Смена главного бухгалтера: порядок передачи дел

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Смена главного бухгалтера в первую очередь предполагает оформление акта приема-передачи первичных документов, отчетности, приказов по учетной политике, а также передачу печати, ключей от системы банковского обслуживания «клиент-банк». Несмотря на то, что действующее законодательство не обязывает документально оформлять передачу дел от прежнего главного бухгалтера новому, эта процедура очень важна организации.

Ключевые слова

ДЕЛО, ДОКУМЕНТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЗАКОН, БУХГАЛТЕР

Текст научной работы

Смена главного бухгалтера в первую очередь предполагает оформление акта приема-передачи первичных документов, отчетности, приказов по учетной политике, а также передачу печати, ключей от системы банковского обслуживания «клиент-банк». Несмотря на то, что действующее законодательство не обязывает документально оформлять передачу дел от прежнего главного бухгалтера новому, эта процедура очень важна организации. Прежде всего, чтобы в будущем избежать негативных последствий.

У организации возникает необходимость переоформления права подписи финансовых документов новым лицом. Руководитель издает приказ о назначении нового главного бухгалтера, переоформляется карточка с образцами подписей в обслуживающем банке. [5]

Руководителю организации необходимо издать приказ о приеме-передаче дел, который может содержать: Ф.И.О. нового главного бухгалтера; дату оформления передачи дел; срок приема-передачи дел; состав комиссии по приему-передаче дел, состав привлеченных лиц; порядок смены банковских карточек с образцами подписей и оттиска печати.

Согласно ст. 80 ТК РФ любой работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом за две недели, поэтому целесообразно установить не более чем двухнедельный срок приема-передачи дел. [2]

Как правило, определение даты связывают с завершением учетных процессов за истекший период и исходят из сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Это важно для разграничения ответственности между прежним и новым главным бухгалтером.

Далее проводится инвентаризация имущества и обязательств, инвентаризация расчетных операций; состояние учета и отчетности.

Формирование комиссии по приему-передаче дел необходимо в случае выявления массовых нарушений в работе бухгалтерии, более тщательной проверки состояния бухгалтерского учета, правильности исчисления и уплаты налогов и т. п.

Руководитель издает приказ о составе комиссии, ее полномочиях. В комиссию следует включать иных работников бухгалтерии (если имеются), сотрудников других подразделений организации и т. д. если же фирма малочисленна и невозможно создать комиссию из своих сотрудников, то могут быть привлечены третьи лица (например, аудиторы).

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13. 06. 95 № 49. Проводить в обязательном порядке инвентаризацию имущества и обязательств при смене главного бухгалтера не обязательно. Между тем проводить инвентаризацию денежных средств в кассе целесообразно всегда при смене главных бухгалтеров.

С 1 января 2013г. формы первичных документов утверждает руководитель организации. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться при совершении факта хозяйственной жизни или непосредственно после его окончания.

Формы первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Таким образом, в настоящее время налогоплательщики вправе сами разрабатывать формы первичных документов или пользоваться унифицированными формами, применяемыми до 1 января 2013 г., закрепив соответствующие положения в учетной политике. Поэтому при оформлении результатов инвентаризации с помощью указанных форм следует обратить внимание на то, утверждено ли их применение в учетной политике организации.

Все выявленные в ходе инвентаризации расхождения следует отразить на счетах бухгалтерского учета, а документы, составленные в ходе инвентаризации, приложить к акту приема-передачи дел.

Новому главному бухгалтеру для более полного понимания структуры организации, следует ознакомиться с учредительными документами организации, проверить регистрационные свидетельства, постановку на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах, ознакомиться с актом последней выездной налоговой проверки. [4]

Кроме того, в случае если в собственности организации имеется ККТ, необходимо проверить соответствующие регистрационные документы.

Для понимания методов учета, которые использовала организация ранее и применяет сейчас, новому главному бухгалтеру следует проверить наличие приказов об утверждении налоговой и бухгалтерской учетной политики и уточнить, какие первичные документы утверждены в качестве приложений к учетной политике; как распределяются обязанности между сотрудниками бухгалтерии.

