с применением автоматизированной формы, с применением семейства программ «1 С: Предприятие» по следующему алгоритму (рис. 1) бухгалтерией общества.

Схема автоматизированной формы ведения учета
Рисунок 1. Схема автоматизированной формы ведения учета

Учетный процесс на предприятии организован в соответствии с этапами (табл. 3).

Таблица 3. Этапы учетного процесса

Этап

Содержимое

Первый этап

Текущее наблюдение, измерение и регистрация хозяйственный операций путем документирования

Второй этап

Систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных документах путем технической обработки первичной информации, ее систематизации, в соответствии с требованиями организации учета и текущего контроля

Третий этап

Составление установленных форм отчетности на основе данных бухгалтерского учета

Четвертый этап

Использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Данные этапы имеют тесную взаимосвязь с применяемыми в обществе методами учета (рис. 2).

В ходе осуществления деятельности, связанной со сдачей помещений в аренду, в силу узконаправленной специфики деятельности, важное место на предприятии занимает управление финансовыми результатами с применением методов финансового менеджмента.

Взаимосвязь учетного процесса с методами учета
Рисунок 2. Взаимосвязь учетного процесса с методами учета

При этом, под управлением финансовыми результатами понимают комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями организации, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов.

Управление формированием собственных финансовых ресурсов предприятия, где основной вес занимают полученные обществом финансовые результаты, осуществляется в соответствии со следующими этапами (рис. 3).

Этапы управления формированием финансовых результатов
Рисунок 3. Этапы управления формированием финансовых результатов

Целью анализа формирования собственных финансовых ресурсов (СФР) в предшествующем периоде является выявление потенциала их формирования и его соответствия темпам развития предприятия.

На первой стадии анализа изучаются общий объем формирования СФР, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема оказываемых услуг, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На второй стадии анализа рассматриваются источники формирования СФР, в первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников их формирования, а также стоимость привлечения собственного капитала.

На третьей стадии анализа оценивается достаточность СФР, сформированных на предприятии в предплановом периоде, где критерием оценки выступает показатель «суммы прироста чистых активов предприятия», динамика которого отражает тенденцию обеспеченности развития предприятия СФР. Общая потребность в собственных финансовых ресурсах определяется по формуле:

P=\frac{P_k \times Y_k}{100}-K_n+P_p (2)

где Pk — общая потребность в капитале на конец планового периода; Yk — планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме; Kn — сумма собственного капитала на начало планируемого периода; Pp — сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму СФР, формируемых за счет как внутренних, так и внешних источников.

Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников проводится в разрезе его основных элементов, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования СФР, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия. До того, как обращаться к внешним источникам формирования СФР, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основным планируемым источником формирования СФР является прибыль, то в первую очередь следует предусмотреть возможности ее роста.

Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Процесс оптимизации соотношения внутренних и внешних источников формирования СФР основывается на обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения СФР за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования СФР следует отказаться.

Успешная реализация разработанной политики формирования СФР связана с решением основных задач: обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска; формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия; осуществлением дополнительной эмиссии акций или привлечения дополнительного паевого капитала.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый как разница между совокупным доходом и совокупными затратами.

Для достижения основных целей развития анализируемому предприятию необходимо эффективное управление прибылью, которое представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования в организации.

Процесс управления прибылью осуществляется посредством функционирования механизма управления, который представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с ее формированием, распределением и использованием. Механизм управления прибылью включает следующие элементы (рис. 4).

Элементы механизма управлением прибылью
Рисунок 4. Элементы механизма управлением прибылью

Схема управления прибылью на предприятии выглядит как последовательность определенных этапов, осуществляемых руководящим составом на основе данных о фактах хозяйственной деятельности и собственниками на основе формируемых форм отчетности (рис. 5).

Схема управления прибылью
Рисунок 5. Схема управления прибылью

Механизм управления прибылью на предприятии во многом связан с показателями объема реализованной продукции, доходов и затрат, т.е. системой CVP (Cost — Volume — Profit Relationships), на основе которой решаются задачи:

  1. Расчет объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную текущую деятельность в краткосрочном и долгосрочном периодах;
  2. Расчет необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение прогнозируемой суммы валовой текущей прибыли;
  3. Расчет суммы «запаса финансовой прочности», т.е. размера возможного снижения объема реализации товаров в случае ухудшения конъюнктуры товарного рынка, позволяющий осуществлять прибыльную деятельность.

Наиболее важным этапом в системе управления текущей прибылью данного предприятия является ее прогнозирование, поскольку уровень прогнозной прибыли целевой ориентир текущей деятельности и основа финансового обеспечения развития общества, осуществляемое в последовательности:

  1. Изучение объема, структуры и тенденции формирование текущей прибыли в прогнозируемом периоде;
  2. Определение цели, задач и методов прогнозирования прибыли;
  3. Разработка прогнозов текущей деятельности, в том числе доходов; затрат; налоговых платежей.

В процессе расчета прогнозной величины текущей прибыли предприятием применяется метод на основании системы «CVP» («издержки, объем реализации, прибыль»), применяемый для расчета всех видов прибыли при наличии данных об объемах реализации, постоянных и переменных затратах, налоговых платежей и др.

Важной составной частью механизма управления прибылью является ее анализ, представляющий собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею.