Все передаваемые документы должны быть подшиты. При их отсутствии делается соответствующая запись в акте приема-передачи и составляется их опись.

Правильность отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни проверяется выборочно или сплошным методом по какому-либо участку бухгалтерской работы за выбранный срок.

При проверке налогового учета, расчетов с бюджетом следует обратить особое внимание на правильность расчета налогов за текущий год, поскольку декларации по многим налогам составляются нарастающим итогом.

Выявленные в ходе проверки нарушения, ошибки и неточности исправляются на основании бухгалтерской справки за подписью прежнего и нового главных бухгалтеров.

После завершения проверки составляется акт приема-передачи дел, в котором фиксируются состояние учета, количество передаваемых документов. Документ составляется в произвольной форме в двух экземплярах и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр передается увольняющемуся главному бухгалтеру, а второй – остается в организации.

Акт подписывается всеми сторонами, принимавшими участие в процедуре приема-передачи дел, и утверждается руководителем организации.

Если передача дел при смене главного бухгалтера по каким-либо причинам не проводилась или не оформлена должным образом, привлечь нового главного бухгалтера к административной ответственности за ошибки предыдущего нельзя. Данная норма закреплена п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина». [3]

Однако, если ошибки прежнего главного бухгалтера впоследствии при проведении проверок контролирующими органами приведут к установлению фактов грубого нарушения организацией правил учета доходов и/или расходов и/или объектов налогообложения и, как следствие, к занижению налогов и сборов, это приведет не только к штрафным санкциям в области налогового законодательства (ст.120 НК РФ), но и наложению административного штрафа на должностных лиц организации (ст.15.11 КоАП РФ). [1]

Читайте также

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. [Электронный ресурс]: [от 31.07.1998 № 146 ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 04.10.2014)]. // - Режим доступа: [Консультант плюс].
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] [от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)]. // - Режим доступа: [Консультант плюс].
  3. Германова В. С. Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект. Современные технологии управления. 2012. № 24 (24). С. 1-9.
  4. Жуков, В. Н. Основы бухгалтерского учета. / В. Н. Жуков. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
  5. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет. / Н. П. Кондраков. – М.: Инфра-М, 2010. – 656 с.
  6. Костюкова Е. И., Фролов А. В., Фролова А. А. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. Учебно-практическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 296 с.
  7. Кулиш Н.В. Формирование эффективной учетной политики сельскохозяйственной организации в условиях совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина". 2012. № 5 (56). С. 67-70.
  8. Пипко В. А., Костюкова Е. И., Кулиш Н. В., Пипко А. В., Кузнецова В. И., Трухачев В. И. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях. Москва, 2008.
  9. Сытник О. Е. Методика формирования аспектов учетной политики, обеспечивающих эффективную стратегию деятельности хозяйствующего субъекта / Сытник О.Е., Бехтерева И.С. // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11 (52).- С. 203-209.
  10. Тунин С. А. Роль профессионального суждения бухгалтера в современной бухгалтерии // Университетская наука – региону: сборник материалов 70-й юбилейной научно-практической конференции. – Ставрополь: АГРУС, 2006. – С. 131-135.
  11. Тунин С. А. Сытник О. Е. Кулиш Н. В. Формирование затрат и управление ими в условиях сельскохозяйственных организаций // Экономика и предпринимательство. – 2014. № 11. (Ч. 2) – С. 658-663.
  12. Фролов А. В., Фролова А. А. Формирование учетной политики в условиях совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета. В сборнике: Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур Сборник научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» «Аграрная наука – Северо-Кавказскому федеральному округу». 2013. С. 111-117.

Цитировать

Калашникова, Т.Т. Смена главного бухгалтера: порядок передачи дел / Т.Т. Калашникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3218 (дата обращения: 26.03.2023).

Поделиться