Важным элементом управления распределением прибыли на предприятии выступает прогнозирование пропорций ее разделения на капитализируемую и потребляемую части, т.е. определение суммы прибыли, представляющую собой прогнозируемую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за ее счет и оставляемой в распоряжении общества для его развития в будущем. Потребность в капитализируемой части рассчитывается исходя из направлений ее использования: обеспечение прироста основных средств, оборотных активов, формирование резервов. Потребность в потребляемой части прибыли определяется исходя из путей ее использования: выплаты собственникам в соответствии с принятой дивидендной политикой; выплаты работникам части прибыли исходя из принятой в организации системы участия персонала в ее доходах.

Финансовые результаты деятельности характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности: чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Именно поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере деятельности.

Анализ имущественного положения и достигнутых результатов деятельности принято производить по данным форм отчетности, на сегодняшний день, включающих в свой состав бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств и т.д.).

Для этих целей, данные, отраженные в отчетности группируются в специальных аналитических таблицах, наглядно демонстрирующих структур и динамику основных показателей, отражающих чем владеет предприятие, за счет чего это имущество сформировано, а также какие доходы и расходы были мим получены как от обычных видов деятельности, так и от прочих доходов и расходов.

В табл. 4 представлен аналитический баланс анализируемого предприятия за 2013 -2014 гг., по данным которого видно, что основной удельный вес в структуре его активов занимают основные средства (в 2013г. 37,3%, в 2014г. 37,4%) и запасы (в 2013г. 36,9%, в 2014г. 37,2%), что вполне соответствует специфике деятельности: обществом постоянно закупаются новые и модернизируются имеющиеся погрузо-разгрузочная техника, холодильное и морозильное оборудование. Рост удельного веса основных средств — показатель, говорящий о росте потенциала предприятия. Увеличение, хоть и небольшое, удельного веса запасов предприятия говорит о стремлении защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции и о больших объемах закупок ТМЦ и ГСМ в конце каждого отчетного года. Это не совсем эффективное управление ими: при таком управлении значительная часть капитала замораживается в них из-за чего замедляется его оборачиваемость, возникают проблемы с ликвидностью, что отрицательно влияет на результаты деятельности и говорит о спаде деловой активности предприятия.

Основную долю в составе пассивов предприятия занимают кредиторская задолженность (в 2013г. 36,7%, в 2014г. 35,5%) и нераспределенная прибыль (в 2013г. 32,2%, в 2014г. 37,9%), что является положительным признаком: несмотря на увеличение в абсолютном значении кредиторской задолженности, ее удельный вес в структуре источников формирования имущества снижается, что говорит об уменьшении зависимости предприятия от внешних источников.

На рис. 6, 7 представлена структура имущества предприятия и источников его формирования в 2013 -2014гг.

Структура активов предприятия в 2013 — 2014гг., %
Рисунок 6. Структура активов предприятия в 2013 — 2014гг., %
Таблица 4. Аналитический баланс предприятия за 2013 — 2014 гг.

Статьи баланса

Абсолютные величины (тыс.руб.)

Относительные величины

Отклонения

2013 г.

2014 г.

Уд. вес 2013г., %

Уд. вес 2014г., %

В абсолютных величинах

В структуре

В % к данным за 2013 г.

В% к измене-нию баланса

I раздел Внеоборотные активы

Основные средства (1150)

4794

5711

37,3

37,4

917

0,1

19,1

37,8

Итого р-л I (1100)

4794

5711

37,3

37,4

917

0,1

19,1

37,8

II раздел Оборотные активы

Запасы с НДС (1210+1220)

4745

5683

36,9

37,2

938

0,3

19,8

38,7

Дебиторская задолженность (1230)

3018

3517

23,5

23,0

499

-0,5

16,5

20,6

Денежные средства (1250)

287

359

2,2

2,4

72

0,1

25,1

3,0

Медленно реализуемые активы (1210+1220+1230)

7763

9200

60,4

60,2

1437

-0,2

18,5

59,2

Наиболее ликвидные средства (1250)

287

359

2,2

2,4

72

0,2

25,1

3,0

Итого раздел II (1200)

8050

9559

62,7

62,6

1509

-0,1

18,7

62,2

Стоимость имущества (1600=1100+1200)

12844

15270

100

100

2426

0,0

18,9

100

III раздел Капиталы и резервы

Уставный капитал (1310)

3728

3728

29,0

24,4

0

-4,6

0,0

0,0

Нераспределенная прибыль(1370)

4132

5787

32,2

37,9

1655

5,7

40,1

68,2

Итого р-л III (1300)

7860

9515

61,2

62,3

1655

1,1

21,1

68,2

V раздел Краткосрочные обязательства

Заемные средства (1510)

268

334

2,1

2,2

66

0,1

24,6

2,7

Кредиторская задолженность(1520)

4716

5421

36,7

35,5

705

-1,2

14,9

29,1

Итого раздел V (1500)

4984

5755

38,8

37,7

771

-1,1

15,5

31,8

Всего заемных средств

4984

5755

38,8

37,7

771

-1,1

15,5

31,8

Итог баланса (1700)

12844

15270

100,0

100,0

2426

0,0

18,9

100,0

Величина СОС в обороте(1300-1100)

3066

3804

23,9

24,9

738

1,0

24,1

30,4

Структура пассивов предприятия в 2013 — 2014 гг., %
Рисунок 7. Структура пассивов предприятия в 2013 — 2014 гг., %

Увеличение остаточной стоимости основных средств (на 917 тыс.руб. (19,1%)) отражает прирост основных средств предприятия, который, произошел в результате приобретения нового погрузчика и докупки опций на имеющийся.

За изучаемые периоды наблюдается положительная динамика величины запасов (на 938, тыс.руб. (19,8%) и дебиторской задолженности(на 499 тыс.руб. (16,5%).

Это могло бы расцениваться как негативный фактор, отражающий неудовлетворительную работу по сбору задолженности у своих покупателей и прочих дебиторов, а также росту потерь, связанных с хранением ТМЦ, однако их рост пропорционален росту финансовых результатов, что является естественным следствием расширения масштабов деятельности предприятия и объема оказываемых услуг.

Положительная динамика нераспределенной прибыли (1655 тыс.руб. 40,1%) говорит о грамотно выстроенной политике управления доходами и расходами и росте эффективности деятельности предприятия.

Рост абсолютного значения кредиторской задолженности (705 тыс.руб. 14,9%) говорит о том, что предприятие испытывало недостаток в собственных оборотных средствах в изучаемые периоды, и его текущая деятельность финансировалась в основном за счет привлеченных средств.

Рост кредиторской задолженности может быть также вызван снижением скорости обращения долга, необъективностью данных баланса — значения указываются на определенную дату, а не в динамике, что не дает отследить динамику долга, наличие временных проблем с платежеспособностью (несвоевременное возвращение дебиторской задолженности).

На рис. 8 представлена динамика изменения стоимости имущества анализируемого предприятия в 2013 — 2014 гг.

Изменение стоимости имущества предприятия в 2013–2014 гг., тыс.руб.
Рисунок 8. Изменение стоимости имущества предприятия в 2013–2014 гг., тыс.руб.

На рис. 9 представлена динамика изменения величины источников формирования имущества и обязательств данного предприятия в 2013 — 2014 гг.

Изменение величины источников формирования имущества предприятия в 2013 — 2014 гг., тыс.руб.
Рисунок 9. Изменение величины источников формирования имущества предприятия в 2013 — 2014 гг., тыс.руб.

По результатам анализа баланса предприятия в нем были отмечены следующие признаки «хорошего баланса», выделяемые в экономической литературе: рост валюты баланса на 2426 тыс.руб. (18,9%), темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных; собственный капитал общества превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала; темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые; отсутствие убытков и просроченной задолженности.

Ликвидность баланса показывает величину размера обязательств организации относительно величине размера активов организации, время обращения которых в денежные средства сопоставимо по срокам погашения обязательств и напрямую характеризует платежеспособность предприятия.

В ходе анализа ликвидности баланса предприятия, активы и пассивы целесообразнее сгруппировать в следующем порядке (табл. 5).

Таблица 5. Группировка имущества и источников его формирования в целях анализа ликвидности баланса предприятия

Показатель

Значение

2013

2014

Активы

А1: наиболее ликвидные активы

стр. 1250,1260

287

359

А2: быстро реализуемые активы

стр.1230

3018

3517

А3: медленно реализуемые активы

стр. 1210, 1220

4745

5683

А4: трудно реализуемые активы

стр. 1100

4794

5711

Пассивы

П1: наиболее срочные обязательства

стр. 1520

4716

5421

П2: краткосрочные обязательства

стр. 1510

268

334

П3: долгосрочные обязательства

стр. 1400

0

0

П4: постоянные пассивы

стр. 1300

7860

9515

Соотношения активов и обязательств данного предприятия в целях анализа ликвидности его баланса в 2013 — 2014 гг. выглядят следующим образом: А1≤П1, А2≥П2. А3≥П3, А4≤П4.

Из неравенств, характеризующих абсолютную ликвидность баланса: А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4, выполняются все, кроме первого, т.е. только наиболее срочные обязательства предприятие не способно покрыть за счет наиболее ликвидных средств, а краткосрочные, долгосрочные обязательства и постоянные пассивы предприятие может покрыть за счет быстро, медленно и трудно реализуемых активов.

В табл. 6 представлена динамика финансовых результатов, достигнутых общества в 2013 — 2014 гг., отраженных в отчете о финансовых результатах, данные которого несколько отличаются от данных Декларации по налогу на прибыль, поскольку он формируется по данным регистров бухгалтерского учета.

Динамика выручки от реализации услуг составила 36860 тыс.руб. (31,4%), положительным фактором является опережение ее роста над ростом себестоимости реализованных услуг (25691 тыс.руб. (29,8%)). Положительными изменениями считается: более быстрый рост прибыли от продаж (7768 тыс.руб. (37,1%)), чем нетто-выручка от реализации услуг, оказываемых предприятием, что свидетельствует об относительном снижении затрат общества; темп прироста изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен 18,9%, меньше темпа роста выручки 31,4%,а значит рентабельность активов возросла.

Чистая прибыль растет (1837 тыс.руб. (36,4%), что свидетельствует об использовании предприятием рационального механизма налогообложения. На рис. 10 представлена динамика основных показателей отчета о финансовых результатах данного предприятия.

Таблица 6. Динамика финансовых результатов предприятия за 2013 — 2014 гг.

Наименование показателя

Сумма, тыс.руб.

Отклонения

2013 г.

2013 г.

Абсолютное, +,-, тыс.руб.

Относительное, %

А

1

2

3 = 2 — 1

4= 3 / 1*100

Выручка от продажи (без НДС)

117485

154345

36860

31,4

Себестоимость оказанных услуг

86213

111904

25691

29,8

Валовая прибыль

31272

42441

11169

35,7

Управленческие расходы

10345

13746

3401

32,9

Прибыль от продаж

20927

28695

7768

37,1

Проценты к уплате

84

101

17

20,2

Прочие доходы

214

281

67

31,3

Прочие расходы

14512

19742

5230

36,0

Прибыль до налогообложения

6545

9133

2588

39,5

Текущий налог на прибыль

1505

2256

751

49,9

Чистая прибыль

5040

6877

1837

36,4

Динамика основных показателей отчета о прибылях и убытках предприятия
Рисунок 10. Динамика основных показателей отчета о прибылях и убытках предприятия

В табл. 7 представлена структура доходов и расходов предприятия, отраженных в отчете о финансовых результатах за 2013 — 2014 гг.

Таблица 7. Структура доходов и расходов, отраженных в отчете о финансовых результатах предприятия за 2013 — 2014 гг.

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

Удельный вес, %

Отклонение уд. веса, %

2013 г.

2014 г.

Структура доходов, отраженных отчете о финансовых результатах

Выручка от продажи услуг (без НДС)

117485

154345

99,8

99,8

0,0

Прочие доходы

214

281

0,2

0,2

0,0

Итого

117699

154626

100,0

100,0

0,0

Структура расходов, отраженных отчете о финансовых результатах

Себестоимость реализованных услуг

86213

111904

76,5

75,7

-0,8

Управленческие расходы

10345

13746

9,2

9,3

0,1

Проценты к уплате

84

101

0,1

0,1

0,0

Прочие расходы

14512

19742

12,9

13,4

0,5

Налог на прибыль

1505

2256

1,3

1,5

0,1

Итого

112659

147749

100,0

100,0

0,0

По данным табл. 7 видно, что основной удельный вес в структуре доходов составила выручка от продаж услуг, оказываемых предприятием, причем за оба изучаемых периодов эта тенденция сохраняется. В структуре же расходов преобладает себестоимость реализованных услуг: порядка 76%, при этом за счет изменения условий аренды (скидки от метража), ее удельный вес, хоть и незначительно, но сократился. Управленческие расходы в структуре расходов предприятия занимают порядка 9%, демонстрируя незначительный рост своего удельного веса. Прочие расходы занимают около 13% в общей массе расходов предприятия.

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов уделяется наиболее значимой части и существенной статьи их формирования — прибыль от продажи, факторный анализ которой обычно проводится с учетом ее изменения под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.

Изначально рассчитывается сумма прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов, для чего следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Данный индекс исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым:

I=\frac{B_1}{B_0}=\frac{154345}{117485}=1.314 (3)

Прибыль от продаж анализируемого предприятия выросла на 7768 тыс.руб., ее изменение произошло за счет изменения следующих факторов (табл. 8).

Таблица 8. Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж

Показатель

Значение

Корректировка прибыли на индекс

\Delta P_v=P_{p_0}\times (I-1)=20927\times (1.314-1)=6565.7

Влияние себестоимости

\Delta P_s=(S_0\times I)-S_1=(86213\times 1.314)-111904=1357.7

Влияние управленческих расходов

\Delta P_y=(Y_0\times I)-Y_1=(10345\times 1.314)-13746=-155.4

ИТОГО:

6565,7+1356,7+(-155,4) = 7768 (тыс. руб.)

Несмотря на то, что главное для описываемого предприятия в анализе финансовых результатов — изучение объема и динамики прибыли, ее абсолютной суммы, относительные показатели тоже имеют важное значение — по ним можно судить об эффективности деятельности, использования ресурсов и активов. В табл. 9 представлен расчет основных показателей рентабельности.

Рентабельность продаж предприятия выросшую в 2014г. на 0,8 % (17,8%-18,6%), можно представить себе в следующем виде:

R_p=\frac{V-S-Y}{V}=\frac{P_p}{V} (4)

где V — выручка, S — себестоимость продаж, Y — управленческие расходы, Pp — прибыль от продаж.

На ее изменение влияли выручка, себестоимость продаж и управленческие расходы.

Влияние изменения выручки от продаж:

\Delta R_1^v=\left(\frac{V_1-S_0-Y_0}{V_1}-\frac{V_0-S_0-Y_0}{V_0}\right)\times 100\%

\Delta R_1^v=\left(\frac{154345-86213-10345}{154345}-\frac{117485-86213-10345}{117485}\right)\times 100\%=19.6\%

Влияние роста себестоимости продаж

\Delta R_1^s=\left(\frac{V_1-S_1-Y_0}{V_1}-\frac{V_0-S_0-Y_0}{V_1}\right)\times 100\%

\Delta R_1^s=\left(\frac{154345-111904-10345}{154345}-\frac{154345-86213-10345}{154345}\right)\times 100\%=-16.6\%

Влияние роста управленческих расходов

\Delta R_1^y=\left(\frac{V_1-S_1-Y_1}{V_1}-\frac{V_0-S_1-Y_0}{V_1}\right)\times 100\%

\Delta R_1^y=\left(\frac{154345-111904-13746}{154345}-\frac{117485-111904-10345}{154345}\right)\times 100\%=-2.2\%

Итого влияние факторов: 19,6 + (-16,6) + (-2,2) = 0,8\%

В ходе анализа системы учета, порядка формирования, динамики и структуры финансовых результатов деятельности предприятия было обнаружено, что услуги аренды помещения имеют ограничения (наличие лишь определенного объема помещений), что не может привести к значительному росту финансовых результатов. Одновременно с этим был выявлен еще один недостаток — в основном размеры камер хранения большие, что не позволяет заключать договоры с небольшими арендаторами, и, в силу этого, часть камер простаивает без использования, т.е. не сдается в аренду.

Таблица 9. Расчет показателей рентабельности деятельности предприятия в 2013 — 2014 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2013г.

2014 г.

Изменение, +,-

Вывод

Общая рентабельность

R_o=\frac{P}{V_p}

P — Чистая прибыль

Vp — Выручка от продаж

R_o=\frac{5040}{117485}=0.043

R_o=\frac{6877}{154345}=0.045

+0,002

На 1 рубль реализованных услуг предприятие имеет в 2013г. 4,3 руб., в 2014г. 4,5 руб. чистого дохода.

Рентабельность товарооборота (продаж)

R_t=\frac{P_p}{V_r}

Pp — Прибыль от продаж

Vr - Выручка от реализации

R_t=\frac{20927}{117485}=0.178

R_t=\frac{28695}{154345}=0.186

+0,008

Рентабельность продаж составила в 2013 г. 17,8%, в 2014 г. — 18,6%, это означает, что с каждого рубля, затраченного на оказание услуги, предприятие имеет в 2013 г. 17,8 руб., а в 2014 г. 18,6 руб. прибыли. Именно столько прибыли получено на единицу реализованной услуги.

Рентабельность затрат

R_z=\frac{P_p}{S_i+Y}

Pp — Прибыль от продаж

Si — Себестоимость реализованных идей

Y — Управленческие расходы

R_z=\frac{20927}{86213+10345}=0.217

R_z=\frac{28695}{111904+13746}=0.228

+0,011

На 1 рубль полных затрат на оказание услуг предприятие приходится в 2013 г. — 21,7%., в 2014 г. 22,8%. прибыли, что говорит о росте эффективности продаж и уровня отдачи (окупаемости) текущих затрат .

Рентабельность оборотных активов

R_a=\frac{P}{S_a}

P — Чистая прибыль

Sa — Среднегодовая стоимость оборотных активов

R_a=\frac{5040}{7635}=0.66

R_a=\frac{6877}{8805}=0.78

+0,12

В 2013 г. 66%, а в 2014г. — 78 % чистой прибыли генерируется оборотными активами предприятие, что отвечает специфике деятельности, т.е. наблюдается рост прибыли, получаемой обществом на 1 рубль совокупного капитала, вложенного в активы.

Рентабельность управленческих расходов

R_y=\frac{P_p}{Y} 

Pp — Прибыль от продаж

Y — Управленческие расходы

R_y=\frac{20927}{10345}=2.02

R_y=\frac{28695}{13746}=2.09

-0,07

В 2013г. 2,02 руб. в 2014г. 2,09 руб. прибыли от продаж предприятия приходится на каждый рубль управленческих расходов

Рентабельность основных средств

R_s=\frac{P}{S_s} 

P — Чистая прибыль

Ss — Среднегодовая стоимость основных средств

R_s=\frac{5040}{4516}=1.11

R_s=\frac{6877}{5253}=1.31

+0,2

В 2013г. 1,11 руб. в 2014г. 1,31 руб. чистой прибыли предприятия приходится на каждую единицу стоимости основных средств

* Среднегодовая стоимость оборотных активов: 2013 г.: (7219+8050) / 2 = 7635 тыс.руб. 2014 г.: (8050+9559) / 2 = 8805 тыс.руб.

* Среднегодовая стоимость основных средств: 2013г. (4237 + 4794) / 2=4516 тыс.руб. 2014г: (4794+5711)/2=5253 тыс.руб.

В целях повышения эффективности деятельности данного предприятия и роста прибыльности и рентабельности, предлагается освоить новый вид деятельности — услуги ответственного хранения.

Ответственное хранение — это одно из направлений логистических услуг, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить сохранность товара или продукции на выделенной территории.

Однако предприятие сможет несколько расширить данную услугу, и не только закладывать и хранить ТМЦ, но и отгружать, что гораздо выгоднее для арендаторов.

С первого взгляда может показаться, что арендовать помещение дешевле, а значит выгоднее, чем заказывать услугу ответственного хранения, однако, это далеко не так.

При аренде происходит отток больших средств на коммунальные услуги, заработную плату кладовщиков, грузчиков, водителей и т.д., отчисления на нее, ГСМ для техники и т.д., на все это уходит большая часть финансовых средств арендующих предприятий, а ответственное хранение — это услуга, которая включает в себя прием, разгрузку, хранение, комплектацию и отгрузку товара, с предоставлением для этого собственных площадей, персонала и юридической ответственности.

К тому же данная услуга обладает следующими неоспоримыми преимуществами (рис. 11).

Преимущества услуг ответственного хранения
Рисунок 11. Преимущества услуг ответственного хранения

Благодаря данной услуге, организация — арендатор сможет: компенсировать резкие всплески спроса/потребления, избегая при этом затрат на собственные арендуемые складские площади и оплату труда своих сотрудников; накопить и отправить продукцию под заказ; консолидировать грузы от поставщиков и отправить в один адрес; получить груз и отправить в адреса разных грузополучателей.

Эта услуга также позволит предприятию использовать камеры хранения большой емкости, не занятые арендаторами — ведь там можно расположить ТМЦ от различных арендаторов — предполагается, что один кладовщик общества будет обслуживать по 5 — 8 организаций, заложивших грузы на ответственное хранение, формируя им соответствующие складские отчеты.

Особенно высоким спрос на данную услугу будет в период с марта по октябрь, когда много мелких фермерских хозяйств смогут закладывать овощи для осуществления их отгрузки мелким оптовым и розничным магазинам, тем более, что в этом году было большое обращение по данным услугам, что лишний раз доказывает высокий спрос на них.

В состав затрат предприятия, связанных с оказанием данного вида услуг будут входить такие расходы, как заработная плата кладовщика, грузчиков, водителей погрузчиков, отчисления с нее во внебюджетные фонды, материальные затраты, коммунальная плата, часть налогов и т.д.

Данные услуги, как и основная деятельность предприятия будет облагаться те ми же налогами, поэтому необходимости вести раздельный учет нет.

Анализ рынка предприятий, уже оказывающих услуги ответственного хранения показал, что средними ценами на подобного вида услуги являются (табл. 10).

Таблица 10. Средние цены на услуги ответственного хранения

Вид услуги

Цена, руб/м3

Стоимость ответственного хранения в сутки

15

Погрузо-разгрузочные работы (ручным способом)

60

Погрузо-разгрузочные работы (механическим способом)

50

Услуга сортировки по покупателям

50

Паллетирование (укладка товара на паллете с учетом стоимости паллета предприятия, обмотка стрейч-пленкой

180

Стоимость аренды кв/м площади в обществе равна 250 руб/м2, плюсом к этому уплачиваются коммунальные и охранные услуги.

Учитывая, что график отгрузки будет формироваться в целях отсутствия простоев, предприятию нет необходимости набирать новых сотрудников, а просто доплачивать имеющимся, что позволит снизить себестоимость услуги, повысив тем самым ее прибыльность и рентабельность.

На сегодняшний день у предприятия есть возможность оказывать услуги ответственного хранения в двух камерах общей площадью 8940м2, полезной площадью 8640 м2 каждая.

Сравнительный расчет стоимости аренды данных камер и услуг ответственного хранения в этих помещениях представленный в табл. 11, показывает, что при одних и тех же площадях, сумма прибыли от услуг, а соответственно рентабельности значительно выше, просто там основная прибыль будет получаться большим количеством клиентов.

Если спрос на данные услуги будет стабильным и высоким, под них можно будет занять большие метражи.

Таблица 11. Расчет стоимости аренды и услуг ответственного хранения по двум камерам полезной площадью 8640 м2 (итого 17280 м2)

Аренда

Услуги ответственного хранения

Наименование платежа

Сумма руб.

Наименование платежа

Сумма руб.

Стоимость аренды при средней стоимости арендуемого м2

250 руб. (250 * 17280)

4320000

Ответственное хранение 15*17280

259200

Коммунальные услуги (средние значения по 1 помещению) 35000*2

70000

Погрузо-разгрузочные работы (ручным способом) расчет берется за два раза (при приеме и отгрузке) 60 * 17280 * 2

2073600

Охрана (средние значения по 1 помещению) 20000*2

40000

Погрузо-разгрузочные работы (механическим способом) расчет берется за 4 раза (при приеме, перестановке, сортировке и отгрузке) 50 * 17280 * 4

3456000

  

Сортировка по покупателям 50*17280

864000

  

Паллетирование 180 * 17280

3110400

Итого

4430000

 

8763200

На сегодняшний день договоры ответственного хранения готовы заключить с января 2015 г. в среднем на сумму 2500000 руб.

В табл. 12 представлен примерный график доходов и расходов общества с учетом роста цен на аренду, роста объема вводимых постепенно услуг ответственного хранения и сезонного фактора (с марта по октябрь) — периода повышенного спроса на услуги ответственного хранения.

Планируемые управленческие расходы в таблице распределены между арендой и услугами ответственного хранения пропорционально планируемой к получению выручке.

Данные и рассчитанные показатели, отраженные в таблице показывают, что даже имеющиеся на сегодняшний день потенциальные клиенты по услугам ответственного хранения, планово заложенное повышение роста стоимости аренды и сезонный фактор приедут к росту выручки прибыли, и, как следствие рентабельности.

Причем темпы роста прибыли и рентабельности от оказания услуг ответственного хранения гораздо выше, чем от аренды, что лишний раз доказывает перспективность это направления деятельности, которое в дальнейшем можно еще расширить путем пристроя к имеющимся хранилищам или путем замещения услугами хранения услуг по аренде помещений.

Таблица 12. Прогнозный расчет роста прибыли и рентабельности предприятия в 2015г. от аренды и услуг ответственного хранения, руб.
 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Итого

Выручка от аренды

4876240

5412626

6062142

6789599

7651878

8638970

9762036

10982290

12333112

13862418

15539771

17451162

119362243

Выручка от оказания услуг

2500000

3250000

3450000

3900000

4500000

5100000

5900000

6250000

6850000

7850000

7900000

8100000

65550000

Итого выручка

7376240

8662626

9512142

10689599

12151878

13738970

15662036

17232290

19183112

21712418

23439771

25551162

184912243

Прямые затраты, в т.ч. Затраты по аренде

Материальные затраты

1068919

1123775

1198332

1204112

1259861

1311243

1349524

1432322

1459987

1400118

1391124

1352149

15551466

Амортизация

98963

114401

127672

142481

159009

177454

198039

221012

246649

275260

307190

342824

2410955

Заработная плата

1078711

1150226

1290554

1446711

1624656

1824830

2051455

2306615

2477305

2662607

2861770

3076403

23851844

Взносы на зарплату

325771

347368

389747

436907

490646

551099

619540

696598

748146

804107

864255

929074

7203257

Прочие расходы

439543

504156

575746

656926

750867

858398

982171

1123977

1293697

1490520

1706646

1976296

12358944

Итого затраты (аренда)

3011907

3239926

3582050

3887137

4285039

4723024

5200729

5780524

6225784

6632613

7130985

7676746

61376466

Затраты по услугам ответственного хранения

Материальные затраты

507653

513237

519447

525889

532672

540716

545853

553549

567941

596906

602279

616733

6622876

Амортизация

53927

59050

64837

71256

78381

87709

97444

103096

113921

128617

130032

133283

1121554

Заработная плата

511241

572590

641873

719861

807612

918336

1088228

1174198

1269308

1448280

1466963

1510972

12129460

Взносы на зарплату

154395

172922

193846

217398

243899

277337

328645

354608

383331

437381

443023

456313

3663097

Прочие расходы

155429

170661

187898

207439

229220

253976

279577

282037

290498

300085

305786

309456

2972062

Итого затраты (услуги)

1382645

1488460

1607901

1741842

1891785

2078074

2339746

2467488

2625000

2911269

2948082

3026757

26509049

Всего затраты

4394552

4728387

5189952

5628979

6176824

6801098

7540475

8248011

8850784

9543882

10079068

10703503

87885515

Валовая прибыль (аренда)

1864333

2172700

2480091

2902462

3366838

3915946

4561307

5201767

6107328

7229805

8408785

9774416

57985777

Валовая прибыль (услуги)

1117355

1761540

1842099

2158158

2608215

3021926

3560254

3782512

4225000

4938731

4951918

5073243

39040951

Итого валовая прибыль

2981688

3934240

4322190

5060619

5975054

6937872

8121561

8984279

10332328

12168536

13360703

14847659

97026728

Управл. расходы аренда

541263

617039

709271

807962

918225

1045315

1210492

1383769

1590971

1802114

2035710

2303553

14965686

Управл. расходы услуги

277500

370500

403650

464100

540000

617100

731600

662500

883650

1091150

1019100

1020600

8081450

Всего управленч. расходы

818763

987539,4

1112921

1272062

1458225

1662415

1942092

2046269

2474621

2893264

3054810

3324153

23047136

Прибыль от продаж (аренда)

1323071

1555661

1770821

2094499

2448613

2870630

3350814

3817998

4516356

5427690

6373075

7470863

43020092

Прибыль от продаж (услуги)

839855

1391040

1438449

1694058

2068215

2404826

2828654

3120012

3341350

3847581

3932818

4052643

30959501

Итого прибыль от продаж

2162926

2946700

3209269

3788557

4516828

5275457

6179468

6938010

7857707

9275271

10305893

11523506

73979592

Рентабельность основной деятельности: Прибыль от продаж / Затраты*100%, в т.ч.

Рентабельность аренды

43,9

48,0

49,4

53,9

57,1

60,8

64,4

66,0

72,5

81,8

89,4

97,3

70,1

Рентабельность услуг

60,7

93,5

89,5

97,3

109,3

115,7

120,9

126,4

127,3

132,2

133,4

133,9

116,8

Рентабельность ОД в целом

49,2

62,3

61,8

67,3

73,1

77,6

82,0

84,1

88,8

97,2

102,3

107,7

84,2

Рентабельность продаж: Прибыль от продаж / Выручка*100%, в т.ч.

Рентабельность аренды

27,1

28,7

29,2

30,8

32,0

33,2

34,3

34,8

36,6

39,2

41,0

42,8

36,0

Рентабельность услуг

33,6

42,8

41,7

43,4

46,0

47,2

47,9

49,9

48,8

49,0

49,8

50,0

47,2

Рентабельность продаж в целом по предприятию

29,3

34,0

33,7

35,4

37,2

38,4

39,5

40,3

41,0

42,7

44,0

45,1

40,0

На рис. 12 — 14 данные таблицы 12 представлены графическим способом.

Прогнозная динамика выручки от сдачи помещений в аренду и услуг ответственного хранения предприятия в 2015г., тыс.руб.
Рисунок 12. Прогнозная динамика выручки от сдачи помещений в аренду и услуг ответственного хранения предприятия в 2015г., тыс.руб.
Прогнозная динамика валовой прибыли и прибыли от продаж в разрезе видов деятельности предприятия в 2015г.., тыс.руб.
Рисунок 13. Прогнозная динамика валовой прибыли и прибыли от продаж в разрезе видов деятельности предприятия в 2015г.., тыс.руб.
Прогнозная динамика рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж в разрезе видов деятельности предприятия в 2015г.,%
Рисунок 14. Прогнозная динамика рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж в разрезе видов деятельности предприятия в 2015г.,%

Кроме того, в целях своевременного определения резервов роста прибыли и рентабельности исследуемого предприятия, предлагается главному бухгалтеру совместно со службой, находящейся в подчинении коммерческого директора периодически осуществлять расчеты, позволяющие определить данные резервы.

Основными направлениями поиска резервов увеличения суммы прибыли могут быть (рис. 15):

Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации
Рисунок 15. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации

Предлагаемая методика будет включать в себя несколько блоков.

Сначала необходимо будет определять резервы увеличения прибыли за счет некоторых факторов. Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема оказания услуг необходимо выявленный ранее резерв роста объема оказания услуг умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу соответствующей услуги. И результаты суммировать:

P\uparrow{R_{V_{pn}}}=\sum{(P\uparrow{VPR_i}\times R_{i1}^n)} (5)

Данные целесообразнее представлять в рабочей форме в разрезе услуг (табл. 13).

Таблица 13. Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации услуг

Вид услуги

Резерв увеличения объема услуг, шт.

Фактическая прибыль на единицу услуги, тыс.руб.

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Аренда

   

Услуги ответственного хранения

   

Прочие услуги

   

При подсчете резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости услуг необходимо будет также предварительно выявить резерв снижения себестоимости каждого их вида и умножить его на планируемый объем продаж, составив при этом также рабочую таблицу (табл. 14):

P\uparrow{R_c}=\sum{(P\downarrow {C_i} \times (VPR_{i1}+P\uparrow{VPR_i}))} (6)

Таблица 14. Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости услуг

Вид услуги

Резерв увеличения объема услуг, шт.

Фактическая прибыль на единицу услуги, тыс.руб.

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Аренда

   

Услуги ответственного хранения

   

Прочие услуги

   

Подсчет резервов роста прибыли за счет расширения спектра оказываемых услуг предприятия необходимо будет производить следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого вида услуг умножается на ее цену, с суммированием результата и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации услуг с учетом резервов его роста:

P\uparrow{R}=\sum{(\Delta Y_{D_i} \times C_i)} \times (VPR_{i1}+P\uparrow{VPR_i}) (7)

Результаты можно также сгруппировать в рабочей таблице (табл. 15).

Таблица 15. Резерв роста прибыли за счет расширения спектра оказываемых услуг

Виды услуг

Цена, руб.

Удельный вес, %

Изменение средней стоимости услуг, руб.

  

фактически

планируемый

+,-

 
      

Аналогично отдел продаж может просчитывать резервы роста прибыли за счет изменения или расширения количества клиентов и каналов реализации услуг.

На заключительном этапе бухгалтерия и отдел продаж должны будут суммировать полученные данные в разрезе видов услуг и по предприятию в целом (табл. 16).

Таблица 16. Сводная таблица по расчету резервов роста прибыли

Источник резервов

Виды товаров

Всего

Увеличение объема продаж услуг

   

Снижение себестоимости услуг

   

Повышение качества услуг и сервиса

   

Расширение каналов сбыта

   

Итого

   

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности — увеличение суммы прибыли от продаж и снижение себестоимости реализуемых предприятием услуг.

При подсчете резервов повышения рентабельности главный бухгалтер предприятия может использовать следующую формулу:

P\uparrow{P}=P_v-P_1=\frac{R_i+P\uparrow{R}}{\sum{VPR_{iv}}\times C_{iv}}-\frac{R_1}{Z_1} (8)

где P\uparrow{P} — резерв роста рентабельности; Pv — возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности; P1 — фактический уровень рентабельности; R1 — фактическая сумма прибыли отчетного года; P\uparrow{P} — резерв роста прибыли от реализации; VPRiv — возможный объем реализации с учетом выявленных резервов его роста; Civ — возможный уровень себестоимости i- видов товаров, с учетом выявленных резервов снижения; Z1 — фактическая сумма затрат по реализованной продукции

Периодическое проведение данных расчетов, а также грамотная ценовая политика планируемой к оказанию услуги ответственного хранения позволит вовремя выявить потенциальные резервы роста прибыли и рентабельности деятельности данного предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. Налоговый Кодекс РФ
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  4. Федеральный закон от 06.12.11. г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  5. Васильев Ю.В., Малеева А.В., Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Кнорус, 2013г. – 720 стр.
  6. Ковалев. В.А. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. М.:Проспект, 2013г. – 334 стр.
  7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. 4-е изд. испр. и доп. («Серия – «Вопрос – ответ»), М.: ИНФРА-М, 2009, 288 стр.
  8. Сацук Т.П., Полякова И.А., Ростовцева О.С. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность. М.: Кнорус, 2014г. – 280 стр.
  9. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия. Серия:Бакалавр. Академический курс. М.:Юрайт, 2014г. – 416 стр.

Цитировать

Кузьмина, И.В. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия, оказывающего услуги по сдаче в аренду нежилых помещений / И.В. Кузьмина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3154 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